Факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота
1.Местонахождение торгового предприятия
Действие этого фактора обусловливает интенсивность потока потенциальных покупателей предприятия.
2.Ценовая и маркетинговая политика предприятия
Успехи предприятия в реализации товаров и услуг в значительной мере зависят от эффективности его ценовой и маркетинговой политики. Рост объема товарооборота возможен при: росте цены реализации отдельных видов товаров; снижении цены реализации отдельных видов товаров при условии роста количества реализованных товаров за счет привлечения дополнительных покупателей или рост объема приобретения товаров одним покупателем.
3.Обеспечение товарооборота товарными ресурсами
В этом случае рост объемов товарооборота предприятия может быть обеспечено за счет:
- Увеличения численности торгово-оперативного персонала предприятия.
- Сокращения удельного веса в составе персонала аппарата управления, вспомогательного и обслуживающего персонала.
- Рост производительности труда персонала предприятия.
Так же выделяют Внешние и Внутренние факторы, которые влияют на товарооборот.
Внутренние факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота, можно классифицировать на факторы, связанные:
- С обеспечением товарными ресурсами.
- Эффективностью использования трудовых ресурсов.
- Эффективностью использования основных средств.
Указанные факторы в большей мере поддаются влиянию торговой организации, в данной связи заслуживают отдельного внимания и соответствующего анализа.
Факторы, связанные с обеспечением товарными ресурсами, влияют на объем розничного товарооборота через изменение величин запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочего выбытия и запасов на конец отчетного периода.
К факторам, связанным с использованием основных фондов, относятся:
1) Количество магазинов
2) Средняя торговая площадь одного магазина
3) Товарооборот на 1 кв. м. торговой площади
4) Фондоотдача
5) Среднегодовая стоимость основных фондов
Все факторы, под влиянием которых развивается товарооборот, следует разделить на две группы: экстенсивные и интенсивные.
Такие экстенсивные факторы, как:
- Покупательные фонды населения
- Товарные ресурсы
- Численность обслуживаемого населения
Данные факторы не зависят от деятельности торговых организаций и складываются под влиянием развития экономики страны в целом.
Интенсивные факторы зависят в большой степени от эффективности деятельности торговых организаций.
Внешние факторы можно классифицировать на факторы, оказывающие влияние на спрос и предложение товаров.
Инфляция оказывает влияние на увеличение товарооборота в стоимостном выражении и на снижение физического объема продажи товаров. Кроме того, в результате инфляции ухудшается структура розничного товарооборота. Практически такое же влияние на объём розничного товарооборота оказывает снижение денежных доходов населения. Рост денежных доходов населения приводит к устойчивому росту объёма продаж, улучшению структуры товарооборота: увеличению удельного веса в объёме, продаж мясных, рыбных, овощных продуктов.
К макроэкономическим факторам относятся: падение (рост) производства, ухудшение структуры производства продукции, банкротство организаций, рост неплатежей, снижение производства сельскохозяйственной продукции.
Социальные факторы оказывают непосредственное влияние на объём розничной продажи товаров и в свою очередь зависят от политической ситуации в стране и её экономического развития. Снижение жизненного уровня населения, рост безработицы, понижение доходов населения приводят к сокращению размера продаж и ухудшению их структуры.
Таким образом, на розничный товарооборот оказывает влияние множество факторов.
Объём продажи товаров зависит от экономической и политической ситуации в стране и регионе, уровня инфляции, доходов населения, месторасположение предприятия, интенсивность покупательских потоков, организация товароснабжения, качество товаров, широта и глубина ассортимента, реклама.
Соотношение различных факторов постоянно меняется. Торговое предприятие должно знать общее состояние рынка, величину существующего спроса, темпы его изменения, уровень рыночных цен, влияние конкуренции и т.п., на какие виды и сегменты ему следует ориентироваться при планировании объема и структуры товарооборота.
Вывод: На развитие розничного товарооборота оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Среди основных внешних факторов можно выделить следующие: состояние экономики в целом, уровень развития конкуренции, динамика денежных доходов и расходов населения, и т.д.
К внутренним факторам относят: факторы, связанные с обеспечением товарными ресурсами, с эффективностью использования трудовых ресурсов и основных средств, и т.д.
Учёт рассмотренных взаимосвязей между факторами и очередности их влияния даёт возможность в процессе комплексного анализа розничного товарооборота выявить « узкие места » производственно-торговой деятельности, связанные с влиянием лимитирующих групп факторов. Причем, в один и тот же период времени в различных магазинах потребительского общества или иного предприятия лимитирующими могут выступать различные факторы поглощения.
Изучение этих факторов позволяет, исходя из конкретных условий функционирования торговых предприятий и хозяйственных ситуаций, сложившихся выявить реальные возможности роста товарооборота, а так же наметить систему мер по их мобилизации.