Занятие 2 Факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота

На развитие розничного товарооборота оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы:

1 Состояние экономики в целом

2 Уровень развития конкуренции

3 Динамика денежных доходов и расходов населения

4 Структура спроса

5 Уровень развития промышленности

Внутренние факторы

1. Обеспеченность товарными ресурсами

2. Эффективность использования трудовых ресурсов и основных средств

3. Численность обслуживаемого населения и его денежные доходы

Факторы, связанные с обеспечением товарными ресурсами, влияют на объем розничного товарооборота, через изменения величин запасов на начало периода, поступления товаров, прочего выбытия и запасов на конец отчетного периода.

Формула товарного баланса показателей розничного товарооборота:

Зн + П = Р + Пв + Зк,

Р = Зн + П – Пв – Зк ,

где Р – объем розничного товарооборота;

Зн,Зк – товарные запасы на начало и конец отчетного периода;

П – поступления товарных запасов;

Пв – прочие выбытия (естественная убыль, уценка товаров).

Положительное влияние на сумму товарооборота оказывает увеличение объема поступления товаров, уменьшение прочего выбытия товаров и их остатка на конец периода.

Таблица 4.2. Влияние на объем розничного товарооборота показателей обеспеченности товарными ресурсами, млн. руб.

Показатели Предшествующий год Отчетный год Влияние на товарооборот (+,-)
Товарные запасы на начало года 274,2 280,9 +6,7
Поступления за год 7902,1 11258,8 3356,7
Прочее выбытие товаров 3,6 4,2 - 0,6
Товарные запасы на конец года 531,4 685,1 -153,7
Розничный товарооборот 7641,3 10850,4 +3209,1

Влияние данных факторов на товарооборот определяют как разность между фактическими данными и плановыми или базисными.

Из показателей таблицы видно, что розничный товарооборот организации за отчетный год увеличился по сравнению с предыдущим годом на 3209,1 млн. руб. На увеличение товарооборота повлияло превышение товарных запасов на начало года и увеличение поступление товаров, однако наличие прочего выбытия товаров и увеличение товарных запасов на конец года снизили объем розничного товарооборота.

Повышение эффективности использования трудовых ресурсов зависит от организации труда и его производительности.

Производительность трудав торговле определяется суммой товарооборота на одного торгового работника.

Объем товарооборотаможно представить как произведение среднесписочной численности работников на производительность труда.

РТО

ПТ = _______________,

Ч

РТО = ПТ * Ч,

где ПТ–производительность труда работников,

РТО –розничный товарооборот;

Ч –среднесписочная численность работников, человек

Таблица 4.3. Влияние трудовых факторов на розничный товарооборот, млн. руб.

Показатели Предшествующий год Отчетный год Отклонение (+,-) Отчетный год в процентах к предшествующему
Розничный товарооборот 7641,3 10850,4 +3209,1 141,9
Среднесписочная численность работников, чел. -43 89,6
Производительность труда 18,368 29,089 +10,721 158,3

Розничный товарооборот увеличился в отчетном году по сравнению с предшествующим на 3209,1 млн. руб., несмотря на снижение среднесписочной численности торговых работников на 43 чел. Положительным является более высокий темп роста производительности труда по сравнению с темпом роста товарооборота.

Способом разницопределим влияние на объем товарооборота, изменения среднесписочной численности работников и производительности труда.

1) определим влияние на объем товарооборота изменение среднесписочной численности работников:

(373 - 416) * 18, 368 = - 789, 82 млн. руб.

2) рассчитаем влияние на объем товарооборота изменения производительности труда:

(29, 089 – 18, 368) * 373 = +3998,93 млн. руб.

Следовательно, снижение среднесписочной численности работников на 43 чел. привело к уменьшению товарооборота на 789, 82 млн. руб., а рост производительности труда на

10, 721 млн. руб. увеличил объем товарооборота на 3998, 93 млн. руб.

Совокупное влияние факторов способствовало росту товарооборота на 3209,1 млн. руб. (3998,93 – 789,82).

Для изучения влияния фондоотдачи и среднегодовой стоимости основных фондов на развитие товарооборота используют форму фондоотдачи как отношение розничного товарооборота к среднегодовой стоимости основных фондов:

РТО

ФО = ______________,

ОФ

где

ФО – фондоотдача основных фондов;

ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов.

Таблица 4.4. Влияние фондоотдачи и среднегодовой стоимости основных фондов на товарооборот, млн. руб.

Показатели Предшествующий год Отчетный год Отклонение (+.-) Отчетный в процентах к предшествующему
Розничный товарооборот в действующих ценах 7641,3 10850,4 +3209,1 141,9
Среднегодовая стоимость основных фондов 3529,95 7852,0 +4322,05 222,4
Фондоотдача 2,165 1,382 -0,783 63,8

1.Определим влияние на объем товарооборота изменения среднегодовой стоимости основных фондов:

(7852,0 – 3529,95) * 2,165 = 9257,2 млн. руб.

2. Рассчитаем влияние на объем товарооборота изменения фондоотдачи:

(1, 382 – 2, 165) * 7852, 0 = - 6148, 1 млн. руб.

Прирост товарооборота получен в основном за счет увеличения среднегодовой стоимости основных фондов, что нельзя считать положительным, так как характеризует экстенсивное развитие. Снижение фондоотдачи на 0, 783 р. привело к уменьшению объема розничного товарооборота на 6, 148, 1 млн. руб.

Для определения влияния на объем розничного товарооборота численности населения, обслуживаемого организацией, его покупательных фондов, и охвата покупательных фондов товарооборотом, используем формулу:

(Ч * ПФ ср) * О

РТО = ________________,

где РТО – объем розничного товарооборота;

Ч – численность обслуживаемого населения;

ПФср – покупательные фонды обслуживаемого населения в расчете на одного человека,

О – степень охвата покупательных фондов товарооборота.

Таблица 4.5. Влияние численности обслуживаемого населения и покупательных фондов на товарооборот, млн. руб.

Показатели, млн. руб. Предшествующий год Отчетный год I II III
Численность обслуживаемого населения, чел.
Покупательные фонды в расчете на одного человека 0,254 0,370 0,254 0,370 0,370
Охват покупательных фондов товарооборотом, % 49,880 49,453 49,808 49,808 49,453
Розничный товарооборот 7641,38 10850,4 7502, 18 10928, 37 10850,48

Произведем расчеты с помощью метода цепных подстановок.

Розничный товарооборот в отчетном году по сравнению с предшествующим увеличился на 3209,1 млн. руб., в результате роста покупательных фондов населения на 3426, 19 млн. руб. (10928, 37 – 7502, 18).

Снижение охвата покупательных фондов населения уменьшило товарооборот на 77, 89 млн. руб. (10850, 48 – 10 928, 37), снижение численности обслуживаемого населения уменьшило товарооборот на 139, 2 млн. руб. (7502, 18 – 7641, 38).

Совокупное влияние факторов дает общее отклонение отчетного года от предшествующего на 3209, 1 млн. руб. (3426, 19 – 139, 2 – 77, 89).

Произведенные расчеты свидетельствуют о необходимости, повышения охвата покупательных фондов населения товарооборота путем улучшения организации торгового обслуживания, изучения спроса населения, и завоза товаров соответствующего ассортимента.

Индексный метод анализа розничного товарооборота

Для определения доли прироста товарооборота (Dп) за счет экстенсивных факторов (привлечения ресурсов) и интенсивных факторов (лучшего их использования) применяется формула:

Тэкс

Dп = (1 - ___________) Занятие 2 Факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота - student2.ru 100,

Трто

где Тэкс – темп прироста экстенсивного фактора;

Трто – темп прироста розничного товарооборота;

Например, если розничный товарооборот организации возрос на 20%, а численность работников на 3%, то прирост объема товарооборот за счет роста производительности труда составил:

3,0

Dп = (1 - _________) * 100 = 85%

Занятие 3 Планирование розничного товарооборота

Основная цель планирования розничного товарооборота заключается в определении резервов его роста на основе эффективного использования ресурсов, повышения культуры и качества торгового обслуживания и обеспечения получения необходимой прибыли.

Планирование общего объема розничного товарооборота обычно начинается с определения его ожидаемой величины, так как план разрабатывается за несколько месяцев до наступления планируемого периода.

Под ожидаемым товарооборотомследует понимать наиболее вероятную его величину, как правило, не ниже плановой, на оставшуюся часть года:

РТОож = РТОф (9 мес) + РТОож (IVкв),

где РТО – ожидаемый объем розничного товарооборота за отчетный год,

РТОф (9 мес) – фактический объем розничного товарооборота за 9 месяцев отчетного года;

РТОож (IVкв) – ожидаемый объем розничного товарооборота за IV квартал отчетного года.

Например.

План розничного товарооборота за год 10600 млн. руб., в т.ч. на ноябрь – декабрь 1250 млн. руб. Фактически за 9 месяцев розничный товарооборот составил 8 855 млн. руб., за октябрь – 720 млн.руб., в ноябре и декабре планируется увеличение объема реализации на 2%.

1. Ожидаемый товарооборот за ноябрь и декабрь:

1250 * 1,02 = 1275 млн. руб.

2. Ожидаемый товарооборот за год

8 855 + 1275 + 720 = 10850 млн. руб.

3. Процент выполнения плана: 10850 : 10600 * 100 = 102,4%

При планировании общего объема розничного товарооборота используются следующие методы:

- опытно-статистический;

- экономико-статистический;

- экономико-математическое моделирование.

Опытно-статистический методпозволяет определить плановый объем розничного товарооборота исходя из сопоставимого товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5 лет, предшествующих планируемому году:

РТОпг = (РТОс*Т):100,

где РТОпг – объем товарооборота на планируемый год

РТОс – сопоставимый товарооборот отчетного года;

Т – среднегодовой темп изменения объема товарооборота, %

Экономико-статистический методоснован на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году с помощью скользящей средней.

Занятие 2 Факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота - student2.ru

где Занятие 2 Факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота - student2.ru - среднегодовое изменение прироста объема розничного товарооборота, %;

Kn – последний показатель в ряду выровненных средних, %

K1 – первый показатель в ряду выровненных средних, %

n – количество показателей выровненных ряда средних.

Значение прироста товарооборота (Kпр) определяется продолжением выравненного ряда средних на два шага вперед по формуле:

Kпр = Занятие 2 Факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота - student2.ru

Таблица 4.6. Данные для расчета прироста товарооборота на планируемый год

Периоды Прирост товарооборота,% Выравненные показатели,%
18,0 Занятие 2 Факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота - student2.ru = (18,0 + 19,0 + 21,0) : 3 = 19,3
19,0 К2 = (19,0 + 21,0 + 23,0) : 3 = 21,0
21,0 K3 = (21,0 + 23,0 + 25,0) : 3 = 23,0
23,0  
25,0  

Среднегодовое изменение прироста объема товарооборота:

23,0 – 19,3 23,0 – 19,3

∆ = _____________________ = _________________ = 1,85%

3-1 2

Значение прироста товарооборота на планируемый год:

Кпр = 23 + 2 * 1.85 = 26, 7 %

Если ожидаемый объем товарооборота составил 10850, 0 млн. руб., то планируемый будет равен:

10850,0 * 1, 267 = 13747 млн. руб.

Занятие 4 Анализ и планирование структуры розничного

Товарооборота

Структура товарооборота – это сумма и удельный вес товарных групп и отдельных товаров в розничном товарообороте.

В процессе анализа структуры розничного товарооборота анализируется отношение в товарообороте продовольственных и непродовольственных товаров, изучают структуру розничного товарооборота в динамике по товарным группам, определяют товарооборот на одного человека, по каждой группе товаров определяют выполнение плана товарооборота, и изменение удельного веса в общем объеме товарооборота по сравнению с планом и предшествующим периодам.

С целью выявления причин отклонения от плана анализируют структуру товарооборота, и по отдельным товарам. Анализируют структуру товарооборота не только за год, но и за каждый квартал, а по отдельным товарам в целях изучения сезонности их продажи и за более короткие сроки.

Структура товарооборота складывается под влиянием спроса, который изучают путем:

1) регистрации неудовлетворенного спроса в магазине;

2) изучения динамики товарных запасов по групповому и внутригрупповому ассортименту;

3) использование данных инвентаризаций и выборочных обследований;

4) анкетного опроса покупателей.

На предприятиях питания проводится подробный анализ производственной программы, которая содержит показатели выпуска всех видов продукции собственного производства. Главная составляющая часть производственной программы – это выпуск обеденной продукции, ее анализ выполняется как по стоимостным, так и по натуральным показателям, по видам продукции (первые, вторые, третьи холодные блюда). Анализируется их удельный вес в общем количестве блюд, изменения в выпуске блюд по сравнению с планом и прошлым годом.

При анализе производственной программы изучаются натуральные показатели выпуска полуфабрикатов, мясных, кулинарных, кондитерских изделий, показатели выпуска блюд, определяется средняя цена одного блюда.

К основным методам планирования производственной программы и обеденной продукции относятся:

- метод, основанный на расчете пропускной способности зала и степени ее использования;

- расчеты, исходя из производственной мощности и степени ее использования;

- метод, основанный на расчете и прогнозировании удельных весов первых, вторых, третьих и холодных блюд в их общем количестве.

На предприятиях с постоянным контингентом потребителей (столовых предприятий, школ) используются нормы среднего количества потребляемых блюд одним посетителем в единицу времени (день, месяц, год), данные о количестве потребителей и коэффициент изменения количества потребляемых блюд.

Производственная мощность – это максимально возможный выпуск предприятием (цехом) продукции определенного ассортимента в единицу времени (в смену, месяц, год).

Производственную мощность рассчитывают в соответствии с режимом работы и с учетом применения новой техники и технологии, рациональных методов организации труда.

Заканчивается анализ установлением причин отклонения товарооборота по ассортименту от плана и разработки мероприятий по улучшению торговли отдельными товарами.

При планировании структуры товарооборота организации используют следующие методы:

- экономико-статистический;

- основанный на расчете коэффициента эластичности;

- экономико-математические.

С целью обеспечения установленного прироста товарооборота определяются резервы его увеличения, за счет совершенствования технологий и организации продажи товаров, режима работы, развития внемагазинных форм продажи.

Занятие 5 Анализ и планирование оптового товарооборота

Оптовая торговляпредставляет собой совокупность посреднических операций между хозяйствующими субъектами в целях реализации продукции с одной стороны, и с другой – приобретения товаров для последующего использования их в производстве или продаже розничным торговым организациям и индивидуальным предпринимателям.

Основным звеном оптовой торговли является оптовая организация, осуществляющая двусторонние экономические связи с поставщиками и покупателями с целью закупки и последующей продажи товаров.

Под оптовым товарооборотомпонимается продажа товаров не собственного производства без видоизменения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их дальнейшей перепродажи или профессионального использования.

Различают следующие показатели оптового товарооборота:

1) оптовая реализация товаров;

2) поступления товаров в оптовые организации;

3) товарные запасы в оптовом звене на начало и конец периода.

Основные этапы анализа оптового товарооборота:

1) анализ оптового товарооборота в целом по оптовой организации и в разрезе ее структурных подразделений;

2) анализ ассортиментной структуры оптового товарооборота;

3) анализ товарных запасов и товарооборачиваемости в оптовом звене;

4) анализ поступления товаров в оптовое звено;

Особенности анализа оптового товарооборота:

1. Анализ и учет оптового товарооборота ведется в свободных розничных ценах для возможности его сопоставления с розничным товарооборотом зоны обслуживания.

2. Учет влияния ценового фактора путем расчета показателей динамики в действующих и сопоставимых ценах.

3. Анализ результатов работы собственной розницы.

4. Учет влияния объемов оптовой реализации на получение доходов и прибыли

(ОТО1 – ОТОо) * УДо

Занятие 2 Факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота - student2.ru ∆∑Д = _______________________________

( ОТО1 – ОТОо) * УПо (Пр)о

Занятие 2 Факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота - student2.ru∆∑По (Пр) = ______________________________,

где ОТО1, ОТОо – оптовая реализация товаров в отчетном и базисном годах;

УДо – уровень доходов от реализации в базисном году, %;

УПо (Пр)о – уровень прибыли отчетного года (прибыли от реализации) в базисном году, %

∑Д, ∑По (Пр) – изменение суммы доходов, прибыли отчетного года (прибыли от реализации), р.

Наши рекомендации