Организация логистического управления

Содержание и задачи управления логистикой. Система управления товародвижением призвана обеспечить желаемый уровень обслуживания с минимальными общими затратами. При этом, управление реализует конкретные целевые установки предприятий, производящих продукцию. Такими установками могут быть, например, обеспечение поставки продукции в нужный срок с наименьшими затратами, поддержание необходимого уровня обслуживания.

Управление в этом случае в значительной степени направлено на координацию деятельности всех подразделений, занятых деятельностью по производству и сбыту продукции.

В работе по организации товародвижения участвуют службы маркетинга и снабжения, производственные подразделения, транспорт, складское хозяйство, служба сбыта. В работе этих подразделений возникают рассогласования и противоречия.

Задача системы управления состоит в разрешении возникающих противоречий и принятии решений, обеспечивающих оптимизацию процесса товародвижения.

Управление логистикой реализуется через систему функций управления.

Функции логистического управления. Выделяется три группы функций логистического управления: планирование и координация деятельности участников логистического процесса, регулирование хода работ по выполнению полученных заказов и контроль за движением материальных потоков.

В ходе реализации функции планирования и координации составляются планы и графики движения материальных потоков, осуществляется увязка локальных планов подразделений, разрабатываются цели управления и формируются критерии оценки их достижения, координируется работа всех подразделений предприятия по выполнению намеченных планов и графиков.

В процессе регулирования осуществляется наблюдение за ходом движения материальных потоков, при возникновении отклонений от планов и графиков принимаются меры по их устранению, производится увязка действий всех подразделений, отвечающих за движение материальных потоков, разрабатываются меры по ликвидации возникающих нарушений в единой цепи движения материальных потоков.

При реализации функции контроля осуществляется оценка уровня обеспеченности производства материалами и эффективности их использования, анализируются затраты, связанные с товародвижением, организуется выработка решений по повышению эффективности логистического управления.

Организационные структуры системы управления.Управление материальными потоками на предприятиях реализуется на основе формирования и обеспечения функционирования специальных организационных структур.

В работе по реализации функций логистики на предприятиях участвуют многие подразделения предприятия.

· Служба маркетинга осуществляет исследование рынка и формирует информацию о товарах, пользующихся спросом на рынке.

· Служба материально-технического снабжения осуществляет закупки материальных ресурсов и обеспечивает их доведение до потребителей внутри предприятия.

· Планово-экономическая служба предприятия формирует планы производства продукции.

· Производственные подразделения осуществляют функции изготовления продукции.

· Транспортная служба предприятия организует перемещение грузов на предприятии, внутри предприятия и при доставке потребителям.

· Складское хозяйство обеспечивает хранение и выдачу в производство материальных ресурсов.

· Служба сбыта и финансовый отдел организуют реализацию продукции внешним потребителям.

Координацию работы всех указанных выше подразделений могут осуществить управленческие структуры двух типов.

Первый тип структуры призван осуществить так называемую “штабную функцию” и представляет собой консультативный (или координирующий) тип управления. При реализации этого типа структуры предполагается выделение управляющего товародвижением и сосредоточение им функций планирования товарных потоков, анализа издержек, оперативного прогнозирования, координации деятельности всех подразделений.

Второй тип структуры – линейная организационная структура представляет собой тип контрольной структуры и направлена на повышение роли и значимости управляющего товародвижением. В этой структуре он отвечает за организацию перевозок, эксплуатацию транспортных средств, складирование, контроль за запасами и т.д.

В практике имеют место и другие варианты приспособления аппарата управления предприятием к требованиям конкретной обстановки. За рубежом все больше фирм учреждают у себя постоянные комитеты, в состав которых входят управляющие, ответственные за разные аспекты деятельности по организации товародвижения. Комитеты выполняют координационные функции. Некоторые фирмы вводят должность вице-президента по товародвижению, другие создают матричные механизмы, основанные на двойном подчинении подразделений, от которых зависит эффективное управление материальными потоками.

Функции отдела логистики на предприятии.В современных условиях на предприятиях зарубежных стран создается отдел логистики, задачей которого является организация, оптимизация и контроль материальных потоков с использованием современных технических средств. Такой отдел выполняет следующие функции:

1. Формирование и развитие системы логистики – проектирование и осуществление на практике (построение) системы логистики на предприятии, периодический пересмотр существующей системы и ее реорганизация по мере изменения внешних и внутренних условий.

2. Развитие стратегии логистики в связи с рыночной политикой фирмы в области продаж, инвестиций, кадров и т.д.

3. Системное администрирование – работники отдела осуществляют руководство всеми логистическими процессами, протекающими на предприятии и координируют деятельность подразделений предприятий, которые участвуют в реализации логистических процессов.

В структуре отдела логистики должны быть выделены звенья (бюро, группы), отвечающие за те или иные функции управления: составление прогнозов и планов, регулирование и контроль, проектирование и развитие системы логистики, оперативное управление и координация и другие.

Принятая на предприятиях России структура системы управления логистикой не отвечает современным условиям. Она создавалась с ориентацией на жестко централизованное плановое управление. На предприятиях были сильно развиты технические и производственные службы в ущерб службам сбыта и финансов. В структуре системы управления предприятиями не выделяются подразделения, выполняющие функции координации логистических процессов, осуществляемых на предприятиях. Не сбалансированы функции и границы деятельности подразделений, занятых реализацией логистических функций.

Совершенствование управления материальными потоками.В современных условиях можно выделить три направления совершенствования системы управления материальными потоками.

Первое, усиление взаимодействия между различными функциональными звеньями за счет улучшения различных экономических механизмов, использование которых выступает как один из основных путей обеспечения координации между различными функциональными областями в пределах предприятия.

Второе – достижение необходимого уровня координации через организационные преобразования в структуре управления предприятием.

Третьим направлением является совершенствование управления материальными потоками на основе использования ЭВМ и специализированных информационных систем, таких как система планирования потребности в материалах или система планирования и управления материалами.

Для достижения постоянной эффективности в любом виде производственно-хозяйственной деятельности необходимо иметь соответствующую систему контроля. Управление потоковым про­цессом не является исключением. Без эффективной подсистемы контроля не может считаться полностью дееспособной логисти­ческая система. Отсутствие данной подсистемы приводит к зна­чительным потерям. Ломается параллельность и слаженность взаимных процессов всех подсистем и субсистем в логистической системе, резко падает надежность совокупной работы разнооб­разных составляющих и отдельных субъектов деятельности. Вре­мя неучтенных периодов неиспользования техники и оборудова­ния увеличивается.

Качество выпускаемой продукции, выполняемых работ и опе­раций снижается, что пагубно сказывается на уровне обслужива­ния заказчиков. Повышение рисков и значительные затраты в хо­де регулирования материальных, денежных и иных потоков влечет за собой неприменение нужного контроля. Большую роль играет ка­чество вырабатываемых тактических и стратегических решений, потому что природа рисков в производственно-хозяйственной деятельности многообразна.

Принятие правильного тактического решения дает возмож­ность относительно быстро осуществить проверку идущих про­цессов и соответственно уменьшить либо ликвидировать потен­циальные потери. Риски стратегического характера, возникающие на долговременной основе, требуют сложных схем страхования возможностных оценок.

Рекомендуемая литература

1. Логистика: учебник/под ред. Б. А. Аникина – 3-е изд., пераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008.- 368 с.

2. Неруш Ю. М. Логистика. Учебник для вузов. – 3-е издание перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 389с

3. Лукинский В.С. Логистика в примерах и задачах. Учеб. пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2009. – 128 с.

4. Резко Г.Я. и др. Проектрование товаропроводящих систем на основе логистики. Учеб. пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2006. – 128 с.

5. Чуланова Г.Ю. Закупочная, транспортная и складская логистика. Основы. – Учебно-методическое пособие. – Спб.: Спб филиал ГУ-ВШЭ, 2006г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Роль и место логистики в становлении и развитии новой экономической теории………………………………………………………
1.1. Понятие и сущность логистики……………………………………
1.2. Функции и задачи логистики……………………………………..
1.3. Основные понятия логистики……………………………………..
1.4. Принципы логистики………………………………………………
2. Логистические системы……………………………………………..
2.1. Понятие логистических систем……………………………………
2.2. Проектирование логистических систем…………………………..
3. Информационная логистика………………………………………..
4. Основные методологические положения логистической концепции управления предприятием……………………………………
4.1. Закупочная логистика…………………………………………….
4.2. Логистика складирования………………………………………..
4.3. Логистика производственных процессов……………………….
4.4. Логистика распределения и сбыта……………………………….
4.5. Логистика запасов………………………………………………...
4.6. Транспортная логистика………………………………………….
5. Организация логистического менеджмента…………………….
5.1. Логистика сервисного обслуживания…………………………..
5.2. Организация логистического управления……………………..
Рекомендуемая литература…………………….…………………………....

Наши рекомендации