Организация логистического управления на предприятии

При внедрении логистического управления на предприятии возникают трудности, связанные с сопротивлением как рядовых сотрудников функциональных подразделений, так и их руководителей. Развитие логистики на предприятии требует серьезного подхода к мотивации персонала. Мотивация является необходимым условием успешного формирования и развития предприяия. Большинство работников не любят изменений, так как для их осуществления требуются большие усилия, отказ от старых и привычных приемов; овладение новой квалификацией, изучение новых способов действий, отработка незнакомых ранее процедур, формирование новых отношений. Сотрудники функциональных подразделений сопротивляются изменениям, которые лишают их чувства собственной безопасности, например, когда они не ориентируются в направленности изменений; вынуждены принимать риск на себя; опасаются оказаться в результате изменений ненужными; считают, что не справятся с новыми обязанностями; не способны и (или) не желают обучаться новым навыкам и новому поведению.

Руководители функциональных подразделений оказывают сопротивление, когда изменения ставят под угрозу их позиции и власть, т.е. в тех случаях, когда уменьшается их доля в доходах предприятия; уменьшается их влияние на принятие решений; сокращаются возможности их контроля над ресурсами предприятия; наносится ущерб их репутации.

К другим проблемам организации логистического управления на предприятии относятся: отсутствие специалистов по логистике с необходимым опытом работы, авторитетом, непонимание высшим руководством целей и потенциала логистического управления.

Специалисты по логистике должны обладать системным мышлением и иметь представление о ресурсах предприятия. Для эффективного решения логистических задач специалист по логистике должен: иметь доступ ко всем видам и уровням информации; располагать официальными полномочиями своей должности в иерархии управления предприятием, что позволит ему принимать решения, в том числе кадровые; подчиняться напрямую одному из заместителей генерального директора или непосредственно генеральному директору, чтобы иметь относительную независимость от руководителей других функциональных подразделений предприятия; обладать высоким личностным и профессиональным авторитетом; быть хорошим менеджером.

При традиционном варианте управления материальными потоками на предприятии отсутствует системность управления. Так, связи между логистическими операциями, соответствующими разным функциональным областям, четко не определены, зачастую устанавливаются не целенаправленно, а случайно. Отсутствует объединение логистических операций в единую общую для предприятия функцию управления материальными потоками, также отсутствует носитель этой функции, который должен ее реализовывать. В результате нет, как таковой, оптимизации сквозного материального потока в рамках предприятия и соответствующего экономического эффекта, т.е. у традиционной системы организации управления материальными потоками отсутствуют интегративные свойства. Поскольку логистические функции тесно переплетаются с другими видами деятельности на предприятии, это часто приводит к распределению логистических функций по разным службам (маркетинг, закупки, сбыт, складское хозяйство, производство и т.д.). При этом непосредственные цели этих служб могут не совпадать с целью рациональной организации сквозного материального потока на предприятии в целом.

Поэтому для эффективного решения логистических задач необходимо создание отдельного подразделения - логистической службы, которая будет:

- развивать, формировать и реорганизовывать логистические системы;

- разработывать и реализовывать логистические стратегии предприятия;

- осуществлять внутреннюю и внешнюю логистическую интеграции:

- формирование взаимодействий, гармоничных и продуктивных рабочих отношений между сотрудниками различных функциональных подразделений, которые обеспечивали бы достижение целей логистических систем, организация их совместной работы;

- координацию деятельности в функциональных областях логистики на предприятии и в логистических системах;

- управлять материальными потоками и сопутствующими потоками, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и заканчивая доставкой покупателю готовой продукции;

- осуществлять постоянный логистический реинжиниринг.

Одним из оптимальных решений построения логистической службы предприятия возможно при применении матричной организационной структуры управления (рисунок 5.5).

Организация логистического управления на предприятии - student2.ru

Рисунок 5.5 Матричная структура управления предприятием

Такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с 2-мя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Для деятельности, которая имеет четко выраженное начало и окончание, формируют проекты, для постоянной деятельности - целевые программы;.

А главное руководители проектов, отвечают за реализацию конкретных проектов, заключающихся в оптимизации материальных потоков в логистической системе предприятия в пределах жизненного цикла проекта от идеи, разработки проекта, реализации процессов закупки, доставки, складирования, реализации управления технологическими цепочками производства, вплоть до отгрузки и сервисного обслуживания .

Руководители проекта, в должностные обязанности которых введены функции логистического менеджмента, обеспечивают управление всеми процессами деятельности (логистическими операциями). При этом возникающие проблемы решаются в рамках достижения оптимальной эффективности всей логистической системы предприятия, включая системную оптимизацию заготовительной, производственной и распределительной логистики, что, в свою очередь, требует устранения противоречий, возникающих из-за различия (или конфликта) целей отдельных сфер логистики.

Преимущества матричной структуры:

- лучшая ориентация на проектные (или программные) цели и спрос;

- более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов и повышения эффективности использования ресурсов;

- более гибкое и эффективное использование персонала организации, специальных знаний и компетентности сотрудников;

- относительная автономность проектных групп способствует развитию у работников навыков принятия решений, управленческой культуры, профессиональных навыков;

- улучшение контроля за отдельными задачами проекта или целевой программы;

- любая работа организационно оформляется, назначается одно лицо - "хозяин (руководитель)" процесса, служащее центром сосредоточения всех вопросов, касающихся проекта или целевой программы;

- сокращается время реакции на нужды проекта или программы, т. к. созданы горизонтальные коммуникации и единый центр принятия решений.

Недостатки матричных структур:

- трудность установления четкой ответственности за работу по заданию подразделения и по заданию проекта или программы (следствие двойного подчинения);

- необходимость постоянного контроля за соотношением ресурсов, выделяемых подразделениям и программам или проектам;

- высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, работающих в группах, необходимость их обучения;

- частые конфликтные ситуации между руководителями подразделений и проектов или программ;

- возможность нарушения правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях, из-за оторванности сотрудников, участвующих в проекте или программе, от своих подразделений.

Вывод: внедрение матричной структуры дает хороший эффект в организациях с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников, в противном случае возможна дезорганизация управления

Создание логистической службы на предприятии является весьма трудоемким и догоростоящим мероприятием, поэтому многие предприятия ограничиваются введением логистических функций в существующие на предприятиях организационные структуры управления, позволяющие внедрить межфункциональную командную работу, в процессе которой специалисты различных функциональных подразделений предприятия коллективно работают над решением общих логистических задач предприятия. При этом внутри предприятия установливается четкая система приоритетов и свода процедур, хорошо усвоенных работниками. Выбор этого варианта сопряжен с необходимостью специального логистического обучения всего персонала предприятия. Периодически в связи с изменением задач должны проводиться занятия по повышению квалификации при сохранении преемственности в обучении и формировании новых навыков на базе предыдущих.

Контрольные вопросы для самоподготовки:

1 Охарактеризуйте деятельность службы закупок на трех уровнях.

2 Какие факторы оказывают влияние на построение организационной структуры службы закупок? В чем заключаются особенности этих факторов?

3 Какие варианты организационных структур управления предприятием примеяются при обеспечении предприятия материальными ресурсами? Охарактеризуйте каждый вариант организационной структуры управления закупками на предприятии.

4 Какой внутренней нормативной документацией регламентируется ответственность и полномочия работников и персонала службы закупок? В чем заключаются особенности этих документов?

5 Какие возникают трудности при организация логистического управления на предприятии? В чем их причины?

6 Чем характеризуется матричная организационная структура управления? В чем ее преимущества и недостатки?

Наши рекомендации