Тема 2. Объекты логистического управления

План:

1. Объекты исследования в логистике.

2. Понятие материального потока, и параметры, что его характеризуют.

3. Классификация материальных потоков.

4. Информационные потоки и их классификация.

5.Финансовые потоки и их классификация.

6.Логистические операции и функции с материальными, информационными, финансовыми и сервисными потоками.

Список литературы:[1(36-46, 332-335), 2(241), 3,5,9,10,12]

Мини - лексикон:материальный поток, информационный поток, финансовый поток, логистический сервис, уровень логистического сервиса, логистические операции.

Содержание лекции

Материальный поток - это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения продукции (штука, тонны и т.д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год).

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров: номенклатура, ассортимент и количество продукции; габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры); весовые характеристики; физико-химические характеристики груза; характеристики тары (упаковки); условия транспортировки и страхования; финансовые (страховые) характеристики и т.д.

Классификация материальных потоков:

1. По отношению к логистической системе различают внутренние, внешние, входные и выходные потоки.

2. По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые) Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для учета и планирования.

3. По ассортименту материальные потоки классифицируют на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающиеся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам.

4. По количественному признаку материальные потоки делят на: массовые, крупные, мелкие и средние.

· Массовые - это поток, возникающий в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов.

· Крупные – это потоки нескольких вагонов или машин.

· Мелкие – это потоки грузов, количество которых не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства, и при перевозке их целесообразно совмещать с другими, попутными грузами.

· Средние потоки занимают промежуточное положение между крупными и средними. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.

5. По удельному весу образующие поток грузов материальные потоки делят на:

· Тяжеловесные, обеспечивающие полное использование грузоподъемности транспортных средств. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1т при перевозках водным транспортом и 0,5 т при перевозках железнодорожным транспортом, например металлы.

· Легковесные, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м2 (например, табачные изделия)

6. По степени совместимости материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

7.По физико-химическим свойствам материальные потоки делят на:

· Насыпные грузы (например, зерно), которые перевозятся без тары. Их главное свойство- сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах и в автомашинах.

· Навалочные грузы – как правило, минерального происхождения (соль, уголь, руда, песок и т.д.). Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

· Тарно-штучные грузы, которые имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Они могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках, а также и без тары: длинномерные и негабаритные грузы.

· Наливные грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и другие, выполняются с помощью специальных технических средств.

Информационный поток –это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.

Информационный поток может существовать в виде бумажного или электронного документа. Характеризуется информационный поток источником возникновения, направлением, периодичностью, объемом, скоростью передачи и т.д. Управление информационным потоком заключается в согласовании скорости передачи и приема информации, объема информации и величины пропускной способности отдельной структуры или пути следования потока.

Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени.

Классификация информационных потоков:

1. В зависимости от вида связываемых потоков систем:

- горизонтальные – относящиеся к одному уровню иерархии логистической системы;

- вертикальные – от верхнего уровня логистического менеджмента к нижнему;

2. В зависимости от места прохождения:

- внешние; внутренние;

3. В зависимости от направления по отношению к логистической системе:

- входные, выходные;

4. По времени возникновения информации:

- регулярные – соответствующие регламентированной во времени передаче данных;

- периодические – с жестким ограничением на время передачи;

- оперативные – обеспечивающие связь абонента в интерактивном и диалоговом режимах «on line» и «off line».

5. В зависимости от назначения:

-директивные (управляющие), нормативно-справочные, учетно-аналитические, вспомогательные;

6. По степени открытости и уровню значимости:

- открытые, закрытые, коммерческие, секретные (конфиденциальные), простые, заказные.

7. По способу передачи данных:

- курьером, почтой, по телефону, телетайпу, телетайпу, по радио и телевидению, электронной почтой, по факсимильной сети, по телекоммуникационным сетям.

Каждому материальному потоку соответствует информационный поток. Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным , так и в противоположную:

- опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;

- опережающий информационный поток в прямом направлении – предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;

- одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;

-вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству и качеству, а также различные претензии и подтверждения.

Финансовый поток -это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного материального потока.

Классификация финансовых потоков

1. По отношению к логистической системе различают:

- внешние финансовые потоки, существующие во внешней среде, т.е. за границами рассматриваемой логистической системы;

- внутренние финансовые потоки, существующие внутри логистической системы и видоизменяющиеся за счет выполнения целого ряда логистических операций с соответствующим материальным потоком.

2. По направлению движения внешние логистические финансовые потоки подразделяются на входные и выходные.

3. По назначению логистические финансовые потоки подразделяются на следующие группы:

- закупочные - обусловленные процессом закупки товаров;

- инвестиционные финансовые потоки;

- по воспроизводству рабочей силы;

- производственные - связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятия;

- сбытовые - возникающие в процессе продажи товаров.

4. В зависимости от источников финансирования логистические финансовые потоки подразделяются на:

- собственные, которые могут находиться в распоряжении лица, принимающего решения, в виде свободных, в том числе наличных, средств, а также поступать за счет прибыли от производственно-сбытовой деятельности, от амортизационной деятельности, различных продаж помимо производимого товара (например, недвижимости).

- заемные, представляющие собой различного рода кредиты, полученные под вексель или под другие формы обязательств.

5. В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно дифференцировать на большие группы:

-денежные финансовые потоки, характеризующие движение наличных финансовых средств, которые в свою очередь делятся на потоки наличных ресурсов по гривневым расчетам и по расчетам валютой;

- информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных финансовых средств; к ним относятся потоки безналичных финансовых ресурсов по расчетам платежными поручениями, чеками;

- учетно-финансовые потоки, которые возникают при производстве товаров или оказании услуг на стадии увеличения авансированной стоимости. Под увеличением авансированной стоимости понимается процесс формирования материальных затрат в производственной деятельности коммерческой организации. Движение финансовых ресурсов в рамках названного процесса и характеризуют логистические учетно-финансовые потоки.

6. По видам хозяйственных связей различаются:

- горизонтальные финансовые потоки, отражающие движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности.

- вертикальные финансовые потоки, протекающие между дочерними и материнскими коммерческими организациями.

Логистический сервис –работа по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-нибудь нужд. Логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров. Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического сервиса. Все работы в области логистического обслуживания можно разделить на три основные группы:

- предпродажные, т.е. работы по формированию системы логистического сервиса;

- работы по оказанию логистических услуг, осуществляемых в процессе продажи товаров;

- послепродажный логистический сервис.

Наши рекомендации