Организация логистического управления на предприятии

Логистическая стратегия, логистические функции и операции фирмы реализуются с помощью определенной организационной структуры управления логистикой - совокупность элементов службы (отдела) логистики (должностей и структурных подразделений) и установившихся связей между ними.

В традиционном варианте управления МП на предприятии, принципиальный недостаток которого – отсутствие системности управления. Так, связи между ЛО, соответствующими разным функциональным областям, четко не определены, зачастую устанавливаются не целенаправленно, а случайно. Отсутствует организация, объединение ЛО в единую общую для предприятия функцию управления МП, также отсутствует носитель этой функции, который должен ее реализовывать.

В результате нет, как таковой, оптимизации сквозного МП в рамках предприятия и соответствующего экономического эффекта, т.е. у традиционной системы организации управления МП отсутствуют интегративные свойства. Поскольку ЛФ тесно переплетаются с другими видами деятельности на предприятии, это часто приводит к распределению ЛФ по разным службам (маркетинг, снабжение, сбыт, складское хозяйство, производство и т.д.). При этом непосредственные цели этих служб могут не совпадать с целью рациональной организации сквозного МП на предприятии в целом. Поэтому для эффективного решения логистических задач необходимо создание логистической службы, которая будет реализовать следующие основные задачи:

1.Развитие, формирование, реорганизация ЛС.

2.Разработка и реализация логистической стратегии предприятия.

3.Внутренняя и внешняя лог-ая интеграция: 1) формиров. взаимод., рабочих отношений между сотрудниками различных функц-ных подразделений, 2) координация деятельности в функц-ных областях логистики на предприятии и в ЛЦ.

4.Управление МП и сопутствующими потоками, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и заканчивая доставкой покупателю ГП.

5. Логистический реинжиниринг.

Стадии эволюции логистических структур

На первой стадии основная функции логистики – доставка продукции предприятия в розничную сеть. На этой стадии лог-ие функции распылены между различными подразделениями, но появляются тенденции к объединению ЛФ в подсистемы.

На второй стадии к доставке продукции добавляются: организация хранения на складах, оптимизация запасов, обслуживание клиентуры и т.д. ЛФ расширяются и объединяются большинство ЛО, создаются сис. доставки товаров по заказам клиента.

На третьей стадии - полное объединение всех ЛО на предпр. В набор лог-их задач включ. построение ЛС, участие в планир. производства и прогнозировании продаж; организация закупок МР для предприятия, организация поставок товаров за рубеж и др.

Возможные организационные структуры логистической службы

1. Матричная структурахарактерна для крупных компаний. Центральной лог-ой службе подчинены несколько служб, ответственных за определенный этап процесса физического перемещения продукции. Поскольку сама служба логистики не располагает собственными операционными средствами, то ее функция становится исключительно координационной. Происходит уточнение конечных целей и согласов. деятельности структур. Руководство каждой лог-ой операц-ой единицы отчитывается перед этими структурами в той части своей деятельности, которая касается их.

2. Второй вариант основан на взаимодействии «отдающих приказания» и «предоставляющих услуги»единиц. Центральная лог-ая служба получает «приказания» от торгового отдела в виде прогнозов продаж, четких указаний и показателей стоимости, рентабельности. Это служба логистики сводит в спец. перечень заданий. После он передается «внутр. предоставителям услуг»(магаз., трансп. Подраздел. и т.д).

3. Третий вариант заключается в установлении внутри компании четкой системы приоритетов и свода процедур, хорошо усвоенных работниками. Функция лог-ой службы тогда ограничивается внутренним логистическим контролем: она следит за соблюдением правил перемещения материалов и товаров. Роль логистики на этой стадии уменьшается, но зато прекрасно понимается всеми работниками.

Организация межфункциональной командной работы – работа,в процессе которой специалисты различных функциональных подразделений предприятия коллективно работают над решением общих логистических задач предприятия или ЛЦ. Преимуществами такой работы являются:

· Объед-ие знаний, навыков, умений сотрудн. различных подразделений предприятия;

· перекрестное (по вертикали и горизонтали) владение задачами и проблемами;

· повышение качества принимаемых решений;

· ускорение определения и решения логистических задач и др.

Существуют следующие условия эффективной работы межфункциональных команд:

· менее 10 членов; группу возглавляет специалист по логистике;

· объем документации минимален;

· рук-ль и члены команды разделяют идеи, составляющие суть лог-ой деятельности;

· команда имеет ясные цели в области логистики;

· перед командой ставятся конкретные задачи в области логистики;

· этих целей можно достичь только командной работой;

· существует потребность в каждом члене команды;

· поощрения за деятельность всей команды, а не отдельных членов.

Требования к специалистам по логистике

Специалисты по логистике делятся на тактиков , которые имеют хорошие знания и навыки работы и стратегов , кот. обладают высокими аналитич. способностями, способностями к коммуникации, владеющие навыками планирования.

Для эффективного решения логистических задач стратег должен:

· иметь доступ ко всем видам и уровням информации;

· располаг. офиц. полномоч. своей должности в иерархии управления предприятием

· подчиняться напрямую одному из заместителей генерального директора, чтобы иметь относит. независим. от рук-лей др. функциональных подразделений предприятия;

· обладать высоким личностным и профессиональным авторитетом;

· быть хорошим менеджером.

Наши рекомендации