Тема 4: Cертификация продукции и систем качества.

1.Сущность, формы и основные принципы сертификации

2.Структура и функции системы сертификации

3.Нормативно-методическая база процедур сертификации

4. Структура процесса сертификации

1.Сертификация – это действие, удостоверяющее посредством сертификата соотношения или знака соотношения, что изделие услуга или вид деятельности соответствуют определённым официально утвержденным стандартом или др нормативными документами.

Сертификат соответствия – документ, изданный по правилам системы сертификации, сообщающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицируется продукция (процесс, услуга), соответствует стандарту или др нормативному документу.

Знак соответствия – защищённый в установленном порядке знак, применяемый или выданный органом по сертификации в соответствии с правилами системы сертификации, показывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция соответствует стандарту или др нормативным документам.

СТБ 003 – при участии людей знак применяется при обязательной сертификации (без рамочки).

Знак соответствия применяемый при добровольной сертификации продукции (услуг) - СТБ в рамочке.

Группы объектов, подлежащих сертификации:

-выпускаемая организациями продукция

-оказанные организациями услуги

-действующие системы управления качеством

-проф знания и навыки персонала

Формы сертификации:

· Обязательная – распространяется на продукцию и услуги, которые могут угрожать жизни, здоровью и сохранности имущества их потребителей, а так же способы нанести ущерб окружающей среде. Подлежат: продукция, услуги.

· Добровольная – проявляется в тех случаях, если строгое соблюдение требований , существующих стандартов или др нормативной документации на продукцию, услуги, процессы государством не предусмотрено. Подлежат: продукция, услуги, системы управления качеством, персонал организации.

Документы об оценке соответствия:

1)сертификат соответствия (услуги и продукция)

2)декларация о соответствии (продукция)

3)аттестат аккредитации (органы аттестации)

4)сертификат компетентности (работник)

Мотивы, пробуждающие организации к добровольной сертификации:

1.Внешние: -выполнение необходимых условий для льготного пред-ия, страх-ия или участия в различных тендерах.

-создание предпосылок для обоснования, повышение цен на выпускаемую продукцию.

-выполнение требований крупного заказчика.

2.Внутренние: -получение необходимой информации для разработки мер по снижению произв-ых издержек.

-сокращение инф-ции потреб-ми аудиторских проверок.

-изменения в корпоративной стратегии

-повышение уровня развитости организационной культуры и др.

Принципы сертификации:

-добровольность

-бездискрименационность доступа

-объективность оценок

-конфиденциальность

-доказанность выполнения сертификационных требований

-специализация органов по сертификации.

2.Система сертификации:

- это система, осуществляющая сертификацию по своим собственным правилам, касающаяся как процедуры так и управления

-это совокупность участников сертиф-ых процедур, объединённых сетью функциональных взаимосвязей между ними.

Систему сертификации составляет:

-центр. орган, управляющий системой и проводящий надзор за её деятельностью и имеющий возможность передавать право на проведение сертификации другим органами.

-правила и порядок проведения сертификации.

-нормативный документ, на основании которого осуществляется сертификация.

-процедуры сертификации

-порядок инспекционного контроля.

Структура систем сертификации имеет определённые отличия, связанные с особенностями:

-объектов сертификации

-нац законодательной базы

-степенью развитости научно-технической инфраструктуры.

Структура и схема взаимодействия участников национальной системы сертификации РБ:

Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru Комиссия по нац орган по

Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru аппеляциям сертификации

       
  Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru
    Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru
 

Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru рабочие органы заявка

Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru по сертиф-ии

Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru научно-методический

договор Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru протокол испыт-й сертиф центр

Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru испытательная

Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru лаборатория

Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru копия протокола испыт. договор

Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru

Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru заявители сертификат

3. Стандарт – это документ, разр-ый на основе консенсуса и утверждённый признанным органом, в кот устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов и кот направлен на достижение оптимальной степени упорядоченности в определённой области.

Классификация стандартов:

1)По сфере распределения:

-гос стандарты(ГОСТы, СТБ)

-отраслевые стандарты (ОСТы)

-стандарты организации (СТО)

2)По назначению:

-конструктивные

-функциональные

3) От нес-ть и опр. Объекту:

-стандарты на систему качества организации

-Стандарты на продукцию и услуги

-стандарты на методы работы органов по сертификации и аккредитации.

Структура процесса сертификации:

Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru Заявка на сертификацию

Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru Оценка соответствия объекта сертификации

Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru Анализ результатов оценки соответствия

Тема 4: Cертификация продукции и систем качества. - student2.ru Принятие решения о сертификации

Инспекционный контроль за сертифицированным объектом

Тема 5. Стандарты ИСО 9000 – это пакет документов по обеспеч. Кач., подготовл.комитетоммеждунарорг по стандартизации и пригодный для достижения стабильно высокого кач работы любой отраслевой организации.

Структура стандартов ИСО серии 9000
Стандарты на сист.качества Стандарты концепции и методологии ИСО9000:2006 («сист.Менеджмкач, осн положения и словарь») Стандарты на поддерживающие технолог
основные стандарты ИСО 9001:2009 ИСО 9004:2010 руководящ указания по систкач
       

Принципы МК:(СТБ ИСО 9000:2006)

-ориентацна потребит

-лидерство руководит

-вовлеч работников

-Процессный подход

-системный подход к менеджм

-пост улучшение

-принятие решений основ на фактах

-взаимовыгодныеотнош с поставщиками

СТБ ИСО 9001:2009 «сист МК.требования»

-направлен на прим процессного подхода при разработке, внедрении и повышении результативности СМК с целью повыш. Удовл. Потребителя путем вып его требований.

Процессный подход-это когда видами деятельности и связ. С ними ресурсами управляют как процессом.

Процесс-это совокупнвзаимосвяз или взаимод. Видов деятпреобраз входы в выходы.

Входной поток-материалы или инф преобразуемые процессом для созд выходных потоков.вых.потоки-это результат преобразов входных потоков.

Управляющие воздействия процесса –это нормативн документы или деятельность, пред., регулир. Или влияющая на процесс.

Ресурсы процесса-содейств факторы не преобразунмые, чтобы стать выходным потоком????(индивиды, группы, оборуд. И т.д.)

Владелец процесса- лицо ответственное за кач. Вып и функционирпроцесса.Должен:-согласовывать входные и выходные данные процесса; нести ответств за корректировку возм недостатков и содействовать разреш возник. Проблем.; предусмотреть возможность для исполнителей вносить изм. В операцспособствующ улучшению процесса.

ЦиклPlan-уст.целей и необход.процессов для получ результатов в соотв с требов потребит и политикой орг

Do-внедрение запланир процессов и действий с учетов экономного исп ресурсов и достижнекоторпоказаткач.

Check- мониторинг отличия планов показат с фактич

Action-повед мероприятий по пост улучш, анализ возможностей и улучшений.

Стадии ЖЦ продукта:

-исслед рынка маркетинга

-разработка и усов прод

-планир и развитие процесса

-закупочная деятельность

-производство или предоставл услуг

-контроль и испытания

-упаковка и хранение

-продажа и распростр

-уст и ввод в эксплуатац

-тех помощь и обслуживание

-период после продажи(после прод обслужив)

-утилизация или переработка по окончании срока исп.

Системный подход к управлкач продукции на всех стадиях ее жизненого цикла требует, чтобы такое управление интегрир в себе процессы осущ. Всех трех осн. Функций:

-обеспечкач

-оперативного управлкач.

-улучш. Кач.

СТБ ИСО 9004: 2010

«менеджм для достиж. Устойчивого успеха орг. Подход с позиции МК»- позволяет повысить качпрод. И услуг с помощью самооц.


Наши рекомендации