Сертификация продукции и систем ее качества

Тема 14. Менеджмент качества

Лекция 2. Стандарты ИСО, сертификация и система менеджмента качества

1. Международная система качества: стандарты ИСО

Инструменты повышения качества продукции

Сертификация продукции и систем ее качества

4. Система менеджмента качества (СМК)

1. Международная система качества: стандарты ИСО

1.1. Международные стандарты ИСО серии 9000 в системах управления качеством продукции

В 1987 г. Международной организацией по стандартизации – ИСО (The In­ternational Organization for Standardize – ISO) была разработана серия стандартов ISO 9000.

ИСО обра­зована в 1947 г. и является всемирной федераци­ей национальных организаций по стандартизации.

В основу стандартов положен стандарт Британской организации по стандартизации, который, в свою очередь, берет начало от американских стандартов на качество готовой продукции (MIL-Q9858), принятых в конце 1950-х годов Министерством обороны США.

Цель разработки стандартов – унификация национальных стандартов на продукцию для упрощения и расширения международной торговли.

В настоящее время насчитывается более 13 тысяч стандартов ISO, кото­рые охватывают практически все виды экономической деятельности (экологические стандарты, стандарты охраны труда, безопасности труда и т. п.).

Международные стандарты ISO 9000, посвященные системам менеджмента качества, являются основой более 900 000 сертифициро­ванных систем управления качеством более чем в 175 странах.

Стандарты:

-со­держат проверенные временем и опытом концепции внутреннего руководства качеством и модели по внешнему обеспечению качества;

-являются уни­версальным инструментом оценки систем качества независимой третьей стороной;

-совершенствуются и развиваются вместе с ростом требований потребителей.

Применение стандартов и создание на предприятии системы менеджмента качества способствует повышению качест­ва и конкурентоспособности продукции, снижает затраты на произ­водство и помогает создавать положительный имидж предприятия.

Проекты международных стандартов, разработанные техническими комитетами ИСО с участием правительственных и неправительственные ор­ганизаций государств-участников, рассылаются заинтересованным организациям на согласование. При одобрении проекта стандарта не менее 75% комитетов-членов ИСО стандарт утверждается и получает статус международного.

Первые стандарты были посвящены терминам качества. При стандар­тизации управления качеством по системе ИСО продукция классифи­цируется по четырем общим категориям:

- оборудование;

-программное обеспечение:

-перерабатываемые материалы;

-услуги:стра­хование, банковские операции, транспорт и др.

Первый официальный стандарт России был утвержден Петром I на качество льна. «Дабы не позорили державу Российскую некачест­венной продукцией».

Первая версия стандартов серии ИСО 9000 была утверждена в 1987 году и состояла из пяти стандартов. Они образовали основополагающий комплекс международных стандартов по качеству, включающий:

- ИСО 9000, ИСО 9004 «Общее руководство качеством, стандарты и элементы по обеспечению качества.Руководящие указания.

- ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 - Системы качества.Модели для обеспечения каче­ства при проектировании и (или) разработке, монтаже и обслужива­нии»; производстве; при окончательном контроле и испытаниях»;

Разработанные стандарты вобрали в себя все наиболее рациональные решения, накопленные в области управления качеством.

С 1987 г. помимо пяти основополагающих стандартов, ставших основой комплекса, продолжалась разработка новых стандартов ИСО серии 9000. Были разработаны и приняты международные стандарты с номерами:

- ИСО 10011: «Руководящие указания по проверке системы ка­чества». Данная группа является нормативной базой для органов, осуществляющих проверку системы качества предприятия

- ИСО 10012: «"Требования, гарантирующие качество измери­тельного оборудования.

- ИСО 10013: «Руководящие указания по разработке руководств по качеству».

ИСО 8402: «Управление качеством и обеспечение качества - словарь».

Одновременно с разработкой новых стандартов ИСО серии 9000 был проведен пересмотр (в 1994 г. и в 2000 г.) основополагающих стандартов, приня­тых в 1987 г.

Международные стандарты ИСО 9000 устанавливают степень ответственности руководства предприятия за качество:

-за разработку политики в области качества;

- за создание, вне­дрение и функционирование системы менеджмента качества.

Нормы ИСО 9000 применяются, в основ­ном, в следующих четырех ситуациях:

- как методический материал при построении системы качества на предприятии;

- как доказательство качества при заключении контракта между поставщиком и потребителем. Потребитель может ого­ворить в контракте соответствие продукции нормам ИСО 9000;

- при оценке потребителем системы качества предприятия - по­ставщика. Поставщик может получить официальное признание соответствия определенному стандарту;

- при регистрации или сертификации системы качества зареги­стрированным органом по сертификации. При этом поставщик обязу­ется поддерживать соответствие системы качества нормам ИСО 9000. Это для потребителя является достаточным доказательством способности поставщика к качеству и оценка системы качества потребителем уже не проводится.

Ежегодно 14 октября отмечается Всемирный день стандартов.

Наши рекомендации