Сертификация продукции и систем качества

Сертификация- это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Она осуществляется третьей, независимой организацией.

Сертификация базируется на следующих основных принципах:

1) обеспечение общественных и государственных интересов при оценке безопасности продукции и достоверности информации о ее качестве;

2) добровольность либо обязательность;

3) объективность, т. е. независимость от изготовителя и потребителя;

4) достоверность, т. е. использование профессиональной испытательной базы;

5) исключение дискриминации в сертификации продукции отечественных и зарубежных изготовителей;

6) предоставление изготовителю права выбора органа по сертификации и испытательной лаборатории;

7) установление ответственности участников сертификации;

8) правовое и техническое обеспечение, а также многофункциональность использования результатов сертификации (сертификатов и знаков соответствия) изготовителем, торговлей, потребителями, органами надзора, таможней, страховыми организациями, биржами, аукционами, арбитражем, судом;

9) открытость информации о положительных результатах сертификации или о прекращении действия сертификата;

10) разнообразие форм и методов проведения сертификации продукции с учетом ее специфики, характера производства и потребления.

Организация сертификации включает две стадии:

• обеспечение и реализация условий для создания и производства продукции, подлежащей сертификации;

• организация и проведение сертификации продукции как подтверждение ее соответствия требованиям нормативно-технической документации.

Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, принятым в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции определенным требованиям.

Система сертификации однородной продукции относится к определенной продукции, процессам или услугам, для которых применяются одни и те же конкретные стандарты и одна и та же процедура. Система сертификации однородной продукции распространяется на различные виды изделий (например, холодильники, радиоприемники, автомобили, компьютеры), если все они сертифицируются по одним и тем же правилам на соответствие одному и тому же требованию (например, электромагнитной совместимости).

Орган по сертификации - это орган, который проводит сертификацию и несет ответственность за ее результаты. Но он обязательно должен пройти аккредитацию, т. е. получить официальные полномочия на осуществление деятельности по сертификации.

Заявители- предприятия, организации, граждане, обратившиеся с заявкой на проведение сертификации конкретного типа (марки) продукции.

Сертификационные центры - это органы, проводящие сертификацию продукции очень узкой номенклатуры.

Испытательные лаборатории - это производственные подразделения, непосредственно осуществляющие испытания, проверку и сопоставление их результатов.

Чрезвычайно важную роль во всех системах сертификации играют эксперты-аудиторы, которые проходят специальную подготовку и затем арестовываются на право проведения определенных видов работ в области сертификации.

При организации систем сертификации необходимо уделять серьезное внимание четкому разделению ответственности между ее участниками. Например, изготовитель (поставщик, исполнитель) несет ответственность за соответствие продукции требованиям нормативных документов, которые контролируются при сертификации. В свою очередь, продавец отвечает за наличие сертификата и соответствие реализуемой продукции именно этому сертификату, а орган по сертификации - за правильность выдачи сертификата соответствия и подтверждения его действия.

Кадровое планирование

Виды кадрового планирования:

1. Планирование потребности в кадрах,

2. Планирование привлечения или сокращения персонала,

3. Планирование использования кадров,

4. Планирование развития кадров,

5. Планирование фонда оплаты труда.

Привлечение работников осуществляется из внутреннего рынка труда (коллектив действующего предприятия), так и из внешнего по отношению к предприятию.

При рассмотрении претендентов на вакантную должность в настоящее время принято по опыту зарубежных фирм заполнять резюме, в котором могут быть следующие данные:

1. Фамилия, имя, отчество, адрес, телефон претендента.

2. Должность, на которую он претендует.

3. Трудовой опыт (начиная с последнего места работы, перечисляя в обратном порядке).

4. Образование (начиная с указания последнего учебного заведения, которое претендент закончил).

5. Личные данные (возраст, физические данные, состояние в браке, наклонности, мотивы и т. п.).

6. Рекомендации компетентных лиц о деловых качествах претендента (рекомендательные письма часто отправляются отдельно, чтобы кандидат не мог их прочитать).

Существуют различные методы сбора информации для отбора: собеседование, испытание, тестирование и др. Для работающих работников проводится аттестация.

К определению численности персонала рекомендуется применять три подхода:

1) маржиналистский;

2) экспертно-статистический;

3) аналитико-нормативный.

Маржиналистский подход основан на анализе предельной продуктивности факторов производства. Планирование численности персонала может осуществляться как при фиксированных затратах на оборудование и материалы, так и в рамках общей задачи оптимизации затрат на все виды производственных ресурсов.

Экспертно-статистический подход основан на установлении статистических зависимостей между численностью персонала и влияющими на нее факторами. Эти методы могут применяться для ориентировочных расчетов численности в рамках однородной группы предприятий.

Аналитико-нормативный подход к определению численности персонала предполагает анализ конкретного трудового процесса, проектирование рациональной организации труда, нормирование трудоемкости работ по каждой группе персонала и на этой основе – установление норм численности.

Наши рекомендации