Анализ качества продукции в основном связан с использованием специфичных для производимой продукции показателей качества

Анализ продаж продукции, ее структуры, состава и ассортимента.

Индикаторы, которые рекомендуется рассчитывать на данных этапах, можно подразделить на следующие группы:

- индикаторы, характеризующие производство и спрос на продукцию организации (готовая продукция, выручка от продаж, индекс реального спроса на продукцию и т.д.) в целом и, в случае выпуска достаточно разнородной продукции, по ассортиментным группам;

- индикаторы, характеризующие структуру продукции, состояние и изменение (обновление) ее ассортимента;

- индикаторы, характеризующие интенсивность и экстенсивность сбытовой деятельности организации.

Анализ качества продукции в основном связан с использованием специфичных для производимой продукции показателей качества.

Выделяют прямые и косвенныепоказатели качества продукции. В свою очередь, прямые показатели подразделяются на обобщающие и индивидуальные. Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения (например, удельный вес продукции высшей категории качества). Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств (полезность, надежность и т.д.). Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака.

8. В ходе анализа себестоимости продукции предлагается рассматривать следующие показатели: полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат, затраты на 1 руб. товарной продукции, себестоимость отдельных изделий, отдельные статьи затрат и др. Наиболее сложными задачами при анализе себестоимости продукции являются разделение издержек на постоянные и переменные и отнесение постоянных и общих (косвенных) затрат на те или иные виды продукции для целей расчета полной себестоимости изделия. Основные индикаторы анализа себестоимости продукции:

- полная себестоимость товарной продукции;

- Уровень затрат на 1 руб. реализованной продукции;
- Общая сумма постоянных затрат;

- переменные затраты на единицу продукции;

- коэффициент переменных затрат.

9. Основными показателями конкурентоспособности продукции можно назвать индикаторы, характеризующие спрос на нее по сравнению со спросом на продукцию конкурентов. К таким показателям, в частности, относится коэффициент рыночной доли, могут использоваться показатели продаж и качества продукции.

10. Анализ доходов, расходов и финансовых результатов от операционной деятельности предполагает структурный анализ доходов и расходов по источникам их возникновения, оценку стабильности получения доходов и расходов. При этом целесообразно использовать показатели, рассчитанные при проведении анализа себестоимости продукции. Основные показатели, которые рекомендуется рассчитывать на данном этапе анализа:

- выручка от продаж;

- прибыль от продаж;

- валовая маржа (Выручка – Переем. издержки)

11. Обобщающей характеристикой эффективности операционной деятельности являются показатели рентабельности.

Рентабельность продаж показывает, какую прибыль получает коммерческая организация с каждого рубля продаж. Рентабельность основной (операционной) деятельности (рентабельность затрат) показывает, какую прибыль коммерческая организация получает с каждого рубля затрат.

В процессе комплексного экономического анализа операционной деятельности организации важно подробно рассматривать не только достигнутый предприятием технический, технологический и организационный уровень развития, но и потенциал, резервы его перспективного развития, которые во многом зависят от проводимой предприятием кадровой и социальной политики.

12. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ АНАЛИЗА ТЕХНИКО-ОРГАНИЗАЦИОННОГО УРОВНЯ ПРОИЗВОДСТВА

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Система показателей анализа организационно-технического уровня │

│ производства │

└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘

\│/

┌─────────────────────────────────────┐

\│/ \│/

┌────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────┐

│ Показатели, зависящие от │ │ Показатели, не зависящие от │

┌<─┤ деятельности предприятия │ │ деятельности предприятия ├─>┐

│ │ (внутренняя среда) │ │ (внешняя среда) │ │

│ └────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘ │

│ ┌────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────┐ │

│ │ Показатели, характеризующие│ │ Показатели, характеризующие │ │

├─>│ уровень техники │ │ денежно-кредитную политику │<─┤

│ │ │ │государства и ее эффективность│ │

│ └────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘ │

│ ┌────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────┐ │

│ │ Показатели, характеризующие│ │ Показатели, характеризующие │ │

├─>│ уровень технологии │ │налоговую политику государства│<─┤

│ │ производства │ │ и ее эффективность │ │

│ └────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘ │

│ ┌────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────┐ │

│ │ Показатели, характеризующие│ │ Показатели, характеризующие │ │

│ │ уровень организации и │ │ конъюнктуру внешних и │ │

├─>│ управления производством │ │ внутренних рынков, │<─┤

│ │ │ │ сравнительную эффективность │ │

│ │ │ │ реализации товара │ │

│ │ │ │ на внутреннем и внешнем рынке│ │

│ └────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘ │

│ ┌────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────┐ │

│ │ Показатели, характеризующие│ │ Показатели, характеризующие │ │

└─>│ социальные условия работы │ │ социальную политику │<─┘

│ коллектива │ │государства и ее эффективность│

└────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘

13. ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ АНАЛИЗА

Показатели, характеризующие уровень организации

и управления производством

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Показатели, характеризующие уровень организации │

│ и управления производством │

└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘

\│/

┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐

\│/ \│/

┌────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────┐

│ Показатели организационного│ │ Показатели уровня управления │

│ уровня производства │ │ производством │

└────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘

Для оценки организационного уровня производства используется специальная система показателей, включающая в себя коэффициент непрерывности производства, коэффициент поточности, коэффициент специализации, коэффициент ритмичности, коэффициент серийности.

Коэффициент непрерывности представляет собой отношение продолжительности технологического цикла к общей длительности производственного цикла. Обеспечение непрерывности производственного процесса предполагает минимизацию затрат времени на перерывы, связанные с технологическими, техническими и организационными причинами.

Непрерывность производства в значительной степени зависит от применения на предприятии поточных методов, характеризуемых коэффициентом поточности. Коэффициент поточности определяется как отношение трудоемкости продукции, обрабатываемой на поточной линии, к общей трудоемкости.

Показателем, характеризующим организационный уровень производства, является коэффициент специализации, исчисляемый как отношение продукции, соответствующей производственному профилю предприятия, к общему объему выпускаемой предприятием продукции. Повышение уровня специализации позволяет совершенствовать технологию и организацию производства, оптимизировать ресурсы, необходимые для производства профильной продукции. Оценка специализации в отдельных структурных подразделениях предприятия проводится путем изучения предметной, подетальной и технологической специализации. Особое внимание в ходе анализа уделяется оценке специализации вспомогательных производств. При оценке уровня специализации анализируют влияние развития специализации на загрузку оборудования, ритмичность работы подразделений, производительность труда, себестоимость продукции и объем незавершенного производства.

Коэффициент серийности исчисляется как отношение стоимости продукции к числу наименований выпускаемых изделий. Данный показатель характеризует уровень концентрации производства.

В ходе проведения анализа уровня организации и управления производством исчисляют также коэффициент ритмичности, который определяется как отношение фактического объема продукции в пределах плана к плановому объему продукции.

В качестве наиболее распространенного показателя, используемого при оценке уровня управления предприятием, можно выделить удельный вес управленческого персонала в общей численности промышленно-производственного персонала. Данный показатель целесообразно проанализировать в динамике.

Еще одним показателем, применяемым для оценки уровня управления предприятием, является техническая вооруженность работников управления, исчисляемая как отношение стоимости технических средств, используемых сотрудниками аппарата управления, к числу работников аппарата управления.

Для оценки эффективности управления может исчисляться также коэффициент эффективности управления, который рассчитывается как отношение прироста объема продукции на одного работника аппарата управления.

Следует отметить, что одним из важных направлений анализа уровня управления производством является анализ уровня организации труда. Его целями являются: оптимальное число сотрудников в структурных подразделениях предприятия, соответствие условий работы нормам и правилам охраны труда и техники безопасности, четкие линейные и функциональные взаимосвязи между структурными подразделениями предприятия.

14. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек производства и продажи, прибыль и рентабельность предприятия.

Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются:

1) оценка выполнения плана по производству и реализации продукции;

2) оценка объема реализуемой продукции с учетом выполнения обязательств по поставкам продукции в ассортименте согласно заключенным договорам и контрактам;

3) оценка роста производства продукции высшей категории качества;

4) выявление факторов, влияющих на выполнение плана производства и реализации продукции, улучшение ее качества;

5) выявление и оценка внутрихозяйственных резервов увеличения производства и реализации продукции.

Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате; может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах.

Анализ объема производства и реализации продукции следует начинать с сопоставления фактической выручки от реализации продукции с плановой и базовой (данными предыдущего года). Данные о выручке от реализации продукции содержатся в форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках" бухгалтерской отчетности организации и соответствующей форме статистической отчетности.

Выполнение плановых показателей по реализации выпущенной продукции является необходимым условием устойчивого финансового положения организации.

Снижение объема реализованной продукции может происходить в результате невыполнения сроков отгрузки продукции и ее оплаты, что выявляется в результате анализа изменения остатков нереализованной продукции на объем реализации продукции.

Далее целесообразно проанализировать причины образования сверхплановых остатков нереализованной продукции на конец года. Моментом реализации продукции является ее отгрузка с передачей собственности покупателю и предъявление ему счета к оплате. Остатки нереализованной продукции состоят из готовой продукции, находящейся на складе, и продукции, отгруженной в адрес покупателей, но еще не включенной в объем реализованной продукции.

Данные об остатках готовой продукции показываются по стр. 214 ф. N 1 "Бухгалтерский баланс", а данные по товарам отгруженным - по стр. 215 этой формы.

Большие сверхплановые остатки нереализованной продукции на начало и конец отчетного года могут быть результатом увеличения выпуска продукции к отчетной дате из-за неритмичной работы организации в течение отчетного периода или следствием скопления на складе продукции, не пользующейся спросом покупателей. Важное значение в этом случае имеет и правильность планирования остатков продукции на начало и конец отчетного периода.

Изменение остатков нереализованной продукции анализируется на основе первичных документов о движении продукции на складах, ведомостей отгрузки продукции и документов по неоплаченным счетам.

На величину запасов готовой продукции на складах оказывают влияние следующие факторы:

- неравномерность выпуска продукции;

- наличие продукции, пользующейся ограниченным спросом;

- транспортные затруднения;

- отсутствие необходимой тары;

- прекращение отпуска продукции отдельным неплательщикам;

- другие причины.

При проведении анализа в самой организации рекомендуется по данным складского учета обратить особое внимание на те виды готовой продукции, которые лежат на складе длительное время, и выяснить причины задержки реализации.

15. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ С УЧЕТОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПОСТАВКАМ ПРОДУКЦИИ. АНАЛИЗ БРАКА.

При оценке объемных показателей работы организации особое внимание должно уделяться анализу объема реализуемой продукции с учетом выполнения заданий и обязательств по поставкам. (в соответствии с заключенными договорами (контрактами)).

Оценка выполнения плана реализации продукции с учетом выполнения договоров и обязательств по поставкам осуществляется посредством сравнения планового объема реализации продукции за истекший месяц, квартал, год за вычетом из него недопоставленной за отчетный период продукции с общим объемом реализации по плану.

Для анализа производственного брака используются данные статистической отчетности и внутриорганизационного оперативного учета.Следует иметь в виду, что потери от брака планируются в организациях отдельных отраслей промышленности в литейном, термическом, вакуумном, стекольном и некоторых других производствах

При детальном анализе устанавливаются причины увеличения удельного веса брака против отчетных данных за предыдущий год и делаются соответствующие выводы в отношении виновных лиц.В этом случае проверкой охватываются и намечаемые мероприятия организации по сокращению и устранению брака в производстве

16. АНАЛИЗ РИТМИЧНОСТИ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ

Данные для анализа ритмичности производства в организации можно получить из представленной объяснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности, оперативной отчетности организации и других данных административного учета организации.

Ритмичность работы организации устанавливается по данным о выполнении плана выпуска продукции за каждую декаду. Для этой цели рекомендуется использовать оперативные данные о выпуске продукции по декадам и сравнить с планом (графиком)

Для общей характеристики ритмичности производства следует исчислять коэффициент ритмичности, который определяется как отношение объема продукции, засчитанной в выполнение плана, к объему выпуска продукции по плану.

Ритмичность производства анализируется не только в денежном выражении, но и в натуральных показателях, а также по трудоемкости (в нормо-часах).

Наряду с анализом ритмичности производства изучается ритмичность производимой отгрузки и реализации продукции. Полученные результаты увязываются с анализом расчетной дисциплины финансового состояния, оборачиваемости оборотных средств организации, но в этом случае особое внимание обращается на сокращение платежей в бюджет вследствие нарушения ритмичности реализации продукции.

В итоге проводимого анализа ритмичности производства выявляются основные причины, оказавшие влияние на неритмичную работу организации, которыми могут быть:

- несвоевременная поставка в организацию сырья, материалов, топлива, энергии;

- сверхплановые простои и неудовлетворительное использование оборудования;

- отсутствие необходимого задела в незавершенном производстве;

- слабый контроль за ходом выполнения плана выпуска продукции и другие недостатки в организации производства, которые должны быть детально изучены в ходе проводимого анализа.

17. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

При анализе качества выпускаемой продукции решаются следующие задачи:

1) оценивается качество производимой организацией продукции;

2) устанавливаются основные причины снижения качества;

3) выявляется влияние изменения качества на объем выпускаемой продукции.

При проведении анализа качества следует иметь в виду, что качество продукции зависит от следующих факторов:

- от уровня применяемой техники и технологии производства;

- от уровня квалификации работников;

- от дисциплины труда производственных рабочих.

Обобщающими показателями, характеризующими качество продукции, являются следующие показатели:

- объем и удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпуска продукции;

- удельный вес вновь осваиваемой и выпускаемой продукции в общем ее выпуске;

- удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме продукции;

- средний коэффициент сортности;

- удельный вес продукции, которая может отвечать уровню мировых стандартов;

- удельный вес продукции, отгружаемой на экспорт, в общем объеме реализуемой продукции.

Таким образом, обобщающие показатели характеризуют качество продукции независимо от того, какого она вида или назначения, в то время как частные показатели качества свидетельствуют о технических и потребительских свойствах продукции.

На первоначальной стадии анализа качества продукции необходимо дать общую оценку выполнения принятого организацией задания и рассмотреть динамику выпуска сертифицированной продукции (СП) на основе оперативно-технического учета.

Анализ производится путем сопоставления фактического удельного веса или коэффициента сертифицированной продукции с аналогичными показателями за прошлый год или принятым заданием на текущий год.

18. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ. АНАЛИЗ ФАКТРОВ И РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.

Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая отличает его от товара конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, как и по затратам на ее удовлетворение.

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать следующим параметрам: техническим, эстетическим, нормативным, экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).

Для оценки конкурентоспособности продукции необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента.

Методика анализа факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции зависит от способа учета реализации продукции – по отгрузке или по оплате.

Если выручка определяется по отгрузке:

РП = ОГП Н + ВП - ОГП К

Если выручка определяется по оплате:

РП = ОГП Н + ВП + ООП Н - ОГП К – ООП К,

Где ОГП Н , К - остатки готовой продукции на начало и конец периода;

ВП – выпуск продукции в отчетном периоде;

ООП Н , К - остатки отгруженной продукции;

РП – реализация продукции.

Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства и реализации продукции. Их можно объединить в три группы:

1) Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования;

2) Обеспеченность предприятия основными средствами производства и эффективность их использования;

3) Обеспеченность предприятия сырьем и материалами и эффективность их использования.

После этого определяются резервы увеличения производства и реализации продукции:

- Резервы сокращения остатков нереализованной продукции.

- Резервы роста объема выпуска продукции.

За счет улучшения использования трудовых ресурсов (создание дополнительных рабочих мест, сокращение потерь рабочего времени, повышение уровня производительности труда)

За счет улучшения использования основных средств (приобретение дополнительных машин и оборудование, более полное использование их фонда рабочего времени; повышение интенсивности использования машин и оборудования)

Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов.

При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме того, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации, а также риск невостребованной продукции.

19. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ (ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ).АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Эффективность использования основных средств оказывает влияние одновременно на несколько главных составляющих развития бизнеса: объем производства и продаж, производительность и трудоемкость производства, себестоимость единицы продукции, чистая прибыль, рентабельность деятельности, деловая активность и финансовая устойчивость фирмы.

Цель анализа основных средств - выявить резервы повышения эффективности их использования, обосновать необходимость инвестиционных вложений в техническое перевооружение, обновление и (или) расширение технической базы, а также дать экономическое обоснование выбора метода начисления амортизации для обеспечения финансовой устойчивости организации.

Последовательность проведения анализа состояния и использования основных средств:

1) определить обеспеченность организации и его структурных подразделений основными средствами;

2) проанализировать состав и структуру основных средств;

3) изучить уровень состояния основных средств, оценить стадии жизненного цикла, установить тенденцию движения основных средств и причины изменений;

4) проанализировать накопление и использование амортизационных отчислений и обосновать выбор метода начисления амортизации;

5) провести факторный анализ эффективности использования основных средств, в том числе по основным их видам;

6) определить количественное влияние использования основных средств на объем производства товаров (работ, услуг) и финансовое состояние предприятия;

7) выявить приоритетные направления повышения эффективности использования основных средств и определить источники финансирования капиталовложений.

Источниками информации являются формы бухгалтерской отчетности N N 1, 5, форма статистической отчетности N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов", бизнес-план, ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств.

Обеспеченность предприятия основными средствами устанавливается по отдельным их видам путем сравнения фактического их наличия с плановой (прогнозной) потребностью и показывает, насколько предприятие обеспечено основными средствами исходя из производственной потребности, соответствующей спросу покупателей. Это обобщающий показатель обеспеченности фирмы средствами и предметами труда в целях обеспечения ритмичности производства с запланированным уровнем. Фондооснащенность и фондовооруженность - качественные показатели, детально раскрывающие уровень обеспеченности предприятия основными средствами в расчете на единицу занимаемой площади и численности работников. Они необходимы для сравнительного анализа между предприятиями-конкурентами.

Стоимость основных средств

Фондооснащенность = --------------------------.

Производственная площадь

Стоимость основных средств

Фондовооруженность = ------------------------------------.

Среднегодовая численность работников

Для расчета данных показателей рекомендуем брать остаточную стоимость всех основных средств, в том числе арендованных, за минусом стоимости средств, находящихся на консервации, а также сданных в аренду другим организациям. Остаточная стоимость основных средств - это первоначальная стоимость за минусом износа.

20. АНАЛИЗ СОСТАВА И ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ (см.тетрадь)

21. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Анализ производственной мощности. Выпуск продукции (работ, услуг) зависит от состояния материально-технической базы хозяйствующего субъекта и степени использования его производственного потенциала.

Производственная мощность является интегральным показателем использования мощности оборудования в единицу рабочего времени.

Под производственной мощностью понимается максимально возможный выпуск продукции в единицу рабочего времени (час, день, год), при максимальном использовании всех видов ресурсов, имеющемся уровне техники, технологии и организации производства. Производственная мощность определяется по мощности ведущих цехов, в цехах – по ведущим участкам и оборудованию. Производственная мощность определяется в тех же единицах измерения, в которых устанавливается объем выпуска продукции.

Показатель использования производственной мощности (Кпм) рассчитывается по плану и фактически в процентах, путем деления объема выпуска на среднегодовую мощность (в сопоставимых единицах).

Объем выпуска продукции

Кпм = ------------------------------------------------------

Среднегодовая мощность

22. РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Уровень использования основных средств принято определять по показателям:

1) фондоотдачи (ФО):

Выручка от продажи продукции (работ, услуг)

ФО = -------------------------------------------;

Среднегодовая стоимость основных средств

2) фондоотдачи активной части основных средств (ФОа):

Выручка от продажи продукции (работ, услуг)

ФОа = -------------------------------------------;

Среднегодовая стоимость активной части основных средств

Выручка от продажи продукции (работ, услуг)

ФОм = -------------------------------------------;

Среднегодовая стоимость машин и оборудования

3) фондоемкости (обратный показатель фондоотдачи) ФЕ;

Среднегодовая стоимость основных средств

ФЕ = -------------------------------------------;

Выручка от продажи продукции (работ, услуг)

4) рентабельности использования основных средств (Фондорентабельность), (Рос ):

Прибыль от основной деятельности

Рос = ---------------------------------------- 100%.

Среднегодовая стоимость основных средств

5) относительная экономия основных средств Э ос

Э ос = ОС1 – ОС2 * I

ОС1 и ОС0 - среднегодовая стоимость основных средств в отчетном и базисном периоде.

I – индекс объема производства продукции

В процессе анализа изучаются: динамика перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, производятся межхозяйственные сравнения. После этого определяют факторы изменения величины фондорентабельности и фондоотдачи..

Наиболее обобщающим показателем эффективности использования основных средств является фондорентабельность. Ее уровень зависит не только от фондоотдачи, но и от рентабельности продукции (Рпр), а также от доли реализованной продукции в общем ее выпуске Дрп.

Рос = ФО* Дрп * Рпр

Факторами первого уровня, влияющими на фондоотдачу, являются изменение доли активной части основных средств в общей их сумме (Уда), удельного веса машин и оборудования в активной части основных средств(Удм) и фондоотдачи машин и оборудования (ФОм):

ФО = Уда * Удм * ФОм

22. РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОС

В заключение анализа состояния и эффективности использования основных средств требуется определить основные приоритетные направления ее повышения и рассчитать влияние первоочередных мер на результативные показатели.

Резервами увеличения выпуска продукции, фондоотдачи и фондорентабельности могут быть:

- сокращение количества неустановленного оборудования;

- замена и модернизация оборудования;

- повышение коэффициента сменности.

повышение коэффициента сменности оборудования = прирост коэффициента сменности умножить на возможное число дней работы всего оборудования и на фактическую сменную выработку;

- увеличение загрузки оборудования за счет сокращения потерь рабочего времени;

- повышение коэффициента использования производственных площадей;

- реализация достижений НТП в производство;

- увеличение доли активной части основных фондов и др.

Недостаточно только определить экономические резервы, но и требуется проконтролировать их внедрение, обеспечив необходимыми трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами.

23. АНАЛИЗ ЧИСЛЕННОСТИ И ДВИЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ.

При изучении показателей трудовых ресурсов в первую очередь обращается внимание на то, как организация обеспечена необходимым персоналом. С этой целью рассматриваются:

- состав и структура промышленно-производственного персонала;

- обеспеченность организации и ее подразделений рабочими, административно-управленческим персоналом;

- обеспеченность квалификационным составом работающих;

- движение рабочей силы.

Работники организации подразделяются на две основные группы:

1) промышленно-производственный персонал (ППП) - работники, непосредственно участвующие в производственном процессе или обслуживающие этот процесс. В частности, к ППП относятся рабочие, специалисты, административно-управленческий персонал;

2) непромышленный персонал - работники, непосредственно не связанные с основной деятельностью организации, но создающие нормальные условия для воспроизводства рабочей силы. К этой группе работников относится персонал жилищно-коммунальных хозяйств (ЖКХ), детских учреждений, организаций культурно-бытового обслуживания.

На структуру персонала организации оказывают влияние особенности производства, его специализация и масштабы производственного процесса, то есть удельный вес каждой категории работающих зависит от развития техники, технологии и организации производства.

При анализе численности и движения рабочих, кроме того, что устанавливается показатель абсолютного отклонения по численности рабочих, определяется также относительное отклонение численности рабочих от планового показателя и предыдущего отчетного периода в связи с изменением объема выпускаемой продукции, для чего исчисляются следующие показатели:

- коэффициент изменения объема продукции, определяемый путем деления фактического выпуска продукции на плановый выпуск продукции;

Наши рекомендации