Смета (бюджет) денежных средств
Движение денежных средств — один из наиболее важных аспектов операционного цикла организации. В рамках подготовки общего бюджета смету (бюджет) денежных средств разрабатывают после того, как все периодические бюджеты и прогнозный отчет о прибылях и убытках уже завершены.Смета (бюджет) денежных средств (прогноз денежных потоков) представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. В нем суммированы все потоки средств как результат планируемых операций на всех фазах формирования общего бюджета. В целом эта смета (бюджет) показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и финансовое положение для каждого месяца, для которого ее разрабатывают. Таким образом, могут быть запланированы периоды наибольшего и наименьшего наличия денежных средств. Очень большое сальдо на счете денежных средств означает, что средства не были использованы с наиболее возможной эффективностью. Низкий уровень может указывать на то, что организация не в состоянии расплатиться по своим текущим обязательствам. Вот почему необходимо тщательное планирование денежных средств.
Структура и задачи сметы (бюджета) денежных средств
Смета (бюджет) денежных средств состоит из двух частей:
1. Ожидаемые поступления средств.
2. Ожидаемые платежи.
Для определения ожидаемых поступлений средств за период используют информацию из бюджета продаж, данные о продаже в кредит или за наличные, о порядке сбора средств по счетам к получению. Также планируют приток средств и из других источников, таких, как продажа акций, активов, возможные займы.
Суммы ожидаемых платежей берут из различных периодических бюджетов. Ответственный за подготовку сметы (бюджета) денежных средств должен владеть информацией о том, какие затраты на материалы и рабочую силу предусмотрены за период, какие товары и услуги необходимо приобрести, а также будут ли они оплачены сразу или возможна отсрочка платежа. В этой связи очень важно знать политику платежей организации. Помимо регулярных текущих расходов денежные средства могут быть использованы на приобретение оборудования и других активов, возврат займов и иных долгосрочных обязательств. Всю эту информацию следует собирать, чтобы подготовить правильную смету (бюджет) денежных средств.
Посредством сметы (бюджета) денежных средств достигаются две цели:
1. Показывается конечное сальдо на счете денежных средств, которое необходимо для завершения прогнозного бухгалтерского баланса.
2. Выявляются периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки.
В первом случае видна роль этой сметы (бюджета) во всем цикле подготовки общего бюджета; во втором — ее значимость как инструмента управления финансовыми средствами, которое крайне важно в любом бизнесе. Без денег нет бизнеса.
Взаимоотношения между общим бюджетом и сметой (бюджетом) денежных средств показаны в таблице (см. с. 95).
Взаимосвязь общего бюджета и сметы (бюджета) денежных средств
Существуют и другие источники поступления денежных средств и возможных платежей. В следующей таблице представлены только наиболее общие виды денежных потоков и пример сметы (бюджета) денежных средств.
Смета (бюджет) денежных средств компании ЛВС на 31 декабря 19Х1 г.
(ДЕ)
В этом примере компания ABC рассчитывает поступление денежных средств в следующем году только от продажи товаров. Заметим, что 60% объема всех продаж осуществляется за наличный расчет, а 2% — не будет получено вовсе. Продажа в кредит составляет 35%, и эти средства будут получены в следующем месяце. Эта необходимая информация берется из бюджета продаж.
При подготовке сметы (бюджета) денежных средств необходимо концентрироваться на времени фактических поступлений или платежей средств, а не на времени исполнения хозяйственных операций. В каждой организации на основании прошлого опыта и суждения руководства о текущей ситуации определяют ожидаемый порядок (в процентном отношении) поступления денежных средств от продажи в кредит, предусматривается и возможное непоступление денег либо создание резерва по сомнительным долгам. Кроме того, необходимо учитывать политику платежей и выплат самой организации по приобретению материальных ценностей, оплаты затрат труда и других расходов. Некоторые затраты, например многие виды коммерческих расходов, могут быть сделаны в кредит с оплатой через 30 дней и более, а в большинстве случаев затраты на оплату труда по очевидным причинам не могут быть отложены на длительное время. Следует учитывать также, что некоторые статьи затрат, например амортизация, не требуют расхода денежных средств.
Трудности планирования объема продаж
Как уже отмечалось, подготовка бюджета продаж — отправная точка во всем процессе составления общего бюджета. Объем продаж и его товарная структура предопределяют уровень и общий характер деятельности организации.
Почти у всех организаций бюджет продаж является наиболее сложным этапом в процессе планирования. Это связано с тем, что объем продаж и, следовательно, выручка от них определяются нe столько производственными возможностями организации, сколько возможностями сбыта на реальном рынке, который подвержен влиянию неконтролируемых факторов, часто с большой долей неопределенности.
Перечислим некоторые из этих факторов:
• деятельность конкурентов;
• общее положение на национальном и мировом рынках;
• стабильность поставщиков и покупателей;
• результативность рекламы и средств содействия;
• циклические, сезонные и другие случайные колебания;
• политика ценообразования;
• рентабельность продукта.
Существуют две основные оценки, лежащие в основе бюджета продаж:
1. Статистический прогноз на основе математического анализа общеэкономических условий, конъюнктуры рынка, кривых роста производства и т.п.
2. Экспертная оценка, полученная путем сбора мнений управляющих и персонала отдела сбыта. В некоторых организациях персонал по сбыту оценивает сбыт каждого товара каждому из клиентов, в других — региональные управляющие оценивают общие объемы продаж в целом по своему региону.
Обе оценки имеют достоинства и недостатки. Практика показывает, что ббльшая часть крупных корпораций использует комбинацию этих оценок.
Многие компании прибегают к сложным методикам, например регрессионному анализу, анализу «выпуск/затраты» в экономической модели.
Резюме
В данном разделе планирование представлено как одна из важнейших функций управления, описаны два основных типа деятельности по планированию, которые являются частью процесса управленческого контроля. Первый — программирование — процесс принятия решений по основным принимаемым программам, он включает в себя разработку долгосрочных планов. Второй—это разработка смет (бюджетов)— процесс планирования деятельности всей организации на последующий период, обычно год. Освещены основные принципы и последовательность подготовки общего бюджета, цели и разработка сметы (бюджета) денежных средств, организация исполнения бюджетов и смет в системе управленческого контроля.
Организации составляют планы двух основных типов: 1) программные, охватывающие несколько лет и включающие основные программы; 2) бюджетные, которые разрабатываются, как правило, на один последующий год. Бюджеты используются как средство подготовки и координации планов, доведения этих планов до ответственных за их выполнение лиц, стимулирования менеджеров на всех уровнях организации, в качестве средства контроля текущей деятельности, а также в качестве нормативной базы для последующего сравнения с фактическими показателями в целях контроля затрат и управления ими.
Общий бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы для организации в целом. Он состоит из двух основных бюджетов — оперативного и финансового. Отправной точкой подготовки общего бюджета является бюджет продаж. Большая часть других бюджетов базируется на информации, зафиксированной в этом бюджете.
Смета (бюджет) денежных средств трансформирует доходы и расходы в поступления и выплаты наличных средств, облегчая тем самым финансовое планирование и формируя данные для подготовки прогнозных финансовых отчетов
Приложение 1. Хозяйственная ситуация
Данная хозяйственная ситуация рассматривается в разделе 5.
Приложение 2. Домашние упражнения
Задания
1. Компания подготовила бюджет денежных средств за ноябрь. Известна информация, касающаяся запасов товаров:
Определите все оценочные выплаты в ноябре по закупкам.
2. Есть следующая информация:
Определите оценочную сумму средств, которую необходимо занять. Может быть, она окажется достаточной для выплат займов и процентов.
3. Бюджет производства. Прогноз компании по продаже дверей для гаражей на 19Х2 г.:
Прогноз продаж на январь 19Х3 г. — 50 000 дверей. Начальные запасы на 1 января 19Х2 г. составили 15 000 дверей. Компания придерживается такой политики, что минимальный уровень запасов должен равняться 15 000 шт., а максимальный — половине количества продаж следующего месяца Максимальная производительность составляет 65 000 дверей в месяц.
Подготовьте бюджет производства на 19Х2 г. с указанием количества дверей, которое необходимо производить ежемесячно. Какое количество дверей будут составлять конечные запасы готовой продукции 31 декабря 19Х2 г.?
4. Бюджет закупки/использования материалов.
Бюджет продаж на первые пять месяцев 19Х3 г. для одной производственной линии компании «Артур» выглядит следующим образом:
Запасы готовой продукции на конец каждого месяца должны быть равны 25% продаж, предполагаемых в следующем месяце. На 1 января на складе было 2700 шт. этого вида продукции. На конец месяца незавершенного производства не остается. Для производства единицы продукции требуются два типа материалов в следующих количествах:
В конце каждого месяца на складе должно быть материалов в количестве, равном половине потребностей следующего месяца. Это требование было выполнено на 1 января 19Х3 г.
Подготовьте бюджет, показывающий количество материалов каждого типа, которые необходимо приобретать каждый месяц в I кв. 19Х3 г.
5. Бюджеты производства и затрат труда.
Компания «Сигма» производит и продает художественные рамки для свадебных и других фотографий по торжественным случаям. Контролер Андерсон отвечает за подготовку общего бюджета компании. В его распоряжении есть информация за 19Х5 г.:
Связанные с заработной платой затраты включают также: а) 25 ДЕ за 1 час — в Пенсионный фонд; б) 10 ДЕ за 1 час—компенсация страхования рабочих; в) 40 ДЕ за 1 час — медицинское страхование; г) налоги в фонд социального страхования.
Предполагается, что на 1 января 19Х5 г. ставки налога в фонд социального страхования равны 7% для предпринимателя и 6,5% для служащих. Все затраты, оплачиваемые компанией для служащих, рассматриваются как прямые трудозатраты.
В компании существует трудовой договор, который предусматривает увеличение часовой тарифной ставки до 9,00 ДЕ с 1 апреля 19Х5 г. Новые, более производительные станки установлены и будут полностью задействованы с 1 марта 19Х5 г.
Компания «Сигма» рассчитывает к 31 декабря 19Х4 г. иметь на складе 16 000 рамок. Она придерживается такой политики, что запасы на конец месяца должны быть равны 100% продаж следующего месяца плюс 50% продаж следующего за ним месяца.
Подготовьте бюджет производства и бюджет затрат труда для компании «Сигма» за I кв. 19Х5 г. и на каждый месяц внутри него. Оба бюджета можно объединить в одной таблице. Бюджет трудовых затрат должен включать все элементы прямых затрат труда в часах и в денежном выражении.
6. Обобщающий бюджет. Известна следующая информация о положении дел в фирме:
Текущих обязательств на 30 сентября нет.
Объем продаж в кредит составляет 25% общего объема продаж (75% за наличные или через банк). Предполагается, что вся задолженность по продажам в кредит будет погашена в течение 30 дней со дня продажи. На 30 сентября на счетах к получению будет отражен результат от продажи в кредит за сентябрь (25% от 40 000 ДЕ).
Валовая прибыль составляет в среднем 30% объема продаж. Фирма рассматривает скидки по закупкам в отчете о прибылях и убытках как «другие расходы».
Расходы: заработная плата и жалованье служащих составляют в среднем 15% ежемесячных продаж; аренда помещений — 5%; все другие расходы, за исключением амортизации, — 4%. Предполагается, что выплаты по всем этим расходам осуществлялись каждый месяц. Затраты на амортизацию составляют 1000 ДЕ ежемесячно.
Закупки: фирма поддерживает свои запасы на уровне не менее 30 000 ДЕ. Политика фирмы — закупать ежемесячно дополнительные запасы товаров в количестве, необходимом для обеспечения объема продаж следующего месяца. Условия закупок: 2/10, n/30. Предполагается, что все платежи осуществляются в месяц закупки и используются все скидки.
Принадлежности: в октябре на них расходуется 600 ДЕ, в ноябре на эти цели выделяется 400 ДЕ.
Предполагается, что минимальное сальдо, поддерживаемое на счете «Денежные средства», должно составлять 8000 ДЕ. Предполагается также, что все займы делаются в начале месяца, а все выплаты — в конце месяца, определенного для возврата. Кредиты возвращаются, когда для этого накоплены достаточные средства. Проценты выплачиваются только во время возврата основной суммы кредита. Процентная ставка—18% годовых. Руководство фирмы не хочет занимать средств больше, чем это необходимо, и намеревается возвращать так скоро, как сможет.
Подготовьте бюджеты, приведенные ниже (заполните таблицы).
А. Бюджет ежемесячных поступлений денежных средств:
Б. Объем закупок составляет 70% от объема продаж следующего месяца. Бюджет ежемесячных выплат по закупкам:
В. Бюджет ежемесячных операционных (текущих) расходов:
Г. Бюджет общих ежемесячных выплат:
Д. Бюджет поступлений и выплат денежных средств:
Е. Предполагается, что сумма займа должна быть кратна 1000 ДЕ. Финансовые потребности:
Ж.Составьте прогнозный отчет о прибылях и убытках за IV кв. и прогнозный бухгалтерский баланс на 31 декабря.
3. В этой задаче были допущены определенные упрощения.Какие усложняющие факторы встречаются в реальном бизнесе?
Приложение 3. Вопросы для самопроверки
1. Какой текущий бюджет является отправной точкой в процессе разработки общего бюджета?
а) бюджет расходов по продаже (коммерческих расходов);б) бюджет продаж;в) бюджет производства;г) бюджет закупки/использования материалов.
2. Какой текущий бюджет должен быть подготовлен, чтобы можно было оценить количество материалов, которое необходимо закупить:
а) бюджет коммерческих расходов; б) бюджет продаж;в) бюджет производства; г) бюджет закупки/использования материалов.
3. Детализированная схема предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых материальных затрат и прямых затрат труда, которые должны иметь место для выполнения плана производства в будущем периоде, есть:
а) бюджет общепроизводственных расходов;б) общий бюджет;в) бюджет капитальных затрат;г) бюджет общих и административных расходов.
4. Бюджет денежных средств должен быть подготовлен до того, как один из следующих документов может быть разработан:
а) прогнозный отчет о прибылях и убытках;б) бюджет капитальных затрат;в) бюджет продаж;г) прогнозный отчет о финансовом положении (бухгалтерский баланс).
5. Из бюджета продаж корпорации следует, что в октябре рассчитывают продать 12 500 ед. продукта А и 33100 ед. продукта В. Продажная цена продукта А составляет 22,4 ДЕ, а продукта В — 32 ДЕ. Отдел продаж получает 6% комиссионных от продажи продукта А и 8% — от продажи продукта В.
Сколько комиссионных планируется в бюджете получить от продажизамесяц?
а) 106 276 ДЕ; б) 101 536 ДЕ; в) 84 736 ДЕ; г) 92 436 ДЕ.
6. Компания продала товары на сумму 134 000 ДЕ в июле; на сумму 226 000 ДЕ в августе и на сумму 188 000 ДЕ в сентябре. Из опыта поступления денег за проданные товары известно, что 60% средств от продаж в кредит поступает на следующий месяц после продажи; 36% — во втором месяце, 4% — не будет получено совсем.