Модель олигополии в контексте теории игр ( равновесие нэша, равновесие штакельберга, модель бертрана, модель курно)
Олигополия – тип рыночной структуры, для к-ого характерен контроль со стороны нескольких фир над основными объемами производства и реализации продукции в отрасли.
Олигополии возникают путем слияния нескольких фирм в одну либо слияние фирм-покупателей – олигопсония.
Черты олигополии: 1) контроль за ценами субсидиарен; 2) «барьеры стратегического сдерживания»; 3) используются преимущественно методы неценовой конкуренции.
Типы: однородная (в отраслях, в к-ых производится стандартизированная продукция – сталь, цемент) и дифференцированная (производство дифференцированной продукции – автомобили, телевизоры).
Стратегическое взаимодействие проявляется в двух формах: кооперативной и некооперативной
Модель, основанная на кооперативной стратегии, учитывает, что фирмам зачастую выгодно, определить общий объем производства, долю каждой фирмы, назначить единую цену, обозначить единые условия найма, разделить рынки сбыта. Т.е. фирмы учреждают картель – группа фирм, действующих совместно и согласующих решения, как если бы они были единой монополией.
Дуаполия – простейшая олигополистическая ситуация, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы.
Модель лидерства по объему (равновесие Штекельберга): фирмы приминают решения относительно объемов производства товаров. Фирма-лидер устанавливает объем, а ведомая фирма реагирует на действия лидера, к-ый в свою очередь должен учитывать предполагаемую реакцию ведомого.
Модель лидерства по ценам: лидер устанавливает цену. Фирма-лидер, чтобы максимизировать прибыль, выберет такое сочетание цены и объема производства, при к-ом предельные издержки будут равны предельному доходу.
Модель с одновременным установлением объемов выпуска (равновесие Курно): каждая из фирм выбирает объем производства, позволяющий максимизировать ее прибыль при заданных ожиданиях в отношении выбора других фирм. Равновесный объем – сочетание объемов выпуска каждой из фирм, при к-ом ни у одной из них нет стимулов для изменения своего решения, прибыль каждой максимальна при условии, что конкурент сохранит данный объем выпуска.
Модель с одновременным установлением цен (равновесие Бертрана): фирма устанавливает цену на свой товар при заданных ожиданиях в отношении цены, к-ую выберет другая фирма. Цены устанавливаются на максимально низком уровне, т.к. фирмы лишь предполагают действия конкурентов.
Ценовая война – цикл последовательных уменьшений цен конкурирующими фирмами. В равновесии оба продавца назначат примерно одинаковую цену P=AC=MC.
Модель лидерства по ценам.
Фирма может выстраивать рыночную стратегию, уделяя основное внимание не объему продаж, а установлению цены. Этой ситуации соответствует модель лидерства по ценам. В данном случае предполагается, что фирмы производят однородный товар и продают его по одинаковой цене, устанавливаемой лидером. Для того чтобы максимизировать прибыль, ведомый оптимизирует свой объем продаж, отталкиваясь от заданной цены. Фирма-лидер понимает, что при уста-новлении цены Р фирма-ведомый поставит на рынок количество товара Q2 = f(P). В таком случае объем производства фирмы-лидера составит Q1 = Q - Q2
где Q — общий объем продаж на рынке, или объем рыночного спроса; Q2 — объем предложения фирмы-ведомого.
Таким образом, спрос на товар фирмы 1 равен разнице между общим рыноч-ным спросом и предложением фирмы 2. Фирма-лидер, чтобы максимизировать прибыль, выберет такое сочетание цены и объема производства, при котором предельные издержки будут равны предельному доходу.
Для наглядности построим модель лидерства по ценам (рис. 6.2).
D — кривая рыночного спроса, S2 — кривая предложения товаров фирмой 2, D1 — график спроса на товар фирмы 1 как разница между D и S2. Фирма 1 (лидер) установит цену P0, при которой ее предельный доход MR1 сравняется с ее предельными издержками МС1. Фирма-лидер будет продавать на рынке ко-личество товара Q1, фирма-ведомый — Q2. Всего на рынке окажется товара Q = Q1 + Q2 (отрезок 0Q2 равен отрезку Q1Q). При цене, стремящейся к нулю, фирма-ведомый вообще перестанет производить, и весь отраслевой спрос будет покрыт за счет произ-ва лидера.
Следует оговориться, что не все фирмы действуют по принципу «лидер — ведомый», многие предпочитают самостоятельно принимать решения в отношении объемов продаж или установления цен. Следующая модель соответствует их стратегии с одновременным принятием решений.
Модель с одновременным установлением объемов выпуска (равнове-сие Курно) отражает ситуацию, в которой каждая из двух фирм (если рассмат-ривать случай дуополии) строит предположения в отношении количества товара, выставляемого на продажу другой фирмой. Графическая интерпретация пред-ставлена на рис. 6.3.
Фирма 1, выпуская количество товара Q1, ожидает, что фирма 2 произведет продукцию в объеме Q°2, а та в свою очередь рассчитывает, что, если она произ-ведет товара в количестве Q2, то фирма 1 выпустит его в количестве Q°1. Таким образом, функции реакции обеих фирм можно представить как Q1 = f(Q°2), Q2 = f(Q°1).
Выбор оптимального объема производства должен удовлетворять системе указанных выше двух уравнений реакции фирм. На рис. 6.3 это равновесие (рав-новесие Курно) соответствует точке пересечения кривых функций реакции X, в которой объем прибыли каждой из фирм максимален при данном ожидаемом объеме продаж конкурирующей фирмы.
Если первоначальное состояние рынка находится в точке 1, то фирма 1 сочтет выгодным снижение объема продаж. В ответ фирма 2 увеличит объем продаж (движение из точки 2 в точку 3). В свой черед фирма 1 снова снизит продажи (из точки 3 в точку 4). Их активность будет продолжаться, пока равновесие не установится в точке X, после чего обе фирмы перестанут вмешиваться в ситуацию на рынке.
Модель Бертрана соответствует стратегии фирм, самостоятельных в выбо-ре цены своих товаров, но в вопросе объема продаж полагающихся на рынок. В данном случае фирмы стараются максимизировать прибыль, принимая цены конкурентов заданными.
Главной особенностью модели Бертрана является установление олигополи-стами цен на свою продукцию на низком уровне. Фирмы не знают наверняка, а лишь предполагают, какими будут действия конкурентов, и ради победы на рынке готовы снижать цену до предельно низкой величины, в крайнем случае — до уровня предельных издержек.
С этой точки зрения показательны аукционы, тендеры. Например, организа-ции-потребителю необходим какой-либо товар (услуга). Она объявляет тендер, и все заинтересованные организации — продавцы данного товара (услуги) выдви-гают свои продажные условия (цены). Потребитель выбирает поставщика с самым выгодным предложением (самыми низкими ценами при равном качестве). Логично предположить, что, если фирмы-поставщики не сговорятся между собой и если им не известно содержание предложений конкурентов, то в борьбе за потребителя они заложат в проекты минимально низкие продажные цены. Равновесие на рынке установится на уровне, близком к конкурентному.
Рыночные цены, близкие к издержкам, могут сложиться в условиях олигопо-лии не только при стратегии одновременного установления цен, но и при после-довательной игре.
Ценовая война — это цикл последовательных уменьшений цен конкури-рующими фирмами. Каждый продавец, снижая цену, рассчитывает увеличить свою долю на рынке или даже завоевать его полностью. Однако конкуренты за-частую поступают так же. Война цен продолжается до тех пор, пока цены не упадут до уровня средних или предельных издержек. Далее опускать их нецеле-сообразно — это приведет фирмы к разорению, а повысить цену — значит поте-рять рынок.
Из сравнительного анализа моделей поведения дуополии (лидерство по объ-ему выпуска, лидерство в ценообразовании, одновременное установление объемов выпуска, одновременное установление цен и решение в случае сговора) можно сделать следующий вывод: если результатами сговора являются наименьший отраслевой объем выпуска и наивысшая цена, то при равновесии по Бертрану достигаются наибольший выпуск и самая низкая цена. Показатели других моделей распределяются между этими крайними ситуациями.
33. рынок труда. Функционирование конкретного рынка труда
Рынок труда – выражает отношения между работниками, работодателями и государством по поводу обмена индивидуальной способности к труд на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, а также по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения.
Субъекты рынка труда: наемные работники и их объединения (профсоюзы), работодатели и их союзы, государство и его органы.
Классификация рынков труда: пространственный критерий, временные параметры (текущий, прогнозируемый, потенциальный, перспективный), степень эластичности (жесткий, гибкий), степень регулирования, степени соотношения спроса и предложения на рынке труда (равновесный, дефицитный, избыточный), сегментация.
Рынок труда совершенной конкуренции характеризуется следующими признаками: многочисленностью фирм и конкуренций между ними по вопросам найма; большое число работников предлагают труд одинаково квалификации; нет механизма контроля над уровнем з/платы.
Кривая спроса на труд имеет отрицательный наклон: при прочих равных условиях, т.е. при одинаковом уровне квалификации наибольший спрос приходится на тех работников, к-ые претендуют на низкие ставки з/платы. Кривая предложения имеет восходящий характер: наибольшее число работников одинаковой квалификации настроены на получение высокой з/платы. равновесие определяется пересечением кривых спроса и предложения на труд. На таком рынке участвует множество фирм, причем каждая нанимает небольшое число работников, поэтому на уровень з/платы никто существенно не влияет.
Эффективность конкурентного рынка труда проявляется в том, что равновесная з/плата, отражая трудовой вклад работников, побуждает их к интенсивному использованию своего потенциала, а конкурентное взаимодействие продавцов и покупателей предопределяет перелив труда в наиболее эффективно использующие его отрасли и предприятия.
30. рыночная власть, ее источники. Монополизм, показатели монополистической власти, проблема монополизма в рб.
Модель ломаной кривой спроса исходит из предположения, что конкуренты поддержат любое снижение цены одной из фирм, но будут игнорировать ее повышение. Эта модель объясняет негибкость цен при олигополии. Если при равновесной цене прибыли фирм достаточны, то ни одному из участников нет резона изменять цену даже при определенном увеличении издержек. Иной раз спрогнозировать поведение конкурента невозможно. В таких условиях рациональной стратегией поведения будет ориентирование на уровень собственных издержек, подчинение ценообразования принципу «издержки плюс»: к средним общим издержкам, рассчитанным исходя из типичной загрузки производственных мощностей, добавляется определенная наценка, к-ая обеспечивает получение заданной прибыли (обычно в размере средней нормы прибыли), сложившейся в отрасли за длительный период времени.
Теория игр анализирует поведение лиц или организаций с противоположными интересами. У фирмы есть только два варианта поведения: установить высокие цены на свой товар либо снизить их. Матрица результатов и показывает исходы любой стратегии при любом возможном ответе конкурента. Исход будет равновесным, если обе фирм установят низкие цены. Если одна фирма устанавливает низкие цены, то она проводит доминирующую стратегию. Смешанные стратегии – игроки анализируют возможные варианты выбора противника, взвешивая вероятность каждого из них, и выбирают свою стратегию в соответствии с вероятным выбором конкурента. Чистая стратегия отражает поведение игрока, сделавшего выбор и придерживающегося его. «Дилемма заключенного» - равновесие достигнуто, хотя и «неэффективное», поскольку не нравится ни одному из игроков, однако что-либо изменить самостоятельно, не сговариваясь друг с другом, они не могут.
Монополизм негативно влияет на уровень общественного благосостояния. Фирмы-монополисты получают высокую прибыль, но для населения монополизм связан с высоким уровнем цен, низкими объемами производства продукции и зачастую плохим ее качеством.
Рыночная власть – способность эконом. субъекта воздействовать на параметры рыночного равновесия в собственных интересах. Признаки использования рыночной власти: рост цен и снижение объемов продаж.
Показатели монопольной власти:
1. коэффициент Лернера L = (P-MC)/P. Коэффициент Лернера может изменяется от 0 до 1. чем больше его значение, тем выше степень монопольной власти фирмы на рынке.
2. коэффициент концентрации – представляет собой выраженное в % отношение объема продаж определенного кол-ва крупнейших фирм к общему отраслевому объему продаж.
Уровень монополизации белорусской экономики достаточно высок. Эконом. ситуация в РБ характеризуется высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего крупной долей собственности в стране. Также государство инициирует монополизацию экономики путем интеграции предприятий в рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам.
Антимонопольное законодательство регулирует антимонопольную политику, направленную на ослабление и ограничения рыночной власти или предотвращение ее приобретения эконом. субъектами.
Меры антимонопольной политики: законодательные запреты на организацию картелей, ограничение возможностей слияния фирм, отслеживание фактов дискриминации, прямое и косвенное регулирование цен товаров, регулирование прибыльности фирм.
В РБ – Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» и Закон «О естественных монополиях».
31.антимонопольные законодательства и антимонопольные регулирование, мировой опыт и особенности в рб.
Модель ломаной кривой спроса исходит из предположения, что конкуренты поддержат любое снижение цены одной из фирм, но будут игнорировать ее повышение. Эта модель объясняет негибкость цен при олигополии. Если при равновесной цене прибыли фирм достаточны, то ни одному из участников нет резона изменять цену даже при определенном увеличении издержек. Иной раз спрогнозировать поведение конкурента невозможно. В таких условиях рациональной стратегией поведения будет ориентирование на уровень собственных издержек, подчинение ценообразования принципу «издержки плюс»: к средним общим издержкам, рассчитанным исходя из типичной загрузки производственных мощностей, добавляется определенная наценка, к-ая обеспечивает получение заданной прибыли (обычно в размере средней нормы прибыли), сложившейся в отрасли за длительный период времени.
Теория игр анализирует поведение лиц или организаций с противоположными интересами. У фирмы есть только два варианта поведения: установить высокие цены на свой товар либо снизить их. Матрица результатов и показывает исходы любой стратегии при любом возможном ответе конкурента. Исход будет равновесным, если обе фирм установят низкие цены. Если одна фирма устанавливает низкие цены, то она проводит доминирующую стратегию. Смешанные стратегии – игроки анализируют возможные варианты выбора противника, взвешивая вероятность каждого из них, и выбирают свою стратегию в соответствии с вероятным выбором конкурента. Чистая стратегия отражает поведение игрока, сделавшего выбор и придерживающегося его. «Дилемма заключенного» - равновесие достигнуто, хотя и «неэффективное», поскольку не нравится ни одному из игроков, однако что-либо изменить самостоятельно, не сговариваясь друг с другом, они не могут.
Монополизм негативно влияет на уровень общественного благосостояния. Фирмы-монополисты получают высокую прибыль, но для населения монополизм связан с высоким уровнем цен, низкими объемами производства продукции и зачастую плохим ее качеством.
Рыночная власть – способность эконом. субъекта воздействовать на параметры рыночного равновесия в собственных интересах. Признаки использования рыночной власти: рост цен и снижение объемов продаж.
Показатели монопольной власти:
1. коэффициент Лернера L = (P-MC)/P. Коэффициент Лернера может изменяется от 0 до 1. чем больше его значение, тем выше степень монопольной власти фирмы на рынке.
2. коэффициент концентрации – представляет собой выраженное в % отношение объема продаж определенного кол-ва крупнейших фирм к общему отраслевому объему продаж.
Уровень монополизации белорусской экономики достаточно высок. Эконом. ситуация в РБ характеризуется высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего крупной долей собственности в стране. Также государство инициирует монополизацию экономики путем интеграции предприятий в рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам.
Антимонопольное законодательство регулирует антимонопольную политику, направленную на ослабление и ограничения рыночной власти или предотвращение ее приобретения эконом. субъектами.
Меры антимонопольной политики: законодательные запреты на организацию картелей, ограничение возможностей слияния фирм, отслеживание фактов дискриминации, прямое и косвенное регулирование цен товаров, регулирование прибыльности фирм.
В РБ – Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» и Закон «О естественных монополиях».
32. особенности рынков ресурсов. Спрос на ресурсы общий подход.
В рыночной экономике ценообразованию подвержены не только готовые товары или услуги, но и
ресурсы (факторы производства): труд, земля, капитал, предпринимательская способность. Любое производство для своего осуществления требует приобретения определенного вида, кол-ва и качества ресурсов. При этом формирование спроса на ресурсы и их предложение имеет свою специфику.
Спрос на ресурсы – понятие, производное от величины спроса на товары, изготовляемые с помощью данного ресурса. Если производимый продукт пользуется спросом, будет высоким и спрос на ресурсы, и наоборот. Ресурсы – это специфический товар, в отношении к-ого действуют факторы, свойственные спросу на любой другой товар. Ресурсы часто ограничены, и производству приходится действовать в условиях выбора с учетом их ограниченности.
Вовлечение в производство ресурсов зависит от их производительной отдачи, к-ая подвержена действию закона убывающей отдачи факторов производства, вследствие чего ресурсы вовлекаются в процесс производства до тех пор, пока каждый дополнительный ресурс обеспечивает увеличение дохода в большей степени, чем возрастают издержки.
Неценовые факторы, определяющие спрос на ресурсы: 1. производительность ресурса; 2. рыночная цена продукта, произведенного с помощью этого ресурса; 3. изменение цены на др. ресурсы.
Устойчивость спроса на ресурсы зависит от их производительной силы и величины спроса на товар, произведенный с помощью этих ресурсов. Этот показатель вводится на основе определения таких характеристик, как предельный продукт (прирост выпуска продукции в физических единицах, обеспеченный за счет увеличения использования переменного ресурса на одну единицу МР), предельный продукт в денежном выражении (прирост общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы переменного фактора производства MRP = MP*P) и предельные издержки (прирост издержек на ресурсы за счет его каждой дополнительной единицы). Для фирмы прибыльно применять дополнительные единицы ресурсов до тех пор, пока доход от предельного продукта не уравняется с предельными издержками (MRP = MRC).
Цены на продукт и предельный доход при совершенной конкуренции равны, потому равны и цены на ресурсы и предельные издержки на них. В условиях чистой конкуренции цена продукта постоянна, поэтому из-за убывающей предельной производительности кривая спроса на ресурсы плавно понижается.
При несовершенной конкуренции фирма в целях увеличения объема производства устанавливает более низкую цену. Кривая спроса на ресурсы падает, ибо предельный продукт уменьшается и его цена снижается по мере роста выпуска продукции.
Отраслевой спрос на ресурс – сумма объемов спроса на ресурс со стороны отдельных фирм в отрасли при каждой возможной его цене. Рыночной спрос на ресурс – сумма объемов спроса на ресурс со стороны всех отраслей при любой данной цене на него.
Ценовая эластичность спроса - % изменение объема спроса на ресурс в ответ на % изменение его цены. Она зависит от эластичности спроса на продукт, произведенный посредством данного ресурса, доли издержек на ресурс в общих издержках, технических возможностей замены одного ресурса другими и эластичности их предложения, временного периода, а также коэффициента снижения предельного продукта ресурса.
Правило максимизации прибыли: фирма будет реализовать ресурсы в сочетании, пока цена каждого вводимого фактора производства будет равна его предельному продукту в денежном выражении P = MRP. Т.е. MRPL/PL = MRPK/PK = 1.
Структура рынков ресурсов: продавцы (домашние хозяйства), покупатели (фирмы).
34. рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. Модель монопсонии.
Рынок труда в условиях монопсонии характеризуется признаками: работники сосредоточены в основном на одной фирме; данный вид труда по определенным причинам не имеет альтернатив, т.е. без смены профессии он не сможет найти место работы; з/плату диктует фирм, но ее уровень зависит от числа нанимающихся работников. Когда рынок находится в состоянии монопсонического равновесия, ставки з/платы ниже, чем предельные издержки ресурса и его предельная доходность.
Профсоюзы представляют на рынке интересы работников и преследуют цели роста спроса на труд, повышения з/платы. Они также борются за профессиональную безопасность, улучшение условий труда, демократию на производстве. Профсоюзы имею возможности ограничивать предложение на рынке труда (ограничение детского возраста, обязательный выход на пенсию лиц пенсионного возраста, сокращения рабочей недели, удлинение оплачиваемого отпуска по уходу за малолетними детьми) и содействовать посту спроса на нем, а также добиваться повышения обусловленных договором ставок з/платы, содействуя установлению ее выше средней.
Двусторонняя монополия представляет собой рыночную структуру, при к-ой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю-продажу услуг труда. При этом они могут контролировать цены труда.
Монополия и монопсония приводят к сокращению занятости рынка труда по сравнению с уровнем, возможным в условиях совершенной конкуренции.
Заработная плата (ЗП) – это цена использования услуг труда.
Размер ЗП служит важным показателем уровня жизни населения, но на основании его еще нельзя судить об эконом. социальном благополучии народа. В связи с этим используются понятия номинальной и реальной ЗП. Номинальная ЗП – сумма денег, к-ую получает работник за свой труд. Реальная ЗП – покупательная способность номинальной ЗП (кол-во товаров и услуг, к-ые можно приобрести за номинальную ЗП после уплаты всех налогов и др. отчислений).
Формы ЗП – это тот или иной класс систем оплаты, сгруппированных по признаку основного показателя учета результатов труда при оценке выполненной работы с целью его оплаты. При повременной форме ЗП ее размер определяется в зав-ти от проработанного времени, для чего почасовая оплаты труду умножается на отработанное время. Почасовая ставка определяется путем деления дневной стоимости рабочей силы на число часов затраченного труда. Сдельная ЗП зависит от кол-ва изделий или выполненных операций в течение рабочего дня. Она определяется как результат умножения расценки за единицу изделия на кол-во единиц произведенной продукции.
Система оплаты труда – определенная взаимосвязь показателей, характеризующих меру труда и его оплаты в пределах и сверх норм труда, характеризующая получение работником з/платы в соответствии с фактически достигнутыми результатами труда и согласованной между работником и работодателем ценой его рабочей силы. С позиции воздействия на материальную заинтересованность работника – простая (1 показатель) и сложная (несколько показателей). Может быть гарантированная, поощрительная, принудительная.
В современных условиях значительного уровня достигла дифференциация ЗП, к-ая стимулирует рост профессионально мастерства, поощряет более сложные виду трудовой деятельности, предполагает компенсацию затрат на подготовку работников более высокой квалификации. Важнейший фактор ДЗП - производительность труда, к-ая в значительной мере зависит от накопленного и используемого в производстве человеческого капитала. На ДЗП влияют безопасность, престиж и комфортность труда, возможность служебного роста и др.
Структура занятости в РБ хар-ся тенденциями ее роста в сфере услуг и сокращением доли занятых в промышленности, с/х. Растет доля занятых в негос-ом секторе экономики. Снижается уровень безработицы. Структура безработных: женщины, люди с низким уровнем образования, молодежь.
35. заработная плата. Номинальная и рентабельная заработная плата. Причины различий в заработной плате. Особенности функционирования рынка труда в рб.
Рынок труда в условиях монопсонии характеризуется признаками: работники сосредоточены в основном на одной фирме; данный вид труда по определенным причинам не имеет альтернатив, т.е. без смены профессии он не сможет найти место работы; з/плату диктует фирм, но ее уровень зависит от числа нанимающихся работников. Когда рынок находится в состоянии монопсонического равновесия, ставки з/платы ниже, чем предельные издержки ресурса и его предельная доходность.
Профсоюзы представляют на рынке интересы работников и преследуют цели роста спроса на труд, повышения з/платы. Они также борются за профессиональную безопасность, улучшение условий труда, демократию на производстве. Профсоюзы имею возможности ограничивать предложение на рынке труда (ограничение детского возраста, обязательный выход на пенсию лиц пенсионного возраста, сокращения рабочей недели, удлинение оплачиваемого отпуска по уходу за малолетними детьми) и содействовать посту спроса на нем, а также добиваться повышения обусловленных договором ставок з/платы, содействуя установлению ее выше средней.
Двусторонняя монополия представляет собой рыночную структуру, при к-ой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю-продажу услуг труда. При этом они могут контролировать цены труда.
Монополия и монопсония приводят к сокращению занятости рынка труда по сравнению с уровнем, возможным в условиях совершенной конкуренции.
Заработная плата (ЗП) – это цена использования услуг труда.
Размер ЗП служит важным показателем уровня жизни населения, но на основании его еще нельзя судить об эконом. социальном благополучии народа. В связи с этим используются понятия номинальной и реальной ЗП. Номинальная ЗП – сумма денег, к-ую получает работник за свой труд. Реальная ЗП – покупательная способность номинальной ЗП (кол-во товаров и услуг, к-ые можно приобрести за номинальную ЗП после уплаты всех налогов и др. отчислений).
Формы ЗП – это тот или иной класс систем оплаты, сгруппированных по признаку основного показателя учета результатов труда при оценке выполненной работы с целью его оплаты. При повременной форме ЗП ее размер определяется в зав-ти от проработанного времени, для чего почасовая оплаты труду умножается на отработанное время. Почасовая ставка определяется путем деления дневной стоимости рабочей силы на число часов затраченного труда. Сдельная ЗП зависит от кол-ва изделий или выполненных операций в течение рабочего дня. Она определяется как результат умножения расценки за единицу изделия на кол-во единиц произведенной продукции.
Система оплаты труда – определенная взаимосвязь показателей, характеризующих меру труда и его оплаты в пределах и сверх норм труда, характеризующая получение работником з/платы в соответствии с фактически достигнутыми результатами труда и согласованной между работником и работодателем ценой его рабочей силы. С позиции воздействия на материальную заинтересованность работника – простая (1 показатель) и сложная (несколько показателей). Может быть гарантированная, поощрительная, принудительная.
В современных условиях значительного уровня достигла дифференциация ЗП, к-ая стимулирует рост профессионально мастерства, поощряет более сложные виду трудовой деятельности, предполагает компенсацию затрат на подготовку работников более высокой квалификации. Важнейший фактор ДЗП - производительность труда, к-ая в значительной мере зависит от накопленного и используемого в производстве человеческого капитала. На ДЗП влияют безопасность, престиж и комфортность труда, возможность служебного роста и др.
Структура занятости в РБ хар-ся тенденциями ее роста в сфере услуг и сокращением доли занятых в промышленности, с/х. Растет доля занятых в негос-ом секторе экономики. Снижается уровень безработицы. Структура безработных: женщины, люди с низким уровнем образования, молодежь.
36. рынок капитала и его структура. Дисконтированная стоимость и ставки процента . особенности функционирования рынка капитала в рб.
Капитал – ресурсы длительного пользования, созданные людьми для производства новых благ и услуг и приносящие доход. Виды капитала: физический, денежный и человеческий. Физический капитал имеет определенную натурально-вещественную форму и выступает в виде машин, оборудования, зданий, сооружений, транспортных средств, земли и т.д. Денежный капитал часто называется идеальным капиталом и может быть представлен денежными средствами, хранящимися индивидуально или в банках; изделиями из драгоценных камней. Сберегательный денежный капитал может быть представлен в ссуду и тогда он выступает в виде ссудного капитала.
Каждая фирма в данный момент времени располагает определенным запасом капитала. Основной капитал – к/б, используемые в процессе производства в течение ряда лет (здания, машины, оборудование). Оборотный капитал – часть к/б, потребляемая в течение одного цикла производства (сырье, топливо, материалы). К/б можно продавать-покупать на рынке. Доход от их продажи – цена фактора капитала. Их можно сдавать в аренду. Аренда к/б порождает поток доходов (рентных платежей) в форме арендной платы. Арендная ставка определяется соотношением спроса и предложения на рынке услуг капитала. В краткосрочном периоде предложение услуг капитала является фиксированной величиной, а в долгосрочном возрастает с повышением арендной платы.
Отдельная фирма предъявляет спрос на услуги капитала до того момента, пока предельная доходность капитала не станет равной его предельным издержкам, т.е. пока не будет выполнять равенство MRPK=MRC (MRPK=MPK*P).
Ключевой рыночный институт, обеспечивающий механизм привлечения инвестиций в экономику – рынок ценных бумаг – фондовый рынок. Объект купли-продажи – ценная бумага - денежный документ, к-ый удостоверяет имущественные права или отношения займа между ее владельцем и лицом, выпустившим ценную бумагу.
Группы ц/б: основные (акции – ц/б, свидетельствующая о внесении доли в капитал АО и дающая право на получение части его прибыли в виде дивиденда; облигации – ц/б, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ц/б ее номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного %); производные – фьючерсы, опционы и др.; прочие – векселя, чеки, депозитные сертификаты банков и др.
Спрос на ц/б формируют инвесторы (субъекты, имеющие свободные денежные сбережения и готовые использовать их для покупки ц/б). Предложение ц/б обеспечивают эмитенты (юр. лица, выпускающие ц/б и обязующиеся выполнить обязательства, к-ые вытекают из условий выпуска) – гос-во в лице министерства финансов, ЦБ, местных органов власти и негос-ые структуры (АО, ком. банки, инвестиционные фонды).
Различают первичный и вторичный рынок ц/б.
На первичном рынке осуществляется размещение и продажа (выпуск в обращение) ц/б эмитентами. На вторичном рынке происходит перепродажа уже выпущенных в обращение ц/б. Именно через вторичный рынок перепроверяется надежность ц/б, устанавливается их реальная рыночная стоимость.
Вторичный рынок подразделяется на биржевой и внебиржевой. На внебиржевом рынке происходит купля-продажа ц/б, не котирующихся на биржевом рынке. Центральное звено биржевого рынка – фондовая биржа. Здесь обращаются ц/б наиболее высокого качества, а операции совершаются профессиональными участниками рынка. Купля-продажа ц/б осуществляется на основе биржевых котировок.
Принципы ценообразования: 1. предоставление денежного капитала производится на принципах срочности, платности и возвратности; 2. при определении рыночной стоимости ц/б доходы, ими обеспечиваемые, сопоставляются с потенциальными доходами, к-ые могли быть получены при использовании денег по другому назначению; 3. на формирование рыночного курса ц/б оказывают влияние ожидаемый доход, срок погашения, риск, инфляция, уровень богатства нации, налогообложение.
Рыночная стоимость ц/б – коммерч. оценка ее номинальной стоимости. Альтернативой покупки ц/б любого вида выступает размещение денег в банке в качестве депозитов. Поэтому стоимость ц/б должна быть равна сумме денег, к-ая при размещении в банке в качестве депозита обеспечила бы выплаты по банковскому проценту, равные выплатам по ц/б.
Рынок ценных бумаг.
Ключевой рыночный институт, обеспечивающий механизм привлечения инвестиций в экономику – рынок ценных бумаг – фондовый рынок. Объект купли-продажи – ценная бумага - денежный документ, к-ый удостоверяет имущественные права или отношения займа между ее владельцем и лицом, выпустившим ценную бумагу.
Группы ц/б: основные (акции – ц/б, свидетельствующая о внесении доли в капитал АО и дающая право на получение части его прибыли в виде дивиденда; облигации – ц/б, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ц/б ее номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного %); производные – фьючерсы, опционы и др.; прочие – векселя, чеки, депозитные сертификаты банков и др.
Спрос на ц/б формируют инвесторы (субъекты, имеющие свободные денежные сбережения и готовые использовать их для покупки ц/б). Предложение ц/б обеспечивают эмитенты (юр. лица, выпускающие ц/б и обязующиеся выполнить обязательства, к-ые вытекают из условий выпуска) – гос-во в лице министерства финансов, ЦБ, местных органов власти и негос-ые структуры (АО, ком. банки, инвестиционные фонды).
Различают первичный и вторичный рынок ц/б.
На первичном рынке осуществляется размещение и продажа (выпуск в обращение) ц/б эмитентами. На вторичном рынке происходит перепродажа уже выпущенных в обращение ц/б. Именно через вторичный рынок перепроверяется надежность ц/б, устанавливается их реальная рыночная стоимость.
Вторичный рынок подразделяется на биржевой и внебиржевой. На внебиржевом рынке происходит купля-продажа ц/б, не котирующихся на биржевом рынке. Центральное звено биржевого рынка – фондовая биржа. Здесь обращаются ц/б наиболее высокого качества, а операции совершаются профессиональными участниками рынка. Купля-продажа ц/б осуществляется на основе биржевых котировок.
Принципы ценообразования: 1. предоставление денежного капитала производится на принципах срочности, платности и возвратности; 2. при определении рыночной стоимости ц/б доходы, ими обеспечиваемые, сопоставляются с потенциальными доходами, к-ые могли быть получены при использовании денег по другому назначению; 3. на формирование рыночного курса ц/б оказывают влияние ожидаемый доход, срок погашения, риск, инфляция, ур<