Модель олигополии в контексте теории игр (равновесие Нэша. Модель Курно)

Олигополия-ситуация, когда несколько крупных фирм доминируют в отрасли.

Теория игр рассматривает поведение фирм или отдельных людей на рынке как игру (Они принимают решение: понизить или повысить цену, рекламировать свою продукцию или нет и т.д. Условием равновесия является то, что если дана стратегия первого игрока, второму остаётся только повторить его стратегию). и по результатам игры начисляются «призы» и «штрафы». Участники игры определенно не знают стратегию конкурента, поэтому их поведение основано лишь на прогнозах. В модели олигополии фирма осуществляет оптимальную политику, ориентируясь на действия своих конкурентов, и предполагает, что конкуренты в отрасли будут поступать аналогичным образом.

Модель олигополии в контексте теории игр (равновесие Нэша. Модель Курно) - student2.ru

что бы ни делала фирма 2, Для фирмы 1 выгодно устанавливать низ­кую цену товара, тем самым проводя доминирующую страте­гию, при которой у каждого игрока есть один оптимальный вы­бор вне зависимости от того, что делает конкурент. В такой игре равновесный исход (т.е. состояние окончательного выбора игро­ков, сохраняющееся при неизменных правилах) возможен при установлении низких цен обеими фирмами.

Равновесия с доминирующей стратегией встречаются не всегда. В ряде случаев оптимальный выбор каждого игрока за­висит от действий конкурента, и тогда возможно равновесие по Нэшу: рынок сохраняет состояние равновесия, если каждая фирма осуществляет стратегию, которая является лучшим от­ветом на стратегии других фирм.

Различают две стратегии поведения :

Мaximin –стратегия пессимиста.( будет искать наилучший вариант из наихудших результатов)

Мaximax –стратегия оптимиста. (надеется на самый лучший вариант решения вопроса (самую высокую прибыль)

Когда maximin и maximax приводит к одному результату.- Это решение Нэша.

Чистые стратегии отражают поведение игроков, придерживающихся единожды сделанного выбора.

Смешанные стратегии свойственны игрокам, которые анализ-т возможные варианты выбора противника, взвешивая реальность каждого из них, и выстраивают собственную стратегию, ориентируясь на наиболее вероятный выбор конкурента.

дилемма «заключенного»: достигнутое равновесие неэффективно, поскольку не нравится ни одному из игроков, однако оно сохраняется, так как соперники не могут что-либо изменить самостоятельно, не сговариваясь друг с другом.

Модель Курно (Модель нескоординированной олигиполии )предполагает, что на рынке функционирует всего две фирмы (дуополия). производящие однородные продукты. Каждая фирма предполагает, что цена и объём производства конкурента неизменны, а затем принимает своё решение по объёму производства. Каждая фирма должна решить, сколько продукции выпускать, обе фирмы принимают решение одновременно. при принятии решения каждая фирма помнит, что ее конкурент тоже принимает решение об объеме производства и что конечная цена на рынке будет зависеть от совокупного объема производства обеих фирм.

Модель олигополии в контексте теории игр (равновесие Нэша. Модель Курно) - student2.ru

Фирма 1, выпуская количество товара Q1, ожидает, что фирма 2 произведет продукцию в объеме Q2, а та в свою очередь рассчитывает, что, если она произведет товара в количестве Q2, то фирма 1 выпустит его в количестве Q°1. Таким образом, функции реакции обеих фирм можно представить как Q1 = f(Q°2), Q2 = f(Q°1).

Выбор оптимального объема производства должен удовлетворять системе указанных выше двух уравнений реакции фирм. На рис. 6.3 это равновесие (равновесие Курно) соответствует точке пересечения кривых функций реакции X, в которой объем прибыли каждой из фирм максимален при данном ожидаемом объеме продаж конкурирующей фирмы.

Если первоначальное состояние рынка находится в точке 1, то фирма 1 сочтет выгодным снижение объема продаж. В ответ фирма 2 увеличит объем продаж (движение из точки 2 в точку 3). В свой черед фирма 1 снова снизит продажи (из точки 3 в точку 4). Их активность будет продолжаться, пока равновесие не установится в точке X, после чего обе фирмы перестанут вмешиваться в ситуацию на рынке.

Наши рекомендации