Вопрос 32 Конкурентная стратегия в условиях олигополии: модель Курно

Одной из первых моделей олигополии является модель дуополии (2 фирмы в отрасли), предложенная французским экономистом Курно. Модель Курно основывается на трех посылках:

  1. в отрасли существуют лишь две фирмы;
  2. каждая фирма воспринимает объем производства другой как данность;
  3. обе фирмы максимизируют прибыль.

В начальный момент в отрасли есть только одна фирма, производящая весь отраслевой объем продукции. Появляется новая фирма и начинает функционировать, считая, что производство и цена старой фирмы остаются прежними. Чтобы пробиться на рынок, новая фирма понижает цену на свой товар и отнимает некоторый сегмент рынка у старой фирмы. Старая фирма воспринимает сложившуюся ситуацию как данность и сокращает выпуск продукции соответственно снизившемуся на нее спросу. Новая фирма принимает ситуацию как данность и, чтобы еще более укрепиться на рынке, вновь снижает цену на свой товар и отвоевывает новый сегмент рынка. Старая фирма мирится с возросшим объемом производства и ценой новой фирмы и снова сокращает свой объем производства и свое присутствие на рынке. Так постепенно фирмы приходят к такому разделу рынка, который соответствует соотношению их сил.

Модель Курно выглядит несколько упрощенно, однако она обращает внимание на факт сильной взаимообусловленности поведения при олигополии.

Модель конкурентных рынков — достаточно новая концепция. Ее базовая посылка состоит в том, что вход и выход из отрасли ничего не стоят. Сразу следует оговориться, что на практике подобная ситуация не часто встречается. Как открытие новой фирмы, так и ее ликвидация нередко сопряжены со значительными издержками.

Если же принять указанное выше допущение, то появление новых фирм на рынке становится высоковероятным. Следовательно, даже очень крупные фирмы-олигополисты постоянно испытывают угрозу появления конкурентов и утраты своей рыночной власти. В результате угроза конкуренции действует ничуть не меньше, чем сама конкуренция, понижая общий уровень издержек, уровень цен, увеличивая объем производства и сокращая экономическую прибыль (вплоть до сохранения только нормальной прибыли

Вопрос 39 Профсоюз как модель монополии на рынке труда. Методы регулирования заработной платы профсоюзом.

Профсоюзы – объединения работников, созданные по профессиональному принципу (профсоюзы рабочих одной профессии или смежных профессий); отраслевому принципу (например, профсоюз судостроителей); или по принципу работы на одном предприятии.

С экономической точки зрения мы можем считать, что профсоюз выступает на рынке труда продавцом трудовых ресурсов своих членов, поэтому если число членов профсоюза велико, то рынок труда превращается в олигопольный рынок, на котором профсоюз является ценовым лидером и начинает диктовать уровень заработной платы. В некоторых случаях профсоюз идет еще дальше и становится монополистом на рынке труда, путем заключения с работодателями соглашений, обязывающих последних принимать на работу только членов профсоюза.

Монополизируя рынок труда (становясь ценовым лидером на нем), профсоюз неизбежно повышает цену труда, что некоторые экономисты считают одной из возможных причин возникновения безработицы, поскольку при повышенной цене труда равновесие на рынке труда должно установится при занятости ниже чем полная занятость.

После того, как профсоюз начинает диктовать свои условия на рынке труда, неизбежно возникают объединения работодателей, которые будут противостоять профсоюзу на рынке труда. В результате, рынок труда перестает быть рынком в чистом виде, поскольку на нем будут играть два монополиста, которые не могут определить цену только на основе спроса.

В целом роль профсоюзов на рынке труда нужно признать позитивной :

1)Они контролируют работодателя, не давая ему нарушать заключенные трудовые договора;

2)Они контролируют условия труда, заставляя фирмы улучшать эти условия, что в конечном итоге приводит к снижению трудового травматизма и профессиональной заболеваемости;

3)Они контролируют условия трудовых договоров между работодателями и работниками, не позволяя включать работодателю в эти договора несправедливые условия

Наши рекомендации