Общее равновесие и общественное благосостояние.

Все три условия эффективности обеспечивает именно рыночная экономика с совершенной конкуренцией. На основе предельных условий максимальной эффективности производства, обмена и структуры выпуска в теории благосостояния формулируются две теоремы экономики благосостояния. Первая теорема утверждает, что равновесное размещение производственных ресурсов, достигнутое в результате функционирования совокупности конкурентных рынков, обязательно будет эффективным по Парето. Согласно второй теореме – при определенных условиях (к-ые математически описываются выпуклостью кривых предпочтений индвидов) эффективное по Парето размещение производственных ресурсов является конкурентным равновесием для какого-либо начального распределения ресурсов.

Общее экономическое равновесие, достигнутое в условиях существования совершенной конкуренции на всех рынках, является Парето - оптимальным состоянием, при к-ом нельзя повысить благосостояние хотя бы одного участника рыночного хозяйства без снижения благосостояния других. Следовательно, система равновесных цен обеспечивает оптимальное по Парето использование производственных ресурсов.

Для анализа результатов экономической политики необходим критерий оценки изменений в общественном благосостоянии. Этой цели соответствуют критерий Парето, критерий Калдора-Хикса, критерий Ситовски.

Критерий Парето базируется на представлении общественного состояния как вектора благосостояний индивидов. Т.е. любое изменение, к-ое никому не приносит убытков, но отдельным индивидам приносит пользу, является эффективным.

Критерий Калдора-Хикса – критерий оценки благосостояния, согласно к-ому благосостояние повышается, если те, кто выигрывает, оценивает свои доходы выше убытков потерпевших.

Двойной критерий Ситовски – улучшение произойдт в том случае, если перемещение из исходного положения в конечное удовлетворяет критерию Калдора-Хикса, а перемещение в обратном направлении нет.

41. теория внешних эффектов. Особенности гос. Регулирования в-х эффектов в рб.

Теория внешних эффектов используется при разработке эконом. политики, направленной на исправление неэффективного распределения ресурсов через рыночную экономику. При использовании ресурсов окружающей среды, а также нередко в процессе производства возникают отрицательные ВЭ – загрязнение воздуха и воды вредными выбросами промышленности. результатом отрицательных ВЭ является избыточное использование природных ресурсов. Их расточительное перепотребление может улучшить качество окружающей среды будущих поколений и снизить воспроизводимость естественных богатств.

Целью административных мер является сокращение вредных выбросов до эффективного уровня и повышения качества окружающей среды.

1. экологические предписания (стандарты, нормы), к-ые способствуют ослаблению нагрузки на ОС и снижению внешних издержек. Контролируемыми переменными, регулирующими допустимую нагрузку на ОС считаются: а) выбросы (предельно допустимая концентрация, установленная в технических нормативах загрязнения воздуха), б) производственный процесс (свободный от использования нек-ых видов сырья, сильно загрязняющих ОС, основанный на технологиях, соответствующих определенным стандартам), в) само производство (с ограничением выпуска благ, сопровождаемого выбросом вредных в-в в особо крупных размерах). Экологические стандарты определяют норму допустимых выбросов вредных в-в, но не стимулируют фирмы к снижению объемов выбросов, к-ые укладываются в пределы, установленные стандартами.

2. взимание платы за выбросы – уплата фирмой сбора за каждую единицу объема вредных выбросов. Поступающие в бюджет средства направляются на финансирование мероприятий по предотвращению загрязнения ОС, что способствует внедрению экологически чистых технологий. Сборы распространяются на все предприятия, но искажающе воздействуют на конкуренцию.

3. экологические лицензии. Гос-во являясь собственником ресурсов ОС. Устанавливает объемы, в к-ых предприятия могут использовать способность ОС к поглощению вредных в-в, и выдает соответствующие платные сертификаты, или сертификаты на загрязнение. Главное, чтобы выполнялось следующее условие: общий объем выбросов по всем разрешениям, передаваемых гос-вом, не должен превышать объем, отвечающий определенному качеству ОС. Разрешения могут обмениваться (продаваться и покупаться) на рынке прав ВЭ.

В 1997г. был принят Киотский протокол, в к-ом зафиксированы кол-ва обязательств по сокращению выбросов парниковых газов для промышленно развитых стран с переходной экономикой.

Основными инструментами административного регулирования в РБ являются стандарты, нормы, нормативы, законы, постановления, руководства, применяемые государственными природоохранными органами, а также ряд разрешений или запретов на природопользование, ограничения, лимиты, система надзора за деятельностью субъектов хозяйствования и т.п. Центральное место в административном регулировании принадлежит системе экологических стандартов, которая подразумевает установление единых и обязательных для всех объектов управления экологических норм и требований (стандарты качества окружающей среды; стандарты воздействия на окружающую среду; технологические стандарты; стандарты качества продукции).

Помимо экологических стандартов (нормативов), административное регулирование предполагает широкое применение правовых рычагов, мер административного воздействия на виновников загрязнения (запреты, лимиты, сертификаты, разрешения и лицензии).

42. информация, неопределенность и риск в экономике.

Информация становится товаром и как ресурс имеет важные особенности: основная часть информации общедоступна и не может рассматриваться как ограниченный ресурс, эконом. ресурсом является лишь та часть информации, тиражирование к-ой ограничено правами собственности; обладает свойством неконкурентности; приумножается в процессе использования; является легко тиражируемым благом. Полная информированность эконом. субъектов – ситуация, при к-ой каждый из участников владеет информацией о конъюнктуре рынка – условие оптимального функционирования рынка. Но полной информацией располагает только рынок в целом, поэтому субъекты вынуждены делать выбор в условиях неопределенности, когда кол-во исходов бесконечно или невозможно установить вероятность наступления события. Вероятность – выраженная в кол-ой форме возможность получения определенного результата. Риск – оцененная любым способом вероятность.

Высокий доход связан с дополнительным риском. Закон убывающей предельной полезности дохода: каждая следующая единица дохода обладает меньшей полезностью, чем предыдущая. В силу отрицательной предельной полезности дохода большинство людей являются противниками риска – человек, к-ый при данном доходе предпочтет гарантированный результат ряду неопределенных, рисковых результатов. Есть люди склонные к риску – люди, предпочитающие результат, содержащий возможность получения более высокого дохода. Нейтральным к риску считается человек, к-ый при данном ожидаемом доходе безразличен к выбору м/у гарантированным и рисковым результатами. Существуют различные способы снижения риска: диверсификация (снижение риска путем распределения его м/у несколькими рисковыми агентами т.о., что повышение риска от покупки одного означает снижение риска от покупки другого); объединение риска (страхование – снижение риска путем превращения случайных убытков в низкие, постоянные издержки); распределение риска (риск вероятного ущерба делится между участниками так, что потери каждого минимальны); поиск информации (сбор сведений позволяет значительно снизить степень риска).

Наибольшее воздействие на рыночную активность оказывает особый тип неполной информации – ассиметричная информация – ситуация, в к-ой часть участников сделки обладает важной информацией, в то время как другие заинтересованные лица ею не располагают. Возникает а) в процессе торговой сделки или подписания контракта, когда одна из сторон знает что-то, о чем другой стороне неизвестно; б) после подписания контракта, когда одна из сторон не может наблюдать действия другой стороны, направленные против нее.

Вмешательство государства с целью преодоления информационной асимметрии может приобретать такие формы, как регулирование цен (установление минимальных предельных цен); прямое участие государства в производстве продукции и оказании услуг, с которыми связана существенная информационная асимметрия (общественная с-ма здравоохранения, образования); а также контроль за производством и сбытом таких товаров (лицензирование, стандартизация и сертификация, контроль рекламной активности продавцов).

43. чистые частные и чистые общественные блага. Свойство общественных благ.

Различают чистые частные и чистые общественные блага. Чистое частное благо – благо, каждая единица к-ого может быть продана за отдельную плату. Оно обладает свойствами конкурентности при потреблении (одним субъектом исключается возможность потребления другими) и исключаемости доступа. Все затраты в связи с производством несет производитель, а все выгоды достаются потребителю. Полной их противоположностью выступают чистые общественные блага. Чистое общественное благо – благо, к-ое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Они не имеют денежной формы выражения, а значит, не могут быть произведены непосредственно рынком.

Св-ми чистых общ-х благ явл-ся неизбирательность, неисключаемость и не-делимость в потреблении.

Неизбирательность в потреблении означает, что потребности чистого общественного блага не уменьшает его полезности для других. Речь идет о не-конкурентности, несоперничестве и отношении к общественному благу. Например, фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трем. Данное свойство, очевидно, не будет выполняться для частного блага. Например, если два человека решат выпить бутылку лимонада, то прибавление в компанию третьего снизит ее полезность для двух других потребителей.

Неисключаемость в потреблении означает, что ни один человек не может быть исключен из числа потребителей блага, даже если он отказывается за него платить. Например, нельзя запретить пешеходу польз-ся светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, — принимать радиопередачи.

Неделимость блага в потреблении означает, что благо не может быть разделено на части (его нельзя выпускать мелкими партиями) и быть продано по частям. Население пользуется всем объемом предоставляемого на данной терри-тории чистого общественного блага. Например, мы пользуемся всем объемом услуг по обороне страны.

На практике лишь небольшое число благ наделено свойствами исключительно чистых общественных благ. Как правило, блага являются смешанными (т.е. сочетают в себе характеристики частных и общественных благ), и их принято дифференцировать на перегружаемые и исключаемые.

Общее равновесие и общественное благосостояние. - student2.ru Перегружаемыми (или переполняемыми) называются блага, для которых свойство неизбирательности в потреблении выполняется только до определенного момента (точки перегрузки), а далее их может не хватать на всех. Начиная с некоторого количества потребителей появление дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности, получаемой уже существующими пользо-вателями. Пример -— автомобильная дорога. Увеличение числа машин не влияет на полезность шоссе для водителей автомашин, но лишь до определенного уров-ня. Рост интенсивности движения приводит к возникновению отрицательных внешних эффектов: снижается скорость движения, появляются «пробки» (заторы) на дороге, повышается опасность аварий. К перегружаемым благам можно отнести также мосты, тоннели, библиотеки и др. Во всех случаях с момента перегрузки возрастают предельные общественные издержки на производство блага.

Исключаемыми называются блага, потребление которых неизбирательно, но доступ к которым ограничен. Они могут предлагаться фирмами, действующими с целью извлечения прибыли. На эти блага легко назначить цену. Примеры исключаемых благ — кабельное телевидение, общественный транспорт, уста-навливающие плату за вход парки аттракционов и др. В реальном мире спектр смешанных благ не ограничивается рассмотренными двумя группами. Существует множество комбинаций свойств несоперничества и неисключаемости, в частности, следует отметить общие (совместно потребляемые) блага (их иногда называют коммунальными), которые обладают высокой степенью избира-тельности и низкой степенью исключаемо (пример — места общественного пользования), а также клубные блага, доступность к потреблению которых ог-раничена членством в особых организациях (бассейны). С точки зрения границ потребления и предоставления выделяют международные, общегосударственные и местные общественные блага.

Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (чистый воздух, пресная вода, международная стабильность и т.п.), либо пре-доставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам.

Общегосударственные общ-е блага доступны жителям определенной страны (нац-я оборона, поддержание общего правопорядка, деятельность испол-нительных, законодательных, судебных властей).

Под местными общественными благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь неко-торая ее географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т.д.). Диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и городского парка.

44. особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный (суммарный) спрос на общественные блага.

Спрос на общественное благо определяется при условии, что возможно выявить предпочтения всех потребителей и все потребители готовы платить за предоставление каждой дополнительной единицы общественного блага.

Функция спроса на ОБ имеет форму зав-ти получаемой индивидом предельной выгоды от объема потребления блага.

Предельная выгода (MB) – полезность, получаемая индивидом от потребления дополнительной единицы ОБ, и, соответственно готовность индивида платить за данную дополнительную единицу.

Кривая спроса на ОБ имеет отрицательный наклон, что отражает общую закономерность убывания предельной полезности от каждой дополнительной единицы блага.

При построении кривой суммарного спроса необходимо учитывать, что цена общего спроса есть сумма цен спроса индивидуального, т.к. ОБ обладает свойством неконкурентности в потреблении – неделимо. Каждый индивид потребляет весь объем ОБ, а не какую-то его часть. Чтобы определить суммарную предельную выгоду (MSB) данного блага, необходимо сложить предельные индивидуальные выгоды всех потребителей. Объем потребления ОБ каждым потребителем, то он будет равен объему предложенных ему ОБ.

45. предложение общественных благ. понятие общественного выбора.

Производство ОБ эффективно, если суммарная предельная выгода потребителей равна предельным издержкам производства (MSB=MSC) или цене, по к-ой производитель готов предложить данное кол-во ОБ.

Неисключаемость ОБ создает возможность уклонения от уплаты взноса отдельными индивидами при его потреблении. Проблема «безбилетников» – затрудненность осуществления взаимовыгодных коллективных действий из-за возможности получения эконом. агентами выгоды без участия в общих издержках. Чем больше размер группы, тем меньше часть общей выгоды достается среднему члену и, соответственно, тем меньше у него стимулов активно заниматься обеспечением всей группы коллективно предоставляемым благом и участвовать в коллективных действиях, а след-но, тем острее для группы становится проблема «безбилетников».

Для устранения проблемы «безбилетников» вводятся налоговые цены (модель Линдаля) или налог Кларка (с доминантного потребителя). Предложенные меры не в полном объеме решают проблему уклонения от уплаты за предоставление ОБ, поэтому эффективное производство ОБ финансируется гос-вом. Формы участия гос-ва в обеспечении общественными благами могут быть разными, от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частной структурой общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Но в обоих вариантах решение вопроса об оптимальном объеме производства ОБ основывается на коллективных действиях.

Наши рекомендации