Система управления финансовым риском
Источники финансовых рисков могут находиться как внутри (конфликты, нелояльность или недобросовестность отдельных сотрудников), так и вне объекта финансового риска (действия партнеров или конкурентов и др.). Поэтому могут быть выделены системы управления как внутренним, так и внешним финансовым риском. Для управления как внешним, так и внутренним финансовым риском используют специальную систему, которая является подсистемой системы финансового управления. Подсистема управления финансовым риском должна включать:
- источники и датчики информации;
- подсистему сбора информации;
- подсистему обработки информации;
- подсистему отображения информации;
- подсистему принятия решений;
- исполнительные элементы;
- подсистему контроля.
Операции управления финансовым риском должны выполняться в автоматическом или автоматизированном режиме с привлечение средств вычислительной техники и автоматики. Исполнение команд обеспечения безопасности должно иметь высший приоритет.
Управление финансовым риском возможно с применением методологий программного или ситуационного управления. Программное управление может быть реализовано в автоматическом режиме в соответствии с заранее заданным алгоритмом. Например, в настоящее время предусмотрено автоматическое прекращение торгов на ММВБ, если курс рубля отклонился от исходного на значение, превышающее некоторый допуск (например, 5%). Такое управление возможно только для структурированных заранее определенных ситуаций управления.
Ситуационное управление используется тогда, когда необходим гибкий подход, а ситуации достаточно сложны, "размыты" и поэтому требуют участия менеджера в принятии конкретного решения. Объективными чертами любого риска является случайный характер момента возникновения и объема возможного ущерба. Часто ущерб в нештатной ситуации зависит от скорости реагирования на воздействие факторов, наносящих финансовый ущерб. Чем медленней и вялей реакция, тем больше ущерб. Поэтому наиболее важными требованиями к системе управления финансовыми рисками являются требования:
1) достаточности компенсирующего финансового воздействия по объему и интенсивности;
2) управление процессами в реальном масштабе времени (то есть достаточно быстро, чтобы непредвиденные негативные финансовые процессы не вышли из под контроля). Например, при "обвале билетов МММ" в 1994 многие деятели финансового рынка просто не успели отреагировать на изменение биржевой ситуации и потерпели наибольший ущерб.
Оценка эффективности стратегического менеджмента организации
Общие положения
Назначение
Показатели эффективности предназначены для количественного измерения эффективности деятельности организации.
В рамках подхода, ориентированного на управление процессами, показатели эффективности позволяют измерять эффективность функционирования деловых процессов. В рамках подхода, ориентированного на совершенствование деловых процессов, показатели эффективности позволяют количественно измерить, насколько увеличивается эффективность деловых процессов после реализации предлагаемых в изменений.
Область применения
Система показателей эффективности применяется на различных уровнях организационной структуры организации: начиная со стратегического менеджмента и заканчивая отдельными технологическими операциями.
Среди основных направлений использования показателей эффективности следует особо выделить:
- Ежедневное принятие управленческих решений. При подготовке решения показатели эффективности позволяют сравнивать альтернативы.
- Планирование совершенствования деловых процессов. Показатели эффективности позволяют увидеть, насколько улучшится эффективность делового процесса в результате реализации предлагаемых изменений.
- Идентификация и устранение операций, не добавляющих стоимость. Показатели эффективности позволяют выявить операции в деловых процессах, у которых соотношение "эффективность – затраты" является неудовлетворительным.
Основные понятия и определения
Понятие "эффективность делового процесса" является интегрированным. Деловой процесс является эффективным с точки зрения участника делового процесса, если он (деловой процесс) удовлетворяет интересам этого участника.
Показатель эффективности – количественная или качественная характеристика (мера), посредством которой выражается степень эффективности делового процесса.
Рис. 50. Метрики эффективности делового процесса
Участники делового процесса
Выделяют четыре класса участников делового процесса – людей, имеющих отношение к функционированию делового процесса и оказывающих влияние на его эффективность. Разные участники имеют различный интерес в деловом процессе, по-разному определяют его результаты и эффективность.
Потребители
Потребители – это получатели и пользователи конечных продуктов и услуг, произведенных в рамках делового процесса. На организациих, ориентированных на прибыль, потребители покупают продукты и услуги, а удовлетворенность потребителей может измеряться в терминах доли рынка и проницаемостью рынка. На государственных организациих потребители получают продукты и услуги по распределению или за плату по тарифу.
Поставщики
Поставщики обеспечивают материалы и данные, поступающие на вход процесса. Поставщики заинтересованы в долгосрочных партнерских отношениях, 100 % приемке поставок, большей потребности и быстрой оплате.
Вышестоящая аудитория
Вышестоящая аудитория определяется как субъект, не являющийся составной частью процесса, но определяющий правила, требования, условия, стандарты и бюджет на функционирование процесса. Их интересы состоят в соответствии процесса стандартам, целям и задачам, а также в минимизации риска и стабильности.
Поставщики ресурсов
Поставщики ресурсов обеспечивают функционирование процесса необходимыми ресурсами: зданиями и сооружениями, оборудованием и машинами, а также трудом.
Метрики эффективности делового процесса
Соответствие стандартам
Показатели соответствия стандартам устанавливают соответствие качества продуктов и процессов соответствующим нормам. Эти показатели позволяют измерить степень соответствия продукта, услуги или поставки потребностям покупателя; количество возвратов; приверженность процедурам; результаты тестирования; эффективность бюджета; согласованность с законодательными и нормативными актами; а также характеристики, связанные с безопасностью, защищенностью и влиянием на здоровье.
Стандарт должен включать:
а) требования и условия;
б) аудиторию стандарта;
в) область применения.
Показатели на соответствие стандартам затрагивают все четыре категории участников деловых процессов организации: потребителей; вышестоящее руководство; поставщиков сырья и исходных данных; поставщиков ресурсов. Однако наиболее важной категорией является вышестоящее руководство, т.к. оно является основным источником стандартов.
Соответствие целям
Показатели, характеризующие соответствие деловых процессов целям организации, фокусируются на взаимодействии участников делового процесса, а также на том, в какой степени это взаимодействие позволяет обеспечить достижение целей делового процесса. Эти показатели позволяют измерять такие факторы, как насколько хорошо продукт или услуга удовлетворяет или даже возбуждает потребителя. Настройка на потребителя, гибкость и чувствительность – примеры показателей, ориентированных на измерение соответствия делового процесса целям потребителей.
Показатели также позволяют измерять соответствие целям других участников делового процесса. Вышестоящее руководство нуждается в измерении соответствия делового процесса стандартам, правилам и закономерностям. Поставщики сырья стремятся к обеспечению процессов наиболее подходящими (value-added) материалами и исходными данными, удовлетворяющими условиям выполнения процессов и с минимумом отходов. Поставщики ресурсов заинтересованы в таких способах поставки оборудования и финансирования активов, которые позволяют максимизировать эффективность деловых процессов.
Время процесса
Показатели времени процесса связаны с производственным циклом, пропускной способностью и чувствительностью. Также показатели времени позволяют косвенно оценить стоимость процесса: уменьшение времени выполнения процесса означает, как правило, снижение его стоимости. Многие ведущие организации фокусируются в большей степени на снижении времени деловых процессов, а не на их стоимости. В результате они сокращают длительность производственного цикла, что автоматически приводит к снижению затрат.
Показатели времени процесса подразделяются на три категории:
- Операционное время – время, затрачиваемое на преобразование материалов и данных, поступающих на вход процесса, в конечные продукты или услуги на выходе процесса. Оно связано с прямым использованием ресурсов или факторов производства по обработке продукции.
- Время, связанное с качеством, – время, которое включает проверку, исправление ошибок, определение проблем, решение проблем, поддержку уровня качества и обучение.
- Время, не добавляющее стоимости, – время процесса, не операционным или связанным с качеством.
Стоимость процесса
Показатели стоимости процесса связаны с расходованием ресурсов в рамках процесса производства продуктов и услуг. Переменные затраты включают поставки, которые используются при производстве продуктов и услуг, а также факторы производства, такие как труд, машинное время, накладные расходы, интегрированные в процесс.
Постоянные затраты напрямую не связанные с выполнением процессов, должны измеряться и управляться прямо.