Вопрос 24. Управление риском: определение риска и неопределенности, классификация рисков, этапы управления риском

Риск - это возможность возникновения неблагоприятных ситуаций в ходе реализации планов и исполнения бюджетов предприятия. Риску присущ ряд черт, среди которых можно выделить: противоречивость; альтернативность; неопределенность. Риск - возможность наступления рискового события под влиянием каких-либо факторов риска. Применительно к бизнесу: риск - вероятность (угроза) потери предприятиями части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной или финансовой деятельности.

Различают две функции риска – 1) стимулирующая - проявляется в том, что риск при решении экономических задач выполняет роль катализатора, особенно при решении инновационных инвестиционных решений. 2) защитная – проявляется в том, что для защиты от возможных нежелательных последствий создаются страховые резервные фонды, осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Выделяют следующие виды предпринимательского риска: производственные (чистые) - основными проявлениями являются риски остановки производства и неритмичности работы предприятия, а также стихийных бедствий, катастроф и аварий; инвестиционные и инновационные - проявляются в основном на стадиях подготовки проектов и его реализации, к ним относятся риски потери инвестиций или недополучения дохода от инвестиций; финансовые - проявляются в угрозе банкротства, к ним относятся финансовые риски неполучения доходов и риски по операциям с ценными бумагами; товарные - проявляются главным образом в рисках дефицита товара и отсутствия спроса на него; комплексные - основным проявлением является риск инфляции; банковские - основным проявлением выступают риски кредитные, процентные, ликвидности банка, по депозитным операциям и расчетам, а также банковским злоупотреблениям.

При инвестиционной оценке проектов используется классификация инвестиционных рисков. По этой классификации, риски инвестиционных проектов могут быть систематическими и несистематическими. К первым относятся риск изменения процентной ставки, валютный риск, инфляционный риск, политический риск. Систематические риски связаны с экономической ситуацией в стране, ростом цен на ресурсы, повышением инфляции, изменением денежной политики, кредитной политики и др.

Несистематические инвестиционные риски – это отраслевой, деловой и кредитный риск. К несистематическим рискам относят неплатежеспособность потребителя, банкротство поставщиков, развитие конкуренции, забастовки и др.

Этапы управления рисками:

1-й этап – формирование информационной базы управления рисками.

2-й этап – идентификация рисков.

3-й этап – оценка уровня рисков – качественный анализ: выявление областей и сфер рискованной деятельности; причин, условий и факторов возникновения конкретных рисков; степени влияния различных рисков на деятельность предприятия в настоящем и будущем. количественный анализ: измерение рисков; определение масштабов возможных потерь при реализации рисков.

4-й этап – оценка возможностей снижения исходного уровня рисков.

5-й этап - установление системы критериев принятия рисковых решений.

6-й этап – принятие рисковых решений.

7-й этап – выбор и реализация методов нейтрализации негативных последствий рисков.

8-й этап – мониторинг и контроль рисков.

Качественный анализ может производиться различными методами, важнейшими из которых являются: метод экспертных оценок (работу проводят квалифицированные эксперты); аналоговый метод (основан на привлечении к анализу сопоставимых (идентичных) объектов, фактов, данных); расчетно-аналитический метод (обрабатывается отчетность, оперативная информация и плановые данные самого предприятия).

Вопрос 25. Срок окупаемости: определение, формула расчета, применение,
недостатки

Срок окупаемости инвестиций – это минимальный срок, за который накопленный доход превышает начальные инвестиции, или время, которое требуется, чтобы инвестиция обеспечила достаточные поступления денег для возмещения инвестиционных расходов.

Общая формула для расчета срока окупаемости инвестиций: Вопрос 24. Управление риском: определение риска и неопределенности, классификация рисков, этапы управления риском - student2.ru , где Ток (PP) - срок окупаемости инвестиций; n - число периодов; CFt - приток денежных средств в период t; Io - величина исходных инвестиций в нулевой период.

Существует два способа расчёта периода окупаемости:

1 способ. Если денежные поступления по годам одинаковы, то формула расчёта срока окупаемости:

Вопрос 24. Управление риском: определение риска и неопределенности, классификация рисков, этапы управления риском - student2.ru , где РР - срок окупаемости инвестиций (лет); Iо - первоначальные инвестиции; CFcг - среднегодовая стоимость денежных поступлений от реализации инвестиционного проекта.

2 способ. Если денежные поступления по годам неодинаковы, то расчёт выполняется в несколько этапов:

- находят целое число периодов, за которые накопленная сумма денежных поступлений становится наиболее близкой к сумме инвестиций, но не превосходит ее;

- находят непокрытый остаток, как разницу между суммой инвестиций и суммой накопленных денежных поступлений;

- непокрытый остаток делится на величину денежных поступлений следующего периода.

Простой срок окупаемости является широко используемым показателем для оценки того, возместятся ли первоначальные инвестиции в течение срока экономического жизненного цикла инвестиционного проекта. И, кроме того, этот показатель довольно точно сигнализирует о степени рискованности проекта. Так как управляющие полагают, что чем больший срок нужен хотя бы для возврата инвестированных сумм, тем больше шансов на неблагоприятное развитие ситуации и чем короче срок окупаемости, тем больше денежные поступления в первые годы реализации инвестиционного проекта, а значит, и лучше условия для поддерживания ликвидности фирмы.

Недостатки: не учитывается изменение стоимости денег во времени, не определяется размер денежных потоков после точки окупаемости, не определяется при знакопеременных денежных потоках.

Именно поэтому расчёт срока окупаемости не рекомендуется использовать как основной метод оценки приемлемости инвестиций. К нему целесообразно обращаться только ради получения дополнительной информации, расширяющей представление о различных аспектах оцениваемого инвестиционного проекта. Сроком окупаемости с учетом дисконтирования называется продолжительность периода от начального момента до "момента окупаемости с учетом дисконтирования". Моментом окупаемости с учетом дисконтирования называется тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый дисконтированный доход ЧДД становится и в дальнейшем остается неотрицательным.

Вопрос 26. Понятие управленческого решения. Технология подготовки и принятия
управленческих решений

Управленческое решение-– это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления и творческим процессом в деятельности руководителя.

Управленческое решение как процесс состоит из стадий: подготовка, принятие и реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации, поиск, сбор и обработка информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения. На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.

Управленческие решения могут быть: обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа расчета, и интуитивными, которые, содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность.

Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий. Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными: метод, основанный на интуиции управляющего; метод, основанный на понятии “здравого смысла”; метод, основанный на научно-практическом подходе.

Технология принятия управленческих решений имеет 5 стадий:

Первая стадия – это изучение проблемы. Вторая стадия - выработка идей, состоит в формулировках путей решения проблемы. Одним из современных методов выработки идей является метод «мозговых атак» или «мозгового штурма». Третья стадия - оценка идей, состоит в оценке достоинства, преимущества каждой идеи, ее эффективности и рисков. Четвертая стадия - это его окончательный выбор, формулировка и оформление в форме приказа (распоряжения), что обусловливает планирование выполнения решения. В приказе, как правило, указывается программа действий для выполнения данного решения со сроками и исполнителями. Пятая стадия - обратная связь и анализ решения, включает практическую реализацию плана управленческого решения. Это могут быть новое материально-техническое обеспечение, подготовка и переподготовка кадров, разработка и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, перестройка производственного аппарата и т.д. Объем практической работы по реализации принятого решения в каждом конкретном случае зависит от характера и сложности намеченных задач. Завершающим этапом в организации выполнения решения является контроль и анализ результатов принятого решения, а также его корректировка (в случае необходимости). Контроль за исполнением принятого решения лучше всего поручить группе, которая готовила это решение, либо создать специальную группу. Критерием оценки работы таких групп должно являться не число проверок или зафиксированных срывов, а удельный вес выполненных в срок приказов. Таким образом, система контроля должна быть направлена на то, чтобы добиться своевременного выполнения решений.

Наши рекомендации