Политика управления риском и стратегии управления риском.

Политика управления риска – это процесс целенаправленного воздействия на источники и факторы опасности, объекты защиты от них (людей, произ-е и непроиз-е системы).

Стратегия управления риском – это аналитически обоснованный план действий, мер по изменению величин риска.

Задачи управления: 1) уменьшение вероятности, частоты, степени опасности, воздействие источников на факторы риска, 2) уменьшение уязвимости объектом или увеличение их устойчивости к упомянутому воздействию.

Стратегические направления снижения риска: 1) уменьшение числа источников и факторов риска, 2) уменьшение подверженности экспозиции объектов воздействия, источников и их факторов риска, 3) усиление защитных свойств объектов указанного воздействия.

Принципы управления риска: 1) полнота оценки риска (сбор информации), 2) реальность, цели управления, 3) комплексный учет особенностей источников и факторов риска и их взаимодействие, а также специфики объектов их воздействия, 4) планирование, исходя из необходимой достоверности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств для снижения риска, 5) заблаговременность действия снижения риска.

Рычаги управления риском:1) социально- политические решения, 2) правовые решения, 3)административные организации, 4) экономические решения 5) технические мероприятия

17. . Защитные механизмы природной среды и факторы, обеспечивающие ее устойчивость.Часто важны не только пределы изменения экологических факторов, но и скорость их изменения, т.е. динамика. Не все виды способны приспособиться к быстрым изменениям условий среды. Виды, которые не могут (или не успевают) приспособиться к изменившимся условиям, вымирают и их экологические ниши в экосистемах занимают другие, более пластичные виды.

Рассмотрим основные виды адаптаций организмов к изменениям экологических факторов. Наиболее важными из них являются: - морфологические; - физиологические; - поведенческие.

К морфологическим адаптациям относятся видоизменения органов, например, развитие у баобаба колючек вместо листьев, а у китов и дельфинов – плавников вместо ног. Физиологические адаптации связаны с особенностями ферментативного набора в пищеварительном тракте. Так, потребность животных во влаге удовлетворяется в пустынях путем биохимического окисления жиров, а у растений биохимические процессы фотосинтеза позволяют создавать органическое вещество из неорганических соединений. Поведенческие адаптации проявляются, например, в способах обеспечения теплообмена у птиц путем сезонных перелетов, у животных – с помощью линьки; для обеспечения пищей хищники используют приемы затаивания (в засаде), а их жертвы – защитную окраску.

Устойчивость экосистем – это способность экосистем сохранять структуру и нормальное функционирование при изменениях экологических факторов. Рассмотренные выше адаптации организмов к изменениям факторов среды обитания в определенной степени обеспечивают устойчивость экосистем, в состав которых они входят, к изменению экологических факторов среды. Однако, как и всякая более сложная система, экосистема по сравнению с отдельными видами организмов имеет более высокую степень надежности функционирования в изменяющейся среде, так как на системном уровне формируются и развиваются новые, системные механизмы обеспечения устойчивости и живучести экосистем, которые отсутствовали у отдельных видов. Такие эволюционно выработанные механизмы приспособления экосистем к изменениям среды обитания называются адаптациями экосистем.

Как и образования всех нижележащих уровней Земля лишь звено в иерархической цепи систем. Поэтому важнейшим фактором ее стабильности (стабильного существования) надо считать управление, идущее со стороны систем более высокого уровня, в первую очередь — Солнца. Все известные и неизвестные механизмы Земли смогли стать реальностью лишь потому, что в течение миллиардов лет работает отрицательная обратная связь, регулирующая интенсивность реакции водородного синтеза в недрах Солнца. Для нас этот регулятор обеспечивает стабильность потока приходящей к Земле энергии, солнечной постоянной. К собственно воздействиям можно отнести небольшие флуктуации мощности и спектрального состава солнечного излучения. В определенной степени они зависят от систем еще более высокого порядка — планетного и галактического комплексов.

Внешние связи главной геосистемы не отменяют действие собственных земных механизмов, часть которых работает в направлении дальнейшего уменьшения неравномерности космических воздействий, тогда как другие, наоборот, усиливают приходящие извне сигналы. Для земной жизни решающее значение имеет пассивная защита геосферы от излучений. Земля окружена серией оболочек, подобных липидным мембранам живых клеток, непроницаемых для одних видов воздействий, полупроницаемых для других. Магнитосфера, ионосфера с озоновым экраном, углекислый газ и водяные пары атмосферы, облачный покров, водная масса океанов, снежный и почвенный покровы на суше — все эти "одежды" помогают предельно снизить напор и колебания жесткого и длинноволнового излучения, предотвратить перенасыщение сферы жизни энергией. В том же направлении работает оболочка осадочных пород, смягчая потоки тепла и ионизирующей радиации, поступающие из недр Земли. Благодаря наличию этих механизмов живое вещество геосферы существует и развивается в стабилизированной обстановке, как бы в термостате.

Закономерности динамики литосферы пока мало исследованы. Несомненно, однако, что в ней действует ряд механизмов, стабилизирующих состояние земной коры в условиях тектонических возмущений. По крайней мере два процесса — изостатическое выравнивание нагрузок на кору и денудационное выравнивание рельефа, подчиняясь схеме отрицательной обратной связи, неуклонно ведут литосферную основу географической оболочки к состоянию термодинамического равновесия, равновесия при минимальном запасе свободной энергии. Можно предполагать, что принимаемые современной геотектоникой конвекционные потоки в расплавленной части мантии, вызывающие дрейф плит, также направлены к восстановлению нарушенного равновесия.

Мощными механизмами стабилизации состояния обладают подвижные оболочки земного шара — атмосфера и Мировой океан. Как воздушная, так и водная среда — это огромные резервные емкости энергии (тепла), воды, углекислого газа, кислорода и многих других веществ. Благодаря возможности взаимного обмена с другими компонентами геосферы, прежде всего с живым веществом, эти хранилища служат инертными стабилизаторами среды жизни. Смягчающее влияние больших водных масс на колебания суточных и сезонных температур, на колебания осадков, хорошо известно как свойство морских климатов.

Интенсивность испарения с поверхности водоемов и выпадения атмосферных осадков зависят от насыщенности атмосферы водяным паром. Как прямой, так и обратный процесс регулируется отрицательной обратной связью. В масштабе планеты это те два вентиля, которые автоматически регулируют круговорот воды в природе, подстраивая его лишь к приходу и расходу солнечной энергии на земной поверхности. Выделение и связывание скрытой теплоты конденсации при фазовых переходах воды ослабляет температурные колебания у поверхности раздела атмосферы с океаном и сушей.

Во всех этих процессах механизмы отрицательной обратной связи регулируют внешние воздействия в соответствии с принципом Ле-Шателье, уводя геосистему к состоянию, снижающему эффект воздействия. Поразительной устойчивостью на протяжении геологических эпох отличается солевой состав Мирового океана (Вернадский, 1967). Он не меняется, несмотря на непрерывное пополнение запаса солей реками, выносящими их из разрушающихся горных пород. Можно предполагать наличие мощных регуляторов. Простейшими из них, вероятно, являются химические равновесия между растворенными в воде кислотами и их солями. Эти равновесия противодействуют изменениям концентраций карбонатов, силикатов, боратов, фосфатов и др., отправляя избыток солей в "запасники" донных отложений. При дефиците некоторых веществ морские осадки могут возвращать часть запаса в воду. Еще одним регулятором служит взаимодействие воды с живыми организмами, прежде всего с быстро реагирующими на изменения планктонными видами (Лебедев и др., 1974).

Механизмы обратной связи могут играть и дестабилизирующую роль в динамике геосферы (см. гл. 6). Так, система океан—атмосфера— ледники, связанная потоками тепла и воды в жидком и твердом состояниях, в условиях земных температур приобретает свойства триггера (переключателя). Система относительно устойчива в двух предельных состояниях: максимального и минимального развития покровных ледников.

Однако запас устойчивости в обоих состояниях невелик, в результате чего переход от одной крайности к другой осуществляется достаточно легко. Два компонента, включенные в регулятор с конкурентной обратной связью, обладают большой инерцией: океан — накопитель тепла и ледники — накопители массы льда, а с ним и дефицита тепла. Такая система, подведенная планетными и космическими причинами к критическому уровню термического режима, легко переходит к автоколебаниям. На модели удается воспроизвести колебания климата с периодом, близким к продолжительности одного ледникового цикла — порядка 50 тыс. лет (Сергин, 1972).

Многочисленные стабилизаторы океанической среды позволяют ей служить идеальной "хранительницей жизни". Благодаря этим свойствам океана в нем в течение сотен миллионов лет сохранялись архаические формы живых организмов, например, кистеперые рыбы, которые могли служить надежным банком генотипов для "экспериментов" эволюции.
Развитие жизни на Земле можно рассматривать как крупнейшее возмущение, приводившее к неоднократным и радикальным перестройкам многих механизмов геосферы (Вернадский, 1967). Тем не менее эволюция живого вещества имела результатом также создание новых свойств геосферы, в одних случаях повысивших ее устойчивость, в других, — наоборот, понизивших. Защитный озоновый экран обязан своим возникновением фотосинтезирующей активности растений. Зеленая растительность, покрыв Землю, включилась в процессы обмена углеродом и азотом между атмосферой, океаном и почвой, стала выполнять роль мощного мирового регулятора этого обмена (Моисеев и др., 1985). По существующим представлениям в ответ на повышение содержания CO2 в атмосфере и усвояемого азота в почве растительность усиливает синтез углерода, связывает его в органических молекулах, освобождая от части избыточного углекислого газа атмосферу. Поскольку избыток СО2 угрожает геосфере перегревом вследствие парникового эффекта, растительность суши и океана оказывается также важным звеном регулирования и климата.

Можно предполагать, что внедрение живого вещества в абиотическую геосферу было переломным моментом, положившим начало длительному процессу перестройки многих ее инвариантов. Вода и атмосфера стали все более насыщаться химически активным веществом — кислородом. Углекислый газ из атмосферы перекочевал в органическое вещество, образовал новые осадочные и метаморфические горные породы. Существовавшие ранее и вновь возникшие механизмы саморегулирования в ходе эволюции создали новые устойчивые состояния системы. Однако человеческая цивилизация, производная биосферы, снова нанесла урон многим структурам, ответственным за стабильность географической среды.

Наши рекомендации