Факторы снижения себестоимости продукции.
Источник – затраты, за счет которых снижается себестоимость.
Источники:
1.) снижение издержек за счет изменения прямых материальных затрат:
Амз = (1 – Iнр * Iц) * Ум * 100,
где Iнр - индекс изменения норм расходов сырья и материалов, Iц – индекс изменения цен на сырье и материалы, Ум – удельный вес стоимости сырья и материалов в издержках предприятия.
2) изменение из-за изменения производительности труда (DСпт):
Атз = (1 – Iзп /Iпт) Yзп ∙ 100%
где Jзп - индекс изменения заработной платы;
Jпт - индекс производительности труда (выработки);
Jзn - доля заработной платы производственных рабочих в себестоимости продукции;
3) Затраты состоят из переменных и постоянных. При увеличении объема производства постоянные затраты на единицу продукции снижаются. Влияние этого фактора:
Ап = (1 – Iп / Iо) * Уп * 100
где Iп - индекс изменения постоянных затрат, Iо – индекс изменения объема производства, Уп – удельный вес постоянных затрат в издержках предприятия.
Общая величина изменения себестоимости продукции в плановом периоде составит (DСобщ):
±DСобщ = ±DСпт ± DСv ± DСнц.
24. Сущность, функции и виды цен.
Понятие и функции цен цены.
Во многих словарях цена трактуется как денежное выражение стоимости единицы товара. Можно встретить и такую формулировку: "Цена - это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель - продать".
Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций:
· Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции;
· Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.
· Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.
· Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.
· Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее.
Виды цен.
По характеру обслуживаемого оборота выявляют:
- оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;
- закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;
- цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены. По мере развития рыночных отношений сфера действия договорных цен расширяется;
- розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям;
- тарифы грузового и пассажирского транспорта;
- тарифы на платные услуги населению;
- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
В зависимости от сферы регулирования различают:
- свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения.
- договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства;
- цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;
- регулируемые цены - цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов страны. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок.
В зависимости от территории действия различают:
- единые или поясные цены;
- региональные (зональные) цены.
По времени действия цены подразделяются на:
- твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта;
- текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;
- сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;
- скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления. Эти цены позволяют учитывать изменения в издержках производства за период времени, необходимый для их изготовления.
В классификации цен отдельно выделяются цены, используемые в статистике:
- текущие;
- средние;
- сопоставимые;
- неизменные.
25. Структура и порядок формирования цен методом прямого и обратного счета.