Факторы и резервы снижения себестоимости продукции

В условиях рынка важность проблемы снижения себестоимости продукции резко возрастает, так как снижение себестоимости позволяет:

1.Увеличить прибыль остающуюся в распоряжении предприятия, а следовательно, имеется возможность не только простого, но и расширенного производства.

2.Улучшать материальное стимулирование работников и решать социальные проблемы.

3.Снизить цены на свою продукцию, тем самым увеличивая ее конкурентноспособность.

4.В акционерных обществах позволяет увеличить выплаты дивидендов.

Себестоимость единицы любого вида продукции является результатом соотношения двух величин: производственные затраты, количество продукции.

Поэтому себестоимость может быть снижена, во-первых, если будет уменьшаться величина затрат, при неизменном выходе продукции. Во-вторых, если будет увеличиваться количество валовой продукции, при неизменных затратах. В-третьих, если темпы роста валовой продукции будут опережать темпы увеличения затрат.

Все факторы снижения себестоимости можно условно объединить в 3 группы:

1.Факторы, влияющие на величину производственных затрат и количества продукции:

а)материальная заинтересованность работников в экономном использовании производственных ресурсов, что в итоге позволяет снижать себестоимость

б)специализация и концентрация производства – позволяет выращивать с/х животные или с/х культуры с минимумам затрат, так как имеется возможность использования специализированной техники и оборудования, что позволяет снижать трудоемкость продукции

в)технология производства

2.Факторы, влияющие на величину затрат:

а)трудоемкость производства – использование более производственных машин ведет к сокращению затрат живого труда и расходов на оплату труда на единицу продукции. Обязательное условие опережающее темпы роста производительности труда по сравнению с темпами роста оплаты труда.

б)землеемкость производства – повышению урожайности или продуктивности животных ведет к снижению себестоимости

в)фондоемкость производства

г)материалоемкость – снижение материалоемкости должно идти засчет сокращения объемов затрат на основе улучшения качества и экономических материальных средств путем приобретения более дешевых материалов.

3.Факторы, влияющие на количество продукции:

а)урожайность с/х культур и продуктивность с/х животных

Цена. Понятие и функции цены

Цена-это денежное выражение стоимости товара.

Цена-это форма выраж. Ценности благ проявляющаяся в процессе их обмена.

2ое определ явл. более точным , т.к. учитывается 2 важных момента:

1.подчеркивает связь цены товара с ценностью

2.отмечается, что цена товара возникает лишь в процессе обмена.

Функции цены:

1 учетная или измерительная . с помощью цены осуществляется учет ряда показателей.

2 плановая – на основании цен мы планируем объем товарной продукции и прибыльности ее производства и реализации

3 регулирующая – позволяет регулировать (уровновешивать спрос и предложение на продукцию)

4 распределительная – гос-во через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства и социальных групп

5 стимулирующая – цена является стимулом для повышения качества продукции, ведение новых товаров на рынок и т.д.

6 контрольная – цена служит инструментом учета и контроля расхода всех видов ресурсов

7 социальная

Система цен

Система цен-взаимосвязь и взаимозависимость различных видов цен

Классификация цен:

1 в зависимости от сферы торговли или характера обслуживающего оборота цены делятся на:

- оптовые – цены по которым реализуются крупные партии товара

- розничные – цены по которым продукция реализуется через розничную сеть

- закупочные – цены по которым государство закупает продукцию у с/х предприятия

- тарифы – цены устанавливаемые на разного вида производственных и непроизводственных услуг

- регулируемые – цены регулируемые государством. Существует 2 вида регулирования цен

· Прямое регулирование-осуществляются путем установления надбавок предельных коэффициентов изменения цен , предельного уровня рентабельности

· Косвенное регулирование-через изменение налоговой и процентной ставок по кредиту

- целевые – цены применяемые для повышения уровня самообеспеченности определенного продукта в республике

- гарантируемые – цены которые применяются в том случаи если средние рыночные цены ниже чем цены которые устанавливаются со стороны государства при реализации с/х продукции и предполагают систему доплат до уровня гаранта

- договорные – устанавливаются по соглашению сторон при заключении контракта

- свободные или рыночные – устанавливаются без участия государства под действием коньюктуры рынка

- монопольные – устанавливает предприятие монополист

- целевые – устанавливаются государством для обеспечения паритетного соотношения цен на с/х и промышленную продукцию

2 По времени действия цены делятся:

- текущие – цены в данный конкретный период времени и могут изменяться в зависимости от ситуации на рынке

- сезонные – цены, которые действуют в пределах определенного периода времени

На ряду с этими ценами в рыночной экономике широко используются цены:

1 мировые – цены используемые в условиях приобретения товаров при экспортно-импортных операциях

2 залоговые – используются при закупки товаров под залог

3 трансфертные – цены применяемые при расчетах за поставки продукции в рамках транснациональных коопераций

4 бартерные – цены используемые при обмене с/х продукции на продукцию промышленного предприятия

5 базисные – цены, которые применяются в качестве исходных при предварительных сделках и корректируются с помощью надбавок и скидок

Факторы влияющие на цены на с/х продукцию

1 коньюктура рынка

2 госрегулирование

3 конкуренция

4 издержки производства и реализации продукции

5 качество

6 сроки и каналы реализации

84 принципы ценообразования

Ценообразование – это процесс по установлению, регулированию цен и контроля порядка ценообразования юрид. лицами , индивид. Предпринимателями и др. субъектами

Принципы ценообразования

1 научная обоснованность цен.(цены должны формироваться на основе объективных экономических законов)

2 целевая направленность(состоит в ориентации цен на решение экономических и социальных задач)

3 установление экономически обоснованных соотношений цен на различные виды продукции одни из которых могут использовать как сырье для производства других

85 Механизм ценообразования

Механизм ценообразования – это формирования новых цен и действующих с учетом влияния ценообраз-их факторов

Для обоснования уровня и соотношения цен необходимо применять соответствующие методы ценообразования:

1 метод затрат.

Цена=себестоимость+прибыль

2 метод балловых оценок. Он основан на оценки в баллах качественных характеристик продукции имеющих важное значение для потребителя. Он как правило используется в пищевой промышленности

3 агрегатный. Цена определяется как сумма цен по периодам или этапом технологического процесса.

С/х товары-производители не могут существенно влиять на изменения коньюктуры рынка. Поэтому необходимо регулирующая роль государства.

Однако поставка продукции для государственных нужд не должна ущемлять интересы товаропроизводителей, а наоборот способствовать их предпринимательской активности

Наши рекомендации