Анализ внешней и внутренней среды организации

Анализ среды организации –это процесс определения критически важных элементов внутренней и внешней среды, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении свои целей.

Функции: улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на экономическую организацию и ее будущие; помогает фирме создать о себе наиболее благоприятное впечатление; обеспечивает информацией, необходимо для наилучшего выполнения рабочих функций.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА:

Факторы – экономические, политические, социальные, технологические.

Источники информации: Личный опыт, журналы, газеты, деловые отчеты, книги, конференции, коллеги, друзья

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА:

Факторы: Производство, маркетинг, финансы, орг.структура, персонал, межличностные отношения.

Источники информации: Личный опыт, деловые отчеты, конференции, комитеты, нижестоящие менеджеры, внешние участники

Процесс анализа организационной среды начинается с определения основных элементов внутреннего и внешнего пространства фирмы. После того, как эти элементы определены, фирма выделяет те из них, которые являются для нее наиболее важными: их называют “критическими точками”. Затем фирма собирает необходимую информацию о критических точках.

Внутренняя среда организации включает в себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура. Описание внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях.

Фирма на начальном этапе определяет пределы анализа среды.

На установление таких пределов влияют 3 основных фактора:

1. число и характер критических точек, то есть наиболее значимых элементов среды, изменяются от организации к организации;

2.анализ среды ограничен временными рамками: в коротком периоде фирма во многих случаях может сосредоточиться только на тех элементах, которые критически воздействуют на ее текущие функционирование, то есть на элементах рабочей среды, в длительном периоде у фирмы появляться возможность исследовать общий характер внешней среды;

3.плодотворный анализ возможен только в том случае, если фирма сумела определить специфику элемента, его уникальный характер.

Когда определены наиболее значимые факторы среды организации, необходимо получить о них всю возможную информацию. Но прежде чем приступить к поиску информации, фирма должна определить круг вопросов по каждому из значимых элементов внутренней среды.

Итоги оценки используются в качестве основы для стратегического анализа и определения возможных вариантов стратегии. Сильные и слабые стороны, возможности, угрозы организации

Анализ внешней среды фирмы.

Внешнюю среду фирмы входят две сферы:

Первая сфера: рабочая среда – это среда непосредственных контактов с фирмой.

Поставщики экономических ресурсов, необходимых фирме (сырье, финансовый капитал, производственный капитал),

поставщиков труда - наемных работников,

клиенты – потребители продукции фирмы, посредники – финансовые, торговые, маркетинговые экономические структуры (на пример, налоговая инспекция.

Конкурирующие фирмы и так называемые контактные аудитории – средства массовой информации, общества потребителей и т.п. – которые оказывают существенное влияние на формирование благоприятного и неблагоприятного облика фирмы. Рабочую среду фирмы так же называют микросредой фирмы.

Вторая сфера: общая среда состоит из элементов, которые не связаны с фирмой на прямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы бизнеса

4 основных элемента общей среды – экономические, технологические, политические,социальные факторы.

Среду общего воздействия называют также макросредой фирмы.

Фирма на начальном этапе определяет пределы анализа среды.

число и характер критических точек, то есть наиболее значимых элементов среды, изменяются от организации к организации;

анализ среды ограничен временными рамками: в коротком периоде фирма во многих случаях может сосредоточиться только на тех элементах, которые критически воздействуют на ее текущие функционирование, то есть на элементах рабочей среды, в длительном периоде у фирмы появляться возможность исследовать общий характер внешней среды;

Специфику элемента, его уникальный характер.

Как показывает первый фактор, у каждой организации есть свой комплекс критических точек. Он зависит от размеров организации, характера ее деятельности, выбранных ею целей, географических, исторических и прочих особенностей.

Размеры организации неоднозначно влияют на круга значимых факторов внешней среды.

Крупной фирме уже в текущем, коротком периоде становится под силу провести анализ не только рабочей, но и общей

ВЫВОД:

Внутр.среда: переменные – цели (выживание, прибыль, перспективы), орг.структура (подразделения, уровни управления, делегирование), контроль (сколько подчиненных у руководителя, форма контроля), технология, люди 9характер, темперамент, квалификация и т.д.)

Внеш.среда: поставщики материальных ресурсов, технологий, техники, персонала, профсоюзы, ситуация в стране, политические факторы, налоговая система, социальные факторы, региональные факторы, культурные, баоьеры выхода на рынок, покупатель.

Организация должны быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям среды, чтобы выживать и достигать поставленных целей. Для этого надо анализировать все факторы, следить за их изменением.


Наши рекомендации