Анализ внутренней внешней среды организации

Внутренняя среда организации оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

1. Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

Возрастной и образовательный уровень работников предприятия

На сегодняшний день штат сотрудников компании составляет около 150 человек.

Средний возраст и образование:

1) отдел снабжения: 25-30 лет, высшее;

2) сбыт: 23-28 лет, высшее;

3) бухгалтерия: 30 лет, высшее;

4) аппарат руководства: 38-45 лет, высшее;

5) производство и ремонт: 35-40 лет, среднетехническое, высшее.

Коллектив компании довольно молод. Среди сотрудников сложилось такое мнение, что устроиться на работу в ООО «АЗИМУТ» — только полдела: главное — удержаться в компании, потому что от сотрудников здесь требуют полной самоотдачи. Многие из работников имеют два высших образования, но продолжают учиться: осваивают современный менеджмент, маркетинг и другие предметы рыночной экономики.

Умение работников работать в команде:

Умение работников работать в команде является одним из наиболее важных условий эффективного функционирования предприятия. Именно согласованные действия всех сотрудников обеспечивают достижение предприятием своих целей.

Следует отметить, что путь к нынешнему успеху предприятия проложен трудом, интеллектом, терпением, смекалкой и сплочённостью коллектива высококвалифицированных специалистов. Это главная гордость фирмы и основной ее потенциал. Коллектив компании – это одна команда, работающая в сфере автодорожного строительства.

В своих сотрудниках компания в лице её генерального директора ценит в первую очередь творческий потенциал, неординарность мышления и инициативность, а также именно умение работать в команде.

Степень допуска исполнителей к принятию решений:

Любое решение, принимаемое сотрудниками того или иного отдела, согласуется с его руководителем. Также и решения руководителей отделов должны быть согласованы с высшим руководством.

Однако важным критерием эффективности деятельности персонала и продвижения по служебной лестнице является умение сотрудников самостоятельно принимать решения. Многие работники довольно часто ездят в служебные командировки по всей России. И именно здесь инициативность и самостоятельность в принятии решений оказывает определяющее влияние на успех.

Наличие системы мотивации кадров:

Основу системы мотивации на предприятии составляет выплата премий. Это предусматривает единовременную выдачу работнику определенной денежной суммы в связи с достижением им более высоких успехов в труде по сравнению с другими работниками.

Что касается отделов сбыта, снабжения, то здесь сотрудникам выплачивается процент от объёма совершённой сделки. Сотрудники остальных отделов получают материальное вознаграждение в зависимости от выполнения ими планов.

Мотивация (побуждение к трудовой деятельности, стимулирование определенного поведения работника) также обусловлена самими условиями труда, его организацией, уровнем управления предприятием и другими факторами.

Эти механизмы на предприятии не сводятся только к материальным поощрениям: их применение предусматривает создание такой атмосферы, такого морального климата, при котором в коллективе хорошо знают, кто и как работает и каждому воздается по заслугам. Такой подход требует обеспечения уверенности в том, что добросовестный труд работника всегда получит признание и положительную оценку в коллективе, поднимет его авторитет и принесет заслуженное уважение коллег. Поэтому в компании развита, помимо материальных поощрений, система поощрений моральных – объявление благодарности за успешное выполнение сотрудником поставленных перед ним задач.

Наличие системы аттестации кадров:

Функции по проведению аттестации в компании распределяются между линейными руководителями. Они, основываясь на корпоративной политике, разрабатывают общие принципы оценки персонала и контролируют их исполнение на практике.

Очередная аттестация на ООО «АЗИМУТ» проводится ежегодно и является обязательной для всех сотрудников. Основа аттестации – описание проделанной работы и результатов по основным видам деятельности.

Проведению аттестации предшествует подготовительная работа:

· разработка критериев и показателей оценки по категориям должностей;

· подготовка необходимого числа бланков оценочных листов деятельности работника;

· знакомство аттестуемых с инструкцией по заполнению оценочных листов;

· утверждение графика проведения аттестации;

· подготовка необходимых материалов на аттестуемых;

· оказание организационно-методической помощи подразделениям по проведению аттестации служащих.

Организация аттестации в подразделениях возлагается на их руководителей. Организация же аттестации руководителей подразделений ООО «АЗИМУТ» возлагается на его правление.

Руководитель (специалист), подлежащий аттестации, самостоятельно заполняет соответствующий раздел оценочного листа, который вносится вся информация по аттестации, описывает основную, проделанную за аттестационный период работу: повышение квалификации, степень реализации предложений и замечаний предыдущей аттестации и т.д.

Оценка деятельности работника осуществляется непосредственным руководителем на основе описания проделанной за аттестуемый период работы, документов о повышении квалификации и степени реализации предложений и замечаний предыдущей аттестации аттестуемым работником. По этим вопросам с ним проводится беседа. Следует отметить, что именно непосредственному начальнику отводится решающая роль в оценке персонала, поскольку он лучше других знает своих подчинённых, несет полную ответственность за результаты их деятельности, правильное применение мер поощрения и наказания, за их обучение и развитие. Оценки, которые выставляет руководитель, обобщают представления, полученные им при постоянном общении с подчинёнными. В то же время необходимость участия в оценке побуждает руководителя уделять больше времени подчиненным, взвешивать сильные и слабые стороны их профессиональной подготовки, анализировать деловые и личные качества, увереннее контролировать их работу.

Материалы по аттестации работника подготовленные аттестуемым и его непосредственным руководителем, рассматривает вышестоящий руководитель. При этом он обсуждает представленные материалы с непосредственным руководителем аттестуемого, а при необходимости и с самим аттестуемым работником.

Аттестация является основой для принятия решения о дальнейшем пребывании сотрудника в компании.

2. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

Предприятие имеет линейно-функциональную организационную структуру. (рис.2.1.)

Такая структура является оптимальной с точки зрения масштабов компании и специфики основной деятельности, что обусловлено постоянным стремлением руководства организации использовать высокие управленческие и лидерские качества и в то же время принимать грамотные, обоснованные решения на основе мнения профессионалов (сотрудников функциональных подразделений) в узкоспециализированных областях, требующих специального образования, знаний и навыков.

Анализ внутренней внешней среды организации - student2.ru

Рис. 2.1. Организационная структура ООО «АЗИМУТ»

3. В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

Производственный процесс на предприятии осуществляется на базе мощностей предприятия.

Производственные площади предприятия составляют порядка 10 000 м2

База предприятия представляет собой площадку, на которой размещены:

- ремонтно-механические мастерские;

-здания автотранспортного цеха;

-асфальтобетонный завод;

-автозаправочная станция;

- склады;

-административно-бытовые здания;

- площадки открытого типа для хранения материалов.

Производственное оборудование включает:

- широкий спектр дорожно-строительных машин и механизмов1 , таких как:

· экскаватор ЕК-12;

· автогрейдер ГС14.02;

· каток ДУ-107;

· каток самоходный вибрационный ДУ-47;

· погрузчик ПК-2703-00;

· бульдозер Б-10;

· асфальтоукладчик S600;

· КАМАЗ 55102;

· автокран КС-3577;

· автобус ПАЗ-3205;

· виброплиты двойного давления с поступательным движением РС350, РС500.

- оборудование, необходимое для выполнения вспомогательных работ, в том числе станки:

· сверлильные;

· координатно-расточные;

· вертикально- и горизонтально-фрезерные;

· долбежные;

· протяжные;

· строгальные;

· шлифовальные;

· другие;

Так как производственные мощности завода ориентированы на 75% на выпуск асфальтобетонной смеси, существует гораздо более гибкая, чем на крупных предприятиях-изготовителях, система перехода от изготовления смеси к ее укладке , а в связи со сравнительно низкими накладными расходами создается возможность производства услуг ниже по стоимости на 20 - 40%.

Однако следует отметить, что износ машин предприятия довольно велик, что ведёт к простоям.

В настоящее время в производственной программе предприятия присутствует широкий спектр услуг по благоустройству дворовых территорий, детских учреждений, приусадебных участков. На предприятии создан цех по изготовлению малых архитектурных форм, т.е. ворота, беседки, скамейки и т.д.

Доля продукции собственного производства в общем объёме сбыта составляет около 20%.

Ставя перед собой задачу максимально полного производства всего перечня услуг, ООО «АЗИМУТ» ежемесячно увеличивает номенклатурный перечень услуг, осваиваются новые технологии производства при выпуске асфальтобетонной смеси.

В связи с разработкой технической и технологической документации более 20 лет назад и изменившимися требованиями в первую очередь по качеству, лабораторией предприятия были разработаны и разрабатываются по сей день более технологичные схемы по выпуску асфальтобетонной смеси. Данные мероприятия позволяют максимально снизить себестоимость продукции, предложить заказчикам более современные и надежные покрытия дорог.

Функцию подготовки производства выполняет отдел снабжения, в обязанности которого входит обеспечение производственного процесса:

· щебнем;

· песком;

· битумом;

· минеральным порошком;

· горюче-смазочными материалами;

· инструментом.

Одним из наиболее актуальных вопросов для организации является вопрос качества. Ведутся активные работы по сертификации производства асфальтобетонной смеси, , абсолютно вся продукция проходит контроль качества в лаборатории, проверятся сертификация материала для изготовления.

4. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

В силу отсутствия в составе предприятия маркетинговой службы исследования и работы в данном направлении не проводятся.

Исследование непосредственного окружения осуществляется через анализ конкурентов, потребителей, поставщиков, профсоюзов и контактных аудиторий (банков, страховых компаний), имеющих прямые деловые контакты с фирмой. Фактически в данном разделе изучаются тенденции той отрасли, в которой работает рассматриваемое предприятие.

- Анализ среды прямого воздействия

Внутриотраслевая конкуренция:

ООО «АЗИМУТ» на рынке уже 10 лет. В состав основных направлений деятельности компании входит предоставление услуг в виде: строительства, обслуживания и ремонта автомобильных дорог, пешеходных тротуаров, автомобильных развязок, мостов, путепроводов, тоннелей и иных объектов автомобильной инфраструктуры; производства строительных материалов и сопутствующих товаров. За годы своего существования на рынке, компания стала лидером в своей отрасли в Сергиево-Посадском районе.

На долю компании приходится около 50% рынка оказания услуг по строительству и ремонту автомобильных дорог.

В настоящее время сложилась ситуация, когда у предприятия нет конкурентов, которые могли бы противостоять ему одновременно по всем направлениям его деятельности. Существуют же фирмы, пытающиеся конкурировать с компанией по отдельным бизнесам. К ним относятся:

ОАО "КанскДор"

Адрес: 663605, г. Канск, ул. Дружбы, 3

Организация имеет свои производственные мощности и более 10 лет работает на рынке строительства дорог.

Предоставляет услуги:

1. Разработка проектно-технической документации и паспортизация объектов автомобильных дорог.

2. Разработка и осуществление консультаций по осуществлению технологических процессов укладки асфальтобетонной смеси.

3. Обслуживание и все виды ремонтов автомобильных дорог с полной ответственностью за безопасность движения.

4. Обеспечение представительства предприятия в Канском и Рыбинских районах.

ООО "Бородинское ДРСУ"

Адрес: 660000, г. Бородино, ул. Валовая, 23

Предприятие было основано в 1977 году.

Основной сферой деятельности является:

1. Строительство и ремонт объектов придорожной инфраструктуры, в том числе АЗС, автосервисов, кемпингов, кафе, баров и т.д;

2. Автотранспортные и авторемонтные услуги (в том числе автосервис, грузовые и пассажирские перевозки);

3. Снабженческая, сбытовая и комиссионная деятельность.

Предприятие зарекомендовало себя как активный, проверенный и надежный партнер.

На 2-м этапе развития предприятия получило развитие новое направление: покупка бывшего в употреблении, но неиспользуемых в течение некоторого времени дорожно-строительных машин, их капитальный ремонт или ремонт с продлением срока службы. Используя производственную и ремонтную базу партнеров предприятие производит качественный и быстрый ремонт машин и механизмов с последующей их продажей..

За время работы постоянными партнерами компании стали такие предприятия-изготовители, как ОАО МТЗ "Трансмаш" г.Канск, ОАО "Профмаш" г. Красноярск, ОАО «Погрузчик» г. Красноярск, ОАО «Пожтехника» г. Уяр.

ЗАО " Дорожно-строительный район"

665003, Канский район, г. Уяр, 87 км.

Закрытое Акционерное Общество "ДСР" учреждено 14 июня 1999 года. Общая численность работающих составляет 100 человек.

Цеха производства оборудованы универсальным и специальным технологическим оборудованием (металлорежущее, кузнечно-прессовое, подъемно-транспортное, электросварочное и т. д.).

ЗАО "ДСР" предлагает услуги по строительству автодорог, организации и эксплуатации стоянок автотранспортных средств, посреднической деятельности.

Кроме того, в качестве конкурентов ООО «АЗИМУТ» можно рассматривать ООО «Гранит», ЗАО «Автодорога».

По отношению к своим конкурентам ООО «АЗИМУТ» обладает следующими преимуществами:

§ консультационные и инженерные услуги по производству асфальтобетонной смеси и строительству автомобильных дорог.

§ бесплатный ремонт автодорог в течении гарантийного срока, что практически не практикуется конкурентами;

§ гибкая система оплаты;

§ доставка продукции потребителю любым видом транспорта по желанию заказчика;

§ мощности собственного производства ООО «АЗИМУТ» в связи со сравнительно низкими накладными расходами создают возможность производства асфальтобетонной смеси ниже по стоимости на 20 - 40%;

§ опыт работы на рынке, выполнение работ и оказание услуг на самом высоком уровне обеспечили компании репутацию надёжного партнёра.

Эти преимущества позволяют предприятию занимать лидирующие позиции на рынке оказания услуг по строительству и ремонту дорог Канского и Рыбинского района

Поставщики:

Чрезвычайных угроз от поставщиков продукции для предприятия нет. Имея ООО «АЗИМУТ» в качестве своего официального дилера, предприятия-поставщики заинтересованы в обоюдовыгодном сотрудничестве: темпы реализации услуг компанией ООО «АЗИМУТ» неуклонно растут и в большинстве случаев определяют и темпы реализации своей продукции компаниями-поставщиками.

Так как поставщиков у компании имеется большое количество, то между ними существует конкуренция, поэтому угрозы с их стороны не ожидается, наоборот, у предприятия есть возможности получать качественную продукцию, отвечающую требованиям заказчиков.

С другой стороны, опасение может вызвать то, что поставки продукции не всегда стабильны, то же касается и цен поставщиков.

Анализ поставщиков сырья, материалов непосредственно для производственного процесса говорит о следующем. ООО «АЗИМУТ» имеет широкую сеть поставщиков, в состав которой входят такие организации, ЗАО «СПЕКТР», ООО «СЕРВИС ТРЕЙД», ОАО «УСМР-7» ООО «Мехстройпроект», ООО «Стандарт», АТП-8 филиал ФГУП СУ МР. Эти поставщики довольно давно фигурируют в отрасли и успели себя зарекомендовать как надёжные партнёры. Кроме того, если вдруг возникнут какие-либо проблемы с одни из них, предприятия легко сможет это компенсировать за счёт сотрудничества с другими.

Потребители:

Основными потребителями продукции компании являются:

- предприятия района, НИИХИММАШ, НИИПХ и т.д.

- администрация г. Канска и ПГТ Рыбино;

-дачно-потребительские кооперативы, в том числе «Залесье», «Наумово», «Раздолье».

-садовые некоммерческие товарищества («Плеханы», «Магистраль», «Русский Лес»).

-администрации сельских округов района, имеющие на своем балансе автомобильные дороги, внутриквартальные проезды, площадки, тротуары и т.д.

Потребители положительно относятся к услугам предприятия, отдают им предпочтение из-за качества, высокого уровня консультационных и инженерных услуг.

В настоящее время износ дорожных покрытий довольно высок причём темпы старения неуклонно растут. В ближайшие 3-4 года не ожидается резкого перехода на качественно новые покрытия. Поэтому зависимость предприятий, имеющих на своем балансе автомобильные дороги и пользующихся услугами ООО «АЗИМУТ», будет всё более увеличиваться, причём возрастет необходимость производить именно комплексное обслуживание, а также проводить новое строительство.

Угрозы могут возникнуть в силу того, что цены на услуги, реализуемую ООО «АЗИМУТ», довольно высоки, в то время как потребитель предпочитает более дешёвую стоимость услуг.

Угроза также может заключаться в неустойчивом финансовом положении заказчиков.

Таблица 2.2. - Анализ факторов среды прямого воздействия

Факторы Возможности Угрозы
Поставщики 1. На основе анализа имеющихся поставщиков определять наиболее выгодных и перспективных. 2. Поиск новых поставщиков более качественного и недорогого оборудования. 1. Недостаточный уровень обслуживания со стороны поставщиков. 2. Нестабильность цен поставщиков. 3. Нестабильность поставок.
Конкуренты 1. Короткие сроки выполнения заказов.   1. Увеличение числа конкурентов. 2. Конкуренты постоянно расширяют ассортимент предоставляемых услуг. 3. Возможность переключения потребителей на конкурентов.
Потребители   1. Рост потребности в услугах предприятия.     1. Потребность в высококачественных услугах. 2. Заинтересованность потребителя в низких ценах. 3. Нестабильное финансовое положение потребителей.

Таким образом, внешняя среда прямого воздействия имеет довольно благоприятный характер.

- Анализ внешней среды косвенного воздействия

Анализ внешней среды косвенного воздействия осуществляется с помощью PESTE –анализа.

Таблица 2.3. - Качественный PESTE-анализ

PESTЕ-факторы Что дает возможность? Что дает угрозу?
Политические и правовые факторы 1. Стабильная политическая ситуация в стране.   1. Несовершенство государственной политики в области инвестирования. 2. Недостаточное внимание поддержке автодорожных предприятий со стороны государства. 3. Фрагментарность законодательства. 4. Неэффективная практика исполнения существующего законодательства.
Экономические факторы 1. Существенное замедление темпов инфляции. 2. Рост покупательной способности рубля. 3. Снижение ставки рефинансирования с 21% до 18% вызовет закономерное снижение банковских ставок по кредитам. 4. Понижение курса доллара и его стабилизация. 5. Продолжение экономического роста. 6. Улучшение деятельности банковской системы.     1. Повышение цен на энергоносители. 2. Недостаточная для устойчивого роста инвестиционная активность. 3. Уменьшение объемов прибыли предприятий и организаций. 4. Снижение рентабельности производства вследствие опережающего роста издержек по сравнению с объемами производства. 5. Повышение цен на транспортные перевозки. 6. Несовершенство налогообложения (в частности, отмена налоговых льгот на прибыль). 7. Вероятное снижение банковских ставок по кредитам должно вызвать понижение процентов по вкладам. 8. Неблагоприятный деловой климат. 9. Сильное падение объемов капиталовложений, опережающее по своим темпам производственный спад.
Социальные факторы 1. Рост реальных денежных доходов населения. 2. Рост склонности населения к организованным сбережениям. 3. Рост числа квалифицированных специалистов вследствие повышенного внимания молодёжи к образованию. 4. Изучение и применение зарубежного опыта и использование эффективных методов управления человеческими ресурсами. 5. Особое внимание уделяется совершенствованию системы трудовых отношений на основе социального партнёрства и реформирования трудового законодательства. 1. Рост суммарной задолженности по заработной плате. 2. Социальная незащищённость населения. 3. Отсутствие благоприятных экономических условий, позволяющих гражданам обеспечивать высокий уровень социального потребления. 4. Высокий уровень смертности мужчин в трудоспособном возрасте.  
Технологические и технические факторы 1. Появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования. 2. Вложение инвестиций в усовершенствование технологического процесса и модернизацию оборудования. 3. Постепенная активизация усилий Правительства, направленных на развитие инноваций, ориентированных, прежде всего на модернизацию имеющихся производств. 4. Внедрение программ информатизации и развития экономической деятельности на основе интернет технологий и иных современных информационных технологий, системы электронной коммерции. 1. Высокая энергоёмкость продукции. 2. Критическое состояние производственной инфраструктуры. 3. Наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т.п. 4. Возможность использования конкурентами современных технологий (в том числе информационных), позволяющих занять более выгодное положение по ассортименту услуг и уровню затрат.
Экологические факторы 1. Малоосвоенная российская территория богата природными ресурсами. 2. В условиях экономического спада 1990-х снизился уровень реальных экологических угроз. 3. Рост популярности и внедрение на предприятиях менеджмента экологизированного, менеджмента экологического и менеджмента экологичного. 4. Рост экологической и социальной ответственности. 5. Осознание проблемы экологического неблагополучия и понимание необходимости создания в стране системы экологии, которая должна включать механизмы власти, наукоемкие технологии, систему знаний об объективной экологической опасности. 1. Темпы снижения производства намного опережают темпы сокращения его «давления» на природную среду. 2. Рост удельной энерго-, материало-, природоемкости производства. 3. Отечественные изношенные основные фонды, «дряхлеющая» в ходе реформ инфраструктура — источник роста числа техногенных аварий. 4. Рост нарушений природоохранных норм. 5. Темпы опустошения российских недр намного превышают прирост разведанных запасов. 6. Основная экологическая опасность – в российской гибридной экономике, вобравшей в себя худшие черты рыночного и планового хозяйства. 7. Недостаток мер экологического характера со стороны Правительства.  

Анализ PESTE – факторов позволяет сделать вывод о том, что в целом влияние факторов внешней среды косвенного воздействия носит в целом довольно благоприятный характер.

Наибольшую угрозу для ООО «АЗИМУТ» представляют экономические факторы. Именно на преодоление угрозы со стороны экономических факторов предприятию следует направить свои сильные стороны.

Технологические, политические и социальные факторы дают предприятию умеренные возможности, которые оно в силах реализовать, если правильно направит на это свои сильные стороны, а также, если сумеет использовать эти возможности для усиления своих слабых сторон.

Наши рекомендации