Анализ внешней и внутренней среды организации, определение потенциала предприятия: SWOT-анализ

Для рассмотрения факторов дальнего окружения анализируемого объекта проведем STEEP-анализ, в котором рассмотрим социальные, технологические, экономические, экологические и политические факторы[2]. Данный анализ позволяет организации своевременно спрогнозировать угрозы и возможности, разработать стратегию и достижение поставленных целей.

Социальные факторы:

Так как предприятие предоставляет услуги непосредственно населению, то необходимо учитывать, что плата за квартиру сопоставима с минимальной заработной платой.

Технологические факторы:

Многие объекты ЖКХ являются устаревшими либо уже подлежащими списанию. Выплаченные ранее коммунальные платежи населения не учитываются при оценке ремонта, по причине смене собственности проводимого только за счет текущих платежей.

Экономические факторы:

Рост тарифов поставщиков услуг приводит к росту неплатежей. В связи с чем у ООО «Коммунальный сервис» растет задолженность перед поставщиками.

Политические факторы:

Так как многие тарифы узакониваются, то влияние данного фактора очень сильное.

Рассмотрим влияние факторов на развитие ООО «Коммунальный сервис» по классификации, рис. 2.

Анализ внешней и внутренней среды организации, определение потенциала предприятия: SWOT-анализ - student2.ru

Рисунок 2 - Доля влияния STEEP – факторов на ООО «Коммунальный сервис»

STEEP-анализ показал сильную зависимость от трех видов факторов:

- экономические (+41%);

- технологические (+24%);

- политические (+18%).

Таким образом, предприятию следует особое внимание обращать на изменение законодательства. И по возможности гасить негативное влияние за счет своевременного реагирования на все возможные изменения. Наибольшее отрицательное влияние оказывают социальные факторы.

Таблица 2 - SWOT-анализ

Слабые стороны организации Сильные стороны организации
1. Недостаточный уровень образования 1.бесперебойность предоставления услуг
2. Отсутствие мотивации персонала 2. Среднее качество предоставляемых услуг
3. Отсутствие рекламы компании 3. Разработанные программы обслуживания населения
4.Несовершенство стратегического управления 4. Наличие постоянных поставщиков, длительное сотрудничество
Угрозы внешней среды Возможности внешней среды
Снижение доходов населения Экономический рост ВНП России
Рост тарифов Рост благосостояния населения

Этот метод представляет собой легкий в применении инструмент быстрой оценки стратегического положения компании.

SWOT- анализ (количественный)

Таблица 3 - SWOT-анализ ООО «Коммунальный сервис»

Перечень факторов по критериям Шкала размеров Размер фактора Вес критерия Оценка факторов
Сильные (S) 1.большой опыт работы в рыночной среде 1-10 0,25 1,75
2. возможность работать по более низким ценам, чем конкуренты с поставщиками 2,8
3. наличие постоянных заказчиков на дополнительные услуги 2,45
4. предоставление услуг по доп. обслуживанию 2,8
5. возможность повышения качества за счет собственной техники 3,15
Суммарная оценка критерия (S) 12,95
Слабые (W) 1. слабая организация коммерческой деятельности 1-10 0,25 2,25
2. недостаточная автоматизация
3. отсутствие четкого стратегического направления и планирования
4. недостатки в контроле 1,5
Суммарная оценка критерия (W) 7,75
Возможности (O) 1. наращивание ассортимента услуг 1-10 0,25 2,25
2. повышение качества реализуемых услуг 2,25
3.развитие договорных отношений с партнерами
Суммарная оценка критерия (O) 6,5
Угрозы (T) 1. увеличение конкуренции 1-10 0,25 2,25
2. невозможность получения лицензии 2,25
3. затруднения в отношениях с поставщиками 1,75
Суммарная оценка критерия (T) 6,25

* - экспертные оценки факторов по 10-балльной шкале

k Y = SE + OE > 1. (1)

(WE + TE)

SS Суммарная оценка сильныхсторон 12,95 баллов
W Суммарная оценка слабыхсторон 7,75 балла
O Суммарная оценка возможностей 6,5 балла
TS Суммарная оценка угроз 6,25 балла
ky Коэффициент устойчивости 1,4

Расчеты показали, что полученные оценки (12,95 > 7,75) удовлетворяют условиям формулы, следовательно, бизнес имеет все шансы для дальнейшего развития при условии, что управление компанией будет построено таким образом, чтобы максимально использовать сильные стороны и возможности, а так же снизить влияние слабых сторон и угроз.

Наши рекомендации