Отражение в учете поступления и выбытия товаров

Содержание операции Дебет Кредит
Поступили товары от поставщиков
Отражены расходы по доставке товаров
Поступили товары от подотчетного лица
Начислена торговая наценка
Оприходована тара, поступившая вместе с товаром
Переданы товары в розничную торговлю
Отражена сумма торговой наценки
Списана торговая наценка реализованных товаров
Отражена себестоимость реализованных товаров
Списана стоимость ТЗР, которые припадают на реализованные товары

К малоценным и быстроизнашивающимся предметам относятся предметы, которые используются на протяжении не больше одного года или нормального операционного цикла, если он больше одного года. К ним следует отнести инструменты, хозяйственный инвентарь, специальное оснащение, специальную одежду, обувь и т.п.

Следует помнить, что П(С)БУ 9 «Запасы» не определяет какие предметы относятся к малоценным и быстроизнашивающимся с учетом их стоимостной оценки. Признание предмета малоценным происходит на основании указанной в приказе об учетной политике граничной стоимости малоценных предметов, которую устанавливает само предприятие.

Пример 7.3. Два предприятия приобретают у одного и того же поставщика постельные принадлежности стоимостью 700 грн. В приказе об учетной политике первого предприятия говорится, что материальный актив признается малоценным, если его стоимость ниже 500 грн., а в приказе второго предприятия эта стоимость определена в размере 1000 грн. Поэтому первое предприятие оприходует постельные принадлежности как прочие материалы и отражает на счете 209 «Прочие материалы», а второе предприятие – как малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и отражает на счете 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы».

Для учета наличия и движения МБП Планом счетов предусмотрен счет 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы». По дебету данного счета отражаются по первоначальной стоимости приобретенные, изготовленные или бесплатно полученные предметы, по кредиту – отпуск МБП в эксплуатацию со списанием на счета затрат, а также списание недостач и потерь от порчи таких предметов.

МБП, поступающие от поставщиков, принимаются на склад материально ответственным лицом. Фактически принятые МБП сверяются с данными, указанными в сопроводительных документах.

Бухгалтерские проводки по хозяйственным операциям с малоценными и быстроизнашивающимися предметами отражены в табл.7.22

Таблица 7.22

Бухгалтерские проводки по хозяйственным операциям с МБП

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
Оприходован инструмент, полученный у поставщика
Оприходованы канцелярские товары, приобретенные за наличный расчет подотчетным лицом
Оприходованы излишки МБП, выявленные при инвентаризации
Бесплатно получены МБП
Получены МБП в качестве взносов участниками в уставный капитал
Оприходованы на склад МБП, изготовленные собственными силами предприятия
МБП передано непосредственно для целей изготовления продукции
МБП передано для общепроизводственных целей
МБП передано для использования администрацией предприятия
МБП используется при операциях по сбыту продукции
МБП использовано на социально-культурные, бытовые нужды
Отражена недостача МБП, выявленная во время инвентаризации
Реализованы МБП по продажной стоимости
Начислены налоговые обязательства по НДС
Списывается фактическая себестоимость реализованных МБП
Бесплатно переданы МБП

Инвентаризация запасов

Инвентаризация запасов – это перечисление, пересчет, взвешивание, промеривание в натуре производственных запасов, находящихся в местах хранения, и сопоставление наличия с данными бухгалтерского учета в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета.

Проведение и оформление результатов инвентаризации остатков производственных запасов осуществляется согласно требованиям Инструкции по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов, расчетов и других активов, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 11.08.94. № 69 с изменениями и дополнениями.

Количество инвентаризаций в отчетном периоде, даты их проведения и перечень товарно-материальных ценностей, которые подлежат очередной инвентаризации, определяются руководителем предприятия, кроме случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным.

Ответственность за организацию инвентаризации, правильное и своевременное ее проведение несет руководитель предприятия. Для проведения инвентаризации приказом руководителя создается комиссия из числа работников предприятия при обязательном участии главного бухгалтера. Инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель или его заместитель.

Перед началом инвентаризации материально ответственные лица дают расписку о том, что все приходные и расходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию, все товарно-материальные ценности, которые поступили на хранение, оприходованы, а те, что выбыли, списаны.

Инвентаризация запасов проводится, как правило, на 1-е число месяца по их местонахождению и по материально ответственным лицам. Наличие ценностей при инвентаризации проверяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера и т.д. исходя из установленных единиц измерения.

При снятии натуральных остатков товарно-материальных ценностей составляется инвентаризационная опись (т. ф. № М-21). В ней указываются: наименование материалов, их номенклатурные номера, тип, сорт, размер и другие признаки отличия. Составляется опись в двух экземплярах и подписывается всеми членами комиссии и материально ответственными лицами. Первый экземпляр остается у материально ответственного лица, а второй – передается в бухгалтерию, где фактические остатки материальных ценностей, зафиксированные в инвентарных описях, сверяются с данными бухгалтерского учета.

Материальные ценности, по которым выявлены расхождения, записывают в сличительную ведомость, при этом материально ответственное лицо должно дать инвентаризационной комиссии письменное объяснения о причинах возникновения таких расхождений.

Выводы и предложения касательно урегулирования инвентаризационных разниц комиссия оформляетпротоколоми подает на утверждение руководителю предприятия. Руководитель должен принять решение об оприходовании остатков и списания недостач материальных ценностей и утвердить протокол в 5-дневный срок. В бухгалтерском учете результаты инвентаризации отражаются в следующем порядке.

Выявленные излишки ценностей подлежат оприходованию с увеличением дохода предприятия, при этом делается следующая запись:

Д-т 20 «Производственные запасы»

К-т 719 «Прочие доходы от операционной деятельности».

Потери ценностей в пределах норм естественной убыли списываются по распоряжению руководителя на себестоимость продукции:

Д-т 23 «Производство»

К-т 20 «Производственные запасы»

В случае отсутствия норм естественной убыли потери рассматриваются как недостачи сверх норм и списываются на прочие расходы операционной деятельности:

Д-т 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т 20 «Производственные запасы»

После этого устанавливается виновное в недостаче лицо, на счет которого и относят такие недостачи с включением их в доход отчетного периода:

Д-т 375 «Расчеты по возмещению причиненного ущерба»

К-т 716 « Возмещение ранее списанных активов»

Если виновное лицо не установлено, стоимость испорченных и недостающих запасов списывается на расходы отчетного периода с отражением указанной стоимости на забалансовом счете:

Д-т 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т -

После выявления недостач и порчи, возникших вследствие злоупотреблений, соответствующие материалы в течение 5 дней передаются в следственные органы, а на сумму выявленных недостач и потерь подается гражданский иск.

Бухгалтерские проводки по отражению в учете результатов инвентаризации запасов представлены в табл. 7.23.

Таблица 7.23

Наши рекомендации