Цели и задачи финансового менеджмента в корпорациях.
Особенности и эффективность менеджмента в сфере финансов корпорации зависит от типа корпорации, ее целевых установок и внешних влияний (макроэкономических факторов).
В общем виде менеджмент в сфере корпоративных финансов представляет систему управления финансами корпорации, направленную на координацию процесса формирования, распределения и использования внутренних и внешних финансовых ресурсов, фондов денежных средств и денежных потоков, обеспечивающих достижение стратегических и тактических задач, а также высоких финансовых результатов.
К важнейшим направлениям финансового менеджмента корпорации относят решение следующих задач /1/:
· Управление основным капиталом.
· Управление оборотным капиталом.
· Управление кредиторской задолженностью.
· Управление заемными средствами.
· Формирование кредитной политики.
· Управление текущими издержками и прибылью.
· Управление денежными потоками.
· Формирование дивидендной и инвестиционной политики.
· Оценка финансово-экономического состояния корпорации.
· Оценка рыночной стоимости корпорации.
· Управление финансовыми рисками.
В процессе управления корпоративными финансами руководство может ставить следующие цели:
1. Повышение эффективности интеграционного взаимодействия и оптимизация структуры и стоимости капитала, обеспечение материальных интересов собственников и работников корпорации.
2. Поддержание ликвидности и платежеспособности.
3. Обеспечение прибыльности и рентабельности, как источников экономического роста.
4. Привлечение капитала с помощью эмиссии корпоративных ценных бумаг, финансового лизинга и т.п.; обеспечение роста курсовой стоимости акций корпорации.
1. Первая цель предполагает согласование противоречивых интересов участников корпорации и снижение финансовых рисков интеграционного объединения. Финансовые планы призваны обеспечивать стратегию развития, единую для всех участников корпорации; мероприятия по развитию бизнеса, предусмотренные бизнес-планами; гарантировать выполнение обязательств перед бюджетом государства. Поэтому управляющая компания оказывает содействие дочерним компаниям при формировании планов финансового оздоровления и реализации инвестиционных проектов; обеспечивает достижение синергетического эффекта от деятельности участников, входящих в состав корпорации; согласовывает интересы собственников и работников корпорации. Особое значение в этой связи имеет дивидендная политика корпорации, которая является ключевой в управлении и распределении прибыли. Рост дивидендных выплат повышает доверие акционеров, служит подтверждением качества управления.
2. Реализация второй цели предполагает прежде всего оптимизацию имущества корпорации. Это касается внеоборотных и оборотных активов, денежных источников и средств, за счет которых сформировано это имущество. Условиями нормального экономического развития и ликвидности корпорации являются:
· Наличие достаточных средств и резервов.
· Возможность получения дополнительных заемных денежных средств при минимальной или доступной плате за них.
3. Третья цель предполагает окупаемость средств, вложенных в развитие корпорации за счет прибыли и других собственных финансовых источников. При этом значительная роль принадлежит политике в области распределения прибыли. Приоритет развитию производства по сравнению с выплатой дивидендов в конечном итоге обеспечивает рост рыночной стоимости акций корпорации. В мировой практике отдается предпочтение политике максимизации стоимости корпораций по сравнению с максимизацией прибыли. Политика, направленная на увеличение стоимости корпорации в меньшей степени связана с рисками и считается долговременной. Увеличение рентабельности, как правило, повышает риск неплатежеспособности и, следовательно, приводит к снижению ликвидности. Повышение ликвидности корпорации обратно пропорционально рентабельности. Если стратегий корпорации является расширение (завоевание) рынков сбыта продукции, то в жертву приносится высокая рентабельность и резко возрастают требования к ликвидности и наличию достаточно больших резервов.
4. Четвертая цель предполагает, что для привлечения дополнительных финансовых ресурсов корпорации выпускают эмиссионные ценные бумаги (акции и облигации), участвуют в работе финансового рынка. В этой связи следует отметить, что основным преимуществом корпорации является относительная простота передачи прав собственности и возможность привлечения денежных ресурсов за счет дополнительной эмиссии своих акций. Сторонники теории «максимизации стоимости (цены) корпорации» считают, что в качестве измерителя эффективности в сфере управления финансами и инвестиционной деятельности корпорации может рассматриваться не объем продаж, прибыль, рентабельность и другие критерии, а стоимость собственного капитала, т.е. рыночная цена акций корпорации.
Таким образом, эффективное управление корпоративными финансами должно разрешать противоречие, которое возникает между стратегическими целями корпорации и финансовыми возможностями их достижения на различных этапах ее развития.