Тема 1. Сущность, цели и задачи финансового менеджмента

Тема 1. Сущность, цели и задачи финансового менеджмента

Финансовый менеджмент: понятие, объекты и субъекты управления

Понятие «Менеджмент» можно рассматривать с разных сторон, например, как:

- систему экономического управления, которая включает совокупность принципов, методов и форм управления;

- орган управления;

- вид предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент как система управления - это система, направленная на управление движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями, которые возникают между различными субъектами в процессе движения финансовых ресурсов.

Финансовый менеджмент - форма управления процессами финансирования предпринимательской деятельности, адекватной экономике рыночного типа.

Функционирование финансового менеджмента направлено на достижение общих целей управления предприятием.

С одной стороны, это управляемая система, имеющая определенные закономерности и особенности (в данном случае финансовый менеджмент в значительной мере подвержен государственному регулированию через налоги, цены, заработную плату и т.п).

С другой - это управляющая система, часть общей системы управления предприятием, т.е. система рационального управления процессами финансирования хозяйственной деятельности коммерческой организации.

Финансовый менеджмент, как неотъемлемая часть общей системы управления предприятием, состоит из двух подсистем: объекта управления (управляемая подсистема) и субъекта управления(управляющая подсистема).

Объектами управления можно назвать следующие:

- движение финансовых ресурсов

- управление денежным потоком

- финансирование воспроизводства основных средств и нематериальных активов

То есть вся система финансовых отношений, возникающих между предприятием и партнерами.

Более подробно объекты финансового менеджмента как специальной области управления предприятием представлены в табл. 1

В качестве основного объекта управления в финансовом менеджменте выступает денежный оборот предприятия как непрерывный поток денежных выплат и поступлений, проходящих через расчетный и другие счета предприятия.

Управлять денежным оборотом – значит предвидеть его возможные состояния в ближайшей и в отдаленной перспективе, уметь определять объем и интенсивность поступления и расхода денежных средств, как на ближайшую дату, так и на долгосрочную перспективу.

Чтобы определить ожидаемый объем и интенсивность денежного оборота предприятия, необходимо проанализировать все существенные стороны и условия осуществления денежного оборота предприятия, процесса кругооборота всего капитала, движения финансовых ресурсов, состояние финансовых отношения предприятия со всеми участниками коммерческого дела.

Субъектом управления, то есть управляющей подсистемой финансового менеджмента, являются финансовая дирекция и ее отделы (департаменты), а также финансовые менеджеры.

Управляющая подсистема вырабатывает и реализует цели финансового менеджмента. Основной конечной целью финансового менеджмента является повышение конкурентных позиций предприятия в соответствующей сфере деятельности через механизм формирования и эффективного использования прибыли.

Содержание, цели и функции финансового менеджмента

Содержание финансового менеджмента формируют три ключевые проблемы:

- денежные потоки

- структура авансированного капитала

- финансовое планирование

По содержанию финансовый менеджмент сводится к процессу выработки управляющих воздействий на движение финансовых ресурсов и капитала с целью повышения эффективности их использования и приращения.

Управление движением финансовых ресурсов начинается с определения цели функционирования предприятия.

К основным целям можно отнести:

• повышение рыночной стоимости компании;

• повышение рыночной стоимости собственного капитала предприятия;

• максимизацию прибыли;

• выход предприятия на новые рынки;

• увеличение доли рынка;

• финансовое оздоровление;

• снижение финансовых рисков;

• создание комфортных условий деятельности управляющих и персонала как фактора повышения конкурентоспособности предприятия и др.

Определение цели - сложный процесс.

Схематично он представлен на рис. 2, где показана взаимосвязь целей компании с целями финансового менеджмента, степень достижения которых оценивается набором финансовых показателей.

У каждой цели существуют свои носители интересов и свои критерии достижения.

Выбор критерия достижения цели управления финансами связан с оценкой не только внутренних, но и внешних факторов. Он осуществляется на основе учета условий функционирования компании на рынке и системы финансовых показателей, используемых менеджментом компании. Неточная оценка факторов, определяющих внешнюю и внутреннюю среду функционирования компании на рынке, приводит к постановке цели, не адекватной реалиям современного этапа деятельности компании.

Цели финансового менеджмента реализуются через функции объекта и субъекта управления.

Основными функциями объектауправления в финансовом менеджменте являются:

- Воспроизводственная,то есть деятельность по обеспечению эффективного воспроизводства капитала, авансированного для текущей деятельности и инвестированного для капитальных и финансовых вложений в долгосрочные и краткосрочные активы предприятия.

Простое воспроизводство капитала обеспечивает самоокупаемость производственно-коммерческой деятельности предприятия.

Расширенное воспроизводство капитала обеспечивает самоокупаемость и самофинансированиепроизводственно-коммерческой деятельности предприятия.

Оценку эффективности реализации воспроизводственной функции финансового менеджмента можно провести по следующим показателям:

- рост собственного капитала;

- превышение темпов роста собственного капитала над темпами роста валюты баланса;

- степень капитализации прибыли, т.е. доли прибыли, направленной на создание фондов накопления и доли нераспределенной прибыли в чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

- повышение доходности (рентабельности) капитала;

- повышение скорости оборота капитала, сопровождаемое ростом его доходности.

- Производственная, то есть регулирование текущей производственно- коммерческой деятельности предприятия по обеспечению эффективного размещения капитала, созданию необходимых денежных фондов и источников финансирования текущей деятельности.

Оценку эффективности реализации производственной функции финансового менеджмента можно провести последующим показателям:

- структура капитала;

- структура распределения балансовой прибыли;

- уровень и динамика себестоимости продукции и затрат на единицу продукции;

- уровень и динамика затрат на единицу продукции;

- уровень и динамика фонда оплаты труда.

Функции объекта финансового менеджмента реализуются через функции субъекта управления, которые включают:

- Планирование - разработка плановых задач и воплощение их в жизнь.

- Прогнозирование - разработка на длительную перспективу изменения финансового состояния предприятия.

- Координирование - согласование работы органов управления с целью обеспечения максимальной эффективности финансовых результатов.

- Стимулирование - побуждение работников к заинтересованности в результатах своего труда.

- Регулирование - «подчинение определенному порядку», корректировка отклонений при реализации различных инвестиционных и финансовых проектов.

- Контроль - проверка самой организации и самого хода финансовой работы предприятия, достижения планов (анализ финансового положения предприятия).

Сила финансового рычага

Сила финансового рычага опре­деляется как мера воздействия рычага на доходы акционеров.

Влияние рычага состоит в том, что любое увеличение прибыли от продаж (EBIT) для предприятия, имеющего финансовый ры­чаг, приводит к непропорциональному увеличению доходов на одну акцию (EPS), а любое снижение этой прибыли - к непро­порциональному снижению доходов в расчете на одну акцию.

Чем выше уровень финансового рычага, тем более чувствительным становится изменение доходов в расчете на одну акцию к изменению прибыли от продаж.

При этом, влияние финансового рычага на пред­приятие будет сокращаться по мере увеличения уровня прибыли от продаж по отношению к фиксированным платежам по капиталу.

Сила финансового рычага может быть рассчитана следующим образом:

СФР = %EPS / %EBIT

Таким образом, в данном случае термин «рычаг» отражает то, что капитал с постоянной доходностью может дополнительно (непропорционально) усиливать изменения прибыли от продаж и, следовательно, доходности владельцев обыкновенных акций.

Существует еще одна формула для определения силы финансового рычага, которая используется в американской модели оценки финансового риска:

CФР = 1+Сумма % / П до но

Пример:

Предположим, что существуют два предприятия (А и В), которые имеют в целом одинаковые показатели деятельности.

Первое предприятие не использует заемный капитал, а второе, напротив, предусматривает наличие заемных средств в составе источников финансирования деятельности организации.

При этом собственный и заемный капитал находятся в соотношении 1:1.

Деятельность организаций рентабельна.

Финансовым результатом выступает прибыль от продаж (EBIT).

Этот показатель включает три основные составляющие:

-чистую прибыль

-сумму налога на прибыль

-сумму процентов по кредитным ресурсам.

Сведения, необходимые для расчета эффекта финансового рычага, даны в табл. 1.

Таблица 1 – расчет эффекта финансового рычага

Показатели Предприятие А Предприятие В
Собственный капитал, ден. ед.
Заемный капитал, ден. ед. -
Прибыль от продаж, ден. ед.
Ставка процента по заемному капи­талу, % -
Сумма процентов по заемному капи­талу, ден. ед. -
Ставка налога на прибыль, %
Налогооблагаемая прибыль, ден. ед. 620= (800-180)
Сумма налога на прибыль, ден. ед. __^
Чистая прибыль, ден. ед. 640 = (800-160) 496 = (620-124)
Чистая рентабельность собственного капитала, % 32 = (640 х 100%/2000) 49,6 = (496 х100%/1000)
Эффект финансового рычага, % - 17,6 = (49,6-32)

Результаты вычислений, представленные в табл. 1, свидетельствуют о следующем:

посредством привлечения заемного капитала предприятие В получило возможность увеличения рентабельности собственного капитала на 17,6%, что представляется весьма важным с точки зрения собственника, поскольку на каждый вложенный рубль собственных средств предприятие получило дополнительно 17,6 коп чистой прибыли.

Итак, эффект финансового рычага связан с эффектом, кото­рый может быть получен при использовании заемного капитала.

В финансовом менеджменте расчет рентабельности собственно­го капитала проводится по специальной методике, которая как раз и учитывает значение эффекта финансового рычага.

Рентабельность собственного капитала (Рск) = (1 - НП) х ЭР + ЭФР.

Чистая прибыль (ЧП) = (Рск х СК) / 100%

где СК — собственный капитал.

Таблица 2 - Расчет основных показателей финансового менеджмента

Показатели Предприятие А Предприятие В
Прибыль от продаж, ден. ед.
Экономическая рента­бельность, % 40% = 800/2000x100% 40% = 800/2000x100%
Эффект финансового рычага, % 0% (1 - 0,2)(40% - 18%)х1000/1000= 17,6%
Рентабельность собст­венного капитала, % (1 - 0,2)х40% +0% = 32% (1 - 0,2)х40%+ 17,6%= 49,6%
Чистая прибыль, ден. ед. 32%х2000/100% = 640 49;6%х1000/100% = 496

Инвестор при принятии решения об эффективности вложений в краткосрочном периоде ориентируется на сумму чистой прибыли, а в долгосрочном периоде - на рентабельность собственного капитала.

Порог рентабельности

Порог рентабельности (точка безубыточности, точка самоокупаемости) – эта такая выручка от реализации, при

которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей.

В этой точке валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, а прибыль равна нулю:

Прибыль = Валовая маржа – Постоянные затраты = 0

Порог рентабельности = Зпост / ВМ%

Пример:

Показатель В млн.руб. В %
Выручка от реализации Переменные затраты Валовая маржа Постоянные затраты Прибыль

Порог рентабельности = 860 / 0,45 = 1911 млн.руб.

Взаимосвязь СВОР и порога рентабельности:

На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, а затем начинает убывать.

Далее каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается), но при скачке постоянных затрат, диктуемых интересами дальнейшего наращивания выручки предприятие проходит новый порог рентабельности, поэтому меняется СВОР, появляется возможность осуществлять финансовое планирование:

При плохих прогнозах динамики выручки нельзя раздувать постоянные затраты, так как потери прибыли от каждого процента потери выручки может оказаться многократно большей из-за слишком сильного эффекта операционного рычага.

Вместе с тем, если ожидается повышение спроса на продукцию, то можно позволить отказаться от режима жесткой экономии на постоянных затратах, так как предприятие с увеличением их доли будет получать и больший прирост прибыли.

С другой стороны. Высокий уровень (удельный вес) постоянных затрат в общей их сумме свидетельствует об ослаблении гибкости предприятия.

Чем больше у предприятия стоимость основных материальных средств, тем больше оно увязает в своей нынешней рыночной нише.

Мало того: снижение деловой активности предприятия выливается в усиленные потери прибыли, так как повышенный удельный вес постоянных затрат усиливает действие операционного рычага.

Отсюда можно сделать вывод:

Запас финансовой прочности

Запас финансовой прочности составляет разницу между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности.

ЗФП = В - ПР

Пример:

Показатель Товар А млн.руб. Товар Б млн.руб. Итого
Сумма, млн.руб. В долях
Выручка от реализации продукции Переменные затраты Валовая маржа Постоянные затраты Прибыль 5000 (1)   4500 (0,9) 500 (0,1) на оба товара 6000 (1)   4800(0,8) 1200(0,2) на оба товара     0,8455 0,1545

Порог рентабельности = 1500 / 0,1545 = 9708,7 млн.руб.

Запас финансовой прочности = 11000-9708,7 = 1291,3 млн.руб.это ≈12% от выручки (1291,3 / 11000 ·100% = 12%),

т.е. предприятие может выдержать 12%-ое снижение выручки от реализации продукции без угрозы для своего

финансового положения.

Предприятие производит два товара А и Б. Проанализируем их влияние отдельно:

  Их доля в общей сумме выручки Постоянные затраты Порог рентабельности, млн.руб. Запас финансовой прочности
А 5000/11000=0,4545 1500·0,4545=681,8 681,8/0,1=6818 5000-6818= -1818
Б 0,5455 818,2 818,2/0,2=4091 6000-4091=1909

Таким образом, товар А своего порога рентабельности еще не достиг, а товар Б уже перешел его и дал прибыль

Валовая маржа – Постоянные затраты = 1200-818,2 = 381,8 (часть прибыли пошла на возмещение убытков по

товару А =500-618,8 = -181,8 или 381,8-200 = 181,8).

Производство товара Б, обладающего более меньшим порогом рентабельности (быстрее окупаются затраты) представляется более выгодным, чем производство товара А, но полный отказ от производства товара А означал бы необходимость покрывать всю сумму постоянных затрат предприятия за счет товара Б.

Тогда порог рентабельности товара Б был бы другим:

Порог рентабельности = 1500/0,2 = 7500 млн.шт., то есть, чуть ли не в два раза больше.

Но товар Б за весь период не набрал такой выручки от реализации продукции, поэтому его запас финансовой прочности при самостоятельном производстве был бы отрицательным.

Запас финансовой прочности = 6000-7500= -1500.

А вот оба товара дали высокую выручку, плюс прибыль. Это получилось, так как оба товара взяли на себя часть постоянных затрат предприятия.

Необходимость же покрывать все постоянные затраты самостоятельно, как правило, отдаляет достижение безубыточности.

Возможно, руководство предприятия со временем откажется от производства товара А, если будут хорошие перспективы сбыта товара Б. А товар А не нужен для диверсификации производства. Тогда высвободившиеся финансовые ресурсы можно будет направить на наращивание выпуска товара Б или на запуск нового товара для диверсификации производства, оставить один товар Б – опасно – доля постоянных затрат очень высокая и при снижении спроса будет наблюдаться увеличение действия операционного рычага.

Вместе с тем, прибыль товара Б будет вначале покрывать убытки нового товара. И когда вплотную встанет вопрос о снятии товара Б, новый товар, возможно уже перейдет свой порог рентабельности и начнет давать прибыль.

Цена собственного капитала

В современных условиях хозяйствования для большинства предприятий наиболее остро стоит проблема выбора источников финансирования своей деятельности.

Общая сумма средств, которую необходимо уплатить за привлечение и использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему, называется ценой капитала. До сих пор остается проблемным определение цены собственного капитала предприятий. Концепция такой оценки исходит из того, что капитал, как один из важных факторов производства, имеет, как и другие его факторы, определенную стоимость, формирующую уровень операционных и инвестиционных затрат предприятия.

Стоимость функционирующего собственного капитала предприятия в отчетном периоде (CKфо) определяется по следующей формуле:

СКфо= (ЧПс х100%) / СК

где CKфо — стоимость функционирующего собственного капитала предприятия в отчетном периоде, %;

ЧПс — сумма чистой прибыли, выплаченная собственникам предприятия в процессе ее распределения за отчетный период;

СК — средняя сумма собственного капитала предприятия в отчетном периоде.

Совершенно очевидно, что если предприятие не имеет акций или имеет, но не выплачивает по ним дивидендов, или на его акции отсутствует спрос, то для оценки его СК эта формула становятся неприменимой, т. к. числитель будет равен нулю.

Если трансформировать трансакционные издержки и обозначить их как ТИск, можно получить новую формулу:

Цск = ТИск / СК

где Ц ск - цена собственного капитала в отчетном периоде;

СК - средняя величина собственного капитала в отчетном периоде;

ТИск - трансакционные издержки, связанные с функционированием собственного капитала предприятия.

Ее преимуществами по сравнению с предыдущим методом расчета являются:

а) возможность избежать дробления капитала на отдельные компоненты;

б) в случае отсутствия дивидендов цена капитала не будет равна нулю, что в большей степени соответствует действительности.

Эта формула позволяет оценить в целом риск вложения в СК предприятия.

Любой хозяйствующий субъект будет стремиться снизить издержки на привлечение и использование единицы СК, а соответственно и его цену.

Источники формирования собственного капитала

В составе собственного капитала могут быть выделены две основные составляющие:

- инвестированный капитал, то есть капитал, вложенный собственниками в предприятие;

- накопленный капитал - капитал, созданный на предприятии сверх того, что было первоначально авансировано собственниками.

Инвестированный капитал включает номинальную стоимость простых и привилегированных акций, а также дополнительно оплаченный (сверх номинальной стоимости акций) капитал.

К данной группе обычно относят и безвозмездно полученные ценности.

Первая составляющая инвестированного капитала представлена в балансе российских предприятий уставным капиталом,

вторая — добавочным капиталом (в части полученного эмиссионного дохода),

третья - добавочным капиталом или фондом социальной сферы (в зависимости от цели использования безвозмездно полученного имущества).

Накопленный капитал находит свое отражение в виде статей, возникающих в результате распределения чистой прибыли (резервный капитал, фонд накопления, нераспределенная прибыль, иные аналогичные статьи). Несмотря на то, что источник образования отдельных составляющих накопленного капитала — чистая прибыль, цели и порядок формирования, направления и возможности использования каждой его статьи существенно отличаются. Эти статьи формируются в соответствии с законодательством, учредительными документами и учетной политикой.

Все источники формирования собственного капитала можно разделить на внутренние и внешние

В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, она формирует преимущественную часть его собственных финансовых ресурсов, обеспечивает прирост собственного капитала, а соответственно, и рост рыночной стоимости предприятия.

Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, особенно на предприятиях с высокой стоимостью используемых собственных основных средств и нематериальных активов; однако сумму собственного капитала предприятия они не увеличивают, а лишь являются средством его реинвестирования. Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия.

В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению предприятием дополнительного паевого (путем дополнительных взносов средств в уставный фонд или путем дополнительной эмиссии и реализации акций).

Для отдельных предприятий одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь (как правило, такая помощь оказывается лишь отдельным государственным предприятиям разного уровня).

К числу прочих внешних источников относятся материальные и нематериальные активы, передаваемые предприятию бесплатно физическими и юридическими лицами в порядке благотворительности.

Акционерный капитал.

Акционеры в обмен на предоставление своих средств предприятию получают дивиденды. Их доход численно будет равен затратам предприятия по обеспечению данного источника средств. Поэтому с позиции предприятия цена такого источника приблизительно равна уровню дивидендов, выплачиваемых акционерам. Поскольку по привилегированным акциям выплачивается фиксированный процент, цена источника средств «привилегированные акции» (Кпа) рассчитывается по формуле:

Кпа = Д/Цпа

где Д – размер фиксированного дивиденда (в денежных единицах);

Цпа – текущая (рыночная) цена привилегированной акции.

Приведенная оценка может искажаться, если было несколько выпусков акций, в ходе которых они продавались по разной цене. В этом случае можно воспользоваться формулой средней арифметической взвешенной. Если предприятие планирует увеличить свой капитал за счет дополнительного выпуска привилегированных акций, то цена этого источника средств также рассчитывается по формуле, однако полученную оценку необходимо уточнить на величину расходов по организации выпуска, как это было приведено выше.

Размер дивидендов по обыкновенным акциям заранее не определен и зависит от эффективности работы предприятия.

Поэтому цену источника средств «обыкновенные акции» (Коа) можно рассчитать с меньшей точностью.

Существуют различные методы оценки, из которых наибольшее распространение получили:

а) модель Гордона;

б) модель САРМ

Коа = Дп/Цоа+к

где Дп – прогнозное значение дивиденда на ближайший период;

Цоа – текущая (рыночная) цена обыкновенной акции;

к – прогнозируемый темп прироста дивидендов.

Такой алгоритм расчета имеет ряд недостатков.

Во-первых, он может быть реализован лишь для компаний, выплачивающих дивиденды. Во-вторых, показатель Коа очень чувствителен к изменению коэффициента к. В-третьих, здесь не учитывается фактор риска.

Эти недостатки в известной степени снимаются, если применяется модель САРМ. Однако, и этот подход может быть реализован лишь при определенных условиях. В частности, необходимо иметь информацию о рынке ценных бумаг: премия за риск, норма дохода в среднем на рынке, β – коэффициенты.

Взвешенная цена капитала

На практике любое предприятие финансирует свою деятельность, в том числе и инвестиционную, из различных источников.

За пользование авансированными в деятельность предприятия финансовыми ресурсами оно уплачивает проценты, дивиденды, вознаграждения и т.п., т.е. несет некоторые обоснованные расходы на поддержание своего экономического потенциала.

Как было показано выше, каждый источник средств имеет свою цену как сумму расходов по обеспечению данного источника. Показатель, характеризующий относительный уровень общей суммы этих расходов, как раз и составляет цену авансированного капитала (СС).

Этот показатель отражает сложившейся на предприятии минимум возврата на вложенный в его деятельность капитал, его рентабельность и рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной по нижеприведенному алгоритму.

СС = ∑ki*di

где ki – цена i-го источника средств;

di – удельный вес i-го источника средств в общей их сумме.

Пример:Рассчитать цену капитала

Источники средств Учетная оценка, тыс.руб. Доля (d), % Цена (k),%
Краткосрочные заемные средства Не учитывают ------ 8,5
Долгосрочные заемные средства 18,2 5,2
Обыкновенные акции 63,6 16,5
Привилегированные акции 13,6 12,4
Нераспределенная прибыль ------------------- итого: 11000 4,6 ---------- 15,2

В расчет не принимаются источники краткосрочных средств, поэтому:

СС=0,01 (5,2 · 18,2 + 16,5 · 63,6 + 12, 4 · 13,6 + 15,2 · 4,6) = 13,8 %

Таким образом, уровень затрат для поддержания экономического потенциала предприятия при сложившихся структуре источников средств, требованиях инвесторов и кредиторов, дивидендной политике составляет -13,8 %.

Экономический смысл этого показателя заключается в следующем: предприятие может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя СС.

Именно с ним сравнивается показатель IRR, рассчитанный для конкретного проекта, при этом связь между ними следующая:

Если IRR > СС, то проект следует принять;

IRR < СС, то проект следует отвергнуть;

IRR = СС, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Как увеличить СОС?

- Нарастить собственный капитал (увеличением Уставного капитала, снижением дивидендов и увеличением нераспределенной прибыли и резервов, подъемом рентабельности с помощью контроля затрат и агрессивной коммерческой политики).

- Увеличить долгосрочные заимствования (если долгосрочных кредитов в структуре пассивов относительно немного, то можно попробовать получить дополнительный долгосрочный кредит. В развитой рыночной экономике долгосрочный кредит имеет для предприятия свои преимущества: проценты ниже, чем по краткосрочному кредиту , возмещение растянуто во времени).

- Уменьшить иммобилизацию средств во внеоборотных активах, но только не в ущерб производству. Сохраняя активную часть основных средств, можно например, попытаться избавиться от части или всех долгосрочных финансовых вложений, если они не играют особой роли для предприятия.

Ситуация 1.

Часть ресурсов идет на покрытие ТФП. Остаток представляет собой свободный остаток денежной наличности.

СОС> 0 –это ресурсы, превышающие потребности в финансировании основных активов (излишек).

ТФП> 0 - это потребности в покрытии неденежных оборотных средств (дефицит).

 
   

СОС>ТФП, тогда ДС>0 – генерируется излишек наличности.

Финансовая диагностика. Предприятие обладает СОС, достаточными для финансирования основных средств и генерирует свободный остаток денежной наличности.

Анализ. В данной ситуации речь идет о весьма здоровом равновесии.

Финансовые решения. Чтобы предприятию окончательно быть признанным «здоровым», это равновесие должно быть постоянным, т.е. наблюдаться в течении нескольких лет . Предприятию надо быть бдительным, чтобы обеспечить поддержание такого равновесия . Однако, очень многое в этой ситуации зависит от величины ДС .

Если ДС>ТФП, то есть слабость: «спящие деньги», не приносящие дохода. А упущенная выгода – тоже убыток.

Ситуация 2.

Ресурсы меньше потребностей.

СОС> 0 –это ресурсы, превышающие потребности в финансировании основных

активов (излишек).

ТФП> 0 -это потребности в покрытии неденежных оборотных средств (дефицит).

СОС<ТФП,тогда ДС<0 - недостаток наличности.

 
   

Финансовая диагностика. Предприятие имеет положительное значение СОС: постоянные ресурсы покрывают часть иммобилизованных активов и лишь части ТФП. Недостаточность ресурсов предприятия порождает дефицит наличности и побуждает прибегать к кредитам.

Анализ. Если при этом соотношение собственных и заемных средств находятся в разумном соотношении, то такая ситуация вполне приемлема. У большинства вполне удовлетворительно работающих промышленных предприятий именно этот тип равновесия. Однако необходимо тщательно следить за уровнем ДС и не допускать неоправданного снижения.

Финансовые решения. Для снижения потребности в краткосрочном кредите необходимо:

- увеличить СОС;

- снизить ТФП.

Ситуация 3.

СОС< 0 –дефицит собственных оборотных средств.

ТФП> 0 -это потребности в покрытии неденежных оборотных средств (дефицит).

ДС<0 -недостаток наличности.

 
   

Кругом одни потребности и дефициты. Как их покрывать? Видимо не обойтись без кредита.

Финансовая диагностика. Скорее всего, полученные ранее краткосрочные кредиты (так же имеющаяся кредиторская задолженность) финансируют не только текущие потребности в оборотных средствах, но и часть основных активов: постоянных ресурсов не достаточно для покрытия постоянных активов – имеется недостаток СОС.

Анализ. Речь идет о ситуации высокого финансового риска вследствие практически полной зависимости предприятия от кредитов. Если они лишат предприятие своего доверия и прекратят кредитование, дело может дойти до продажи основных активов ради возмещения задолженности. Это открывает довольно мрачную перспективу сворачивания деятельности. Продажа имущества идет к сокращению производства, сбыта, падению финансовых результатов. Собственный капитал уже не может наращиваться нераспределенной прибылью, и дефицит СОС усугубится. К прежнему недостатку СОС добавится новый.

Финансовые решения- такие же, как в ситуации 2.

Ситуация 4.

СОС> 0 – это ресурсы, превышающие потребности в финансировании основных активов (излишек).

ТФП<0- излишек.

 
   


ДС>0 – генерируется излишек наличности.

Финансовая диагностика. Предприятие генерирует излишек ресурсов оборотных средств, дополняющий СОС. Это порождает значительные ДС.

Анализ. Для промышленных предприятий, имеющих как правило достаточно большие ТФП эта ситуация достаточно редка. Зато для крупного торгового предприятия в данной ситуации нет ничего исключительного. Однако лежащие мертвым грузом деньги – свидетельство плохого финансового менеджмента.

Финансовые решения. Направить деньги на долго- или краткосрочные финансовые вложения.

Ситуация 5.

СОС< 0 – дефицит собственных оборотных средств.

ТФП<0- излишек средств (дефицит).

 
   

ДС>0 – генерируется излишек наличности.

Финансовая диагностика. Предприятию не хватает постоянных ресурсов, чтобы финансировать постоянные активы. Приходится обращаться к другому источнику финансирования – излишку текущих ресурсов над текущими потребностями. Часть этого излишка идет на дофинансирование постоянных активов, остаток представляет собой ДС.

Анализ. Для промышленных предприятий недостаток СОС является рискованным в том смысле, что часть иммобилизованных активов не финансируется стабильно и долгосрочно. Благодаря хорошему регулированию дебиторской и кредиторской задолженности, скурпулезному управлению запасами, а также, возможно, удачным внереализационным мероприятиям. Предприятие имеет шанс получить излишек текущих ресурсов по сравнению с текущими потребностями. Необходимо отметить, что финансовое положение предприятия слишком сильно зависит от третьих лиц: в финансировании части иммобилизованных активов приходится уповать на благожелательное отношение кредиторов и добросовестное отношение дебиторов.

Однако, для торгового предприятия такая ситуация является органичной и здоровой. Эта ситуация не считается дисбалансом, потому, что в торговле отрицательные ТФП рассматриваются как постоянные ресурсы, позволяющие обеспечить финансирование недостатка СОС достаточно стабильным способом. Финансируя часть постоянных активов, отрицательные ТФП превращаются, таким образом, в хорошее долгосрочное вложение средств.

Финансовые решения. Рекомендации для промышленного предприятия такие же как в ситуации 2. Торговому предприятию рекомендуется произвести финансовые вложения свободных ДС.

Ситуация 6.

СОС< 0 – дефицит собственных оборотных средств.

ТФП<0- излишек средств (дефицит).

 
   

ДС<0 - недостаток наличности.

Финансовая диагностика. Постоянных ресурсов не хватает для финансирования всей стоимости иммобилизованных активов. Часть покрывается благодаря отрицательной величине ТФП, а остальное покрывает

Наши рекомендации