Системный подход к организации управления

Основное непосредственное назначение системы управления — обеспечение согласованного взаимодействия в достижении опреде­ленных конечных результатов двух частей организации: производ­ства и управления. Выделение производства и управления обус­ловлено не только различным их назначением, но и особенностя­ми процессов, различием методов и средств, с помощью которых они оказывают влияние на достижение целей конкретной органи­зации. Вместе с тем процессы производства и управления тесно взаимосвязаны.

Важно отметить, что базовым типом взаимодействия производ­ства и управления является экономическое, в результате которо­го управляющее воздействие (как непосредственный результат управленческого труда) материализуется в конечных результатах производства. Наряду с экономическими и во взаимодействии с ними существуют социальные, организационные, технологические и иные отношения. Отношения управления также многогранны, как и отношения производства, в связи с чем правомерен аспектный подход к их рассмотрению, что позволяет выделить и изучить те или иные свойства, ту или иную их сторону.

Системный подход позволяет хотя бы слабо структурировать смутно определенную проблему на основе анализа имеющейся информации, в том числе полученной экспертным путем. Затем установить взаимосвязи составляющих проблемы, дать, где это возможно, количественные опенки и таким образом перевести проблему в разряд структурированных. После этого уже можно применять аппарат математического моделирования и выбора наилучших решений, этапы и последовательность осуществления которых тоже часто являются сферой применения системного подхода.

Конкретная последовательность проведения системного анали­за (СА) определяется исследователем, ведущим изучение пробле­мы, и носит в значительной степени индивидуальный характер, в том числе определяющийся анализируемой проблемой. Но в то же время при всей своей разнонаправленности и отсутствии жестких рамок системный анализ содержит типовые моменты, объективные факторы, включая аксиоматику, терминологию, на­учный инструментарий, которые широко освещены в литературе по СА. Здесь только отметим, что разработанная модель иссле­дуемой ситуации должна обладать определенными свойствами, являющимися условиями значимости модели, такими как:

целостность, т. е. наличие общих свойств и поведения у сово­купности ее элементов;

изолированность, в соответствии с чем комплекс объектов, об­разующих систему, можно рассматривать изолированно от среды (вместе с тем относительный характер этого свойства очевиден);

делимость, что позволяет целостный объект рассматривать в качестве совокупности элементов;

разнообразие и идентифицируемость, в соответствии с которы­ми все элементы, включенные в систему, обладают собственным состоянием и поведением, отличным от аналогичных характерис­тик других элементов, в связи с чем есть возможность отделения каждого элемента от других и изучения его особенностей.

При этом системный подход предполагает, что объект, рас­сматриваемый как система, обладает иными свойствами, чем про­стая сумма свойств составляющих ее частей.

Цели, функции и методы управления в комплексе характери­зуют содержание деятельности и могут иметь разные аспекты. Определяющим аспектом может быть назван методологический, отражающий совокупность принципов, закономерностей и законов, реализуемых в процессе управления и позволяющих определять, с какой целью, на что и как следует воздействовать для получе­ния желаемого результата, в том числе в производстве.

Экономический аспект управления характеризует его как спе­цифический вид труда, обеспечивающий выработку и реализацию управленческого воздействия, т, е. определенного результата, на достижение которого были затрачены ресурсы. Таким образом, этот аспект позволяет оценивать эффективность управления.

Организационный аспект характеризует отдельные стадии про­цесса формирования подразделений организации в соответствии с целями, а также взаимоотношений полномочий. Последние есть средство распределения и координации задач. Передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение, называют, как уже говорилось, делегированием. Тесно связаны с этим процессом концепции ответственности и ор­ганизационных полномочий. Ответственность есть обязательство выполнить задачи с определенным качеством и отвечать за их разрешение. Ответственность не может быть делегирована, т. е. руководитель не снимает ее с себя. Полномочия представляют со­бой ограниченное право использовать ресурсы организации для решения делегированных задач. Пределы полномочий внутри ор­ганизации устанавливаются в форме служебных инструкций (письменных и устных). Для руководителей организации пределы полномочий ограничены действующим законодательством, необ­ходимостью выполнять устав фирмы. Следует различать полномо­чия и власть. Если первые определяют право действовать, то вто­рая— реальную возможность действовать.

Информационно-технологический аспект включает в себя сово­купность процедур и операций, связанных с информационным обеспечением принятия решения.

Системный подход к производству и управлению позволяет выявить объективные условия их взаимосоответствия. Проблема соответствия си­стемы управления управляемому процессу охватывает следующие направления и объекты изучения:

функциональное соответствие, которое выражается через взаи­мосвязь и взаимодействие целей, функций и методов управления с. целями, функциями и методами производства (технологией), Методы управления анализируются по их соответствию целям уп­равления. Функции в данном аспекте исследуются на качествен­ном уровне на соответствие целям и задачам управления и функ­циям производства. Количественные критерии более широко ис­пользуются в организационном аспекте, составляя его основу;

организационное соответствие предполагает рациональное рас­пределение управленческих задач в соответствии с объективными условиями по организационным уровням производства, ступеням и звеньям системы управления. Таким образом, процесс управле­ния и процесс производства взаимодействуют между собой, ис­пользуя организационные связи, закрепленные в структуре орга­низации, включая и внешние связи.

Наши рекомендации