Системный подход к организации системы управления качеством на предприятии

Система часто определяется, как совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое, благодаря тому, что ее свойства не сводятся к свойствам, составляющих ее элементов.

Основными чертами являются: наличие разнообразных элементов, среди которых есть системообразующие связи и взаимодействующих элементов, целостности их совокупности, сочетание свойств и элементов и их совокупности в целом.

Системный подход нашел свое отражение в стандартах менеджмента (9000,14000,22000,19000).

Системный подход к управлению базируется на совокупности принципов, которые отражают его создание и особенности, а именно целостность, совместимость элементов целого, развитие мобилизации функции.

В соответствии с системным подходом организации необходимо управлять с учетом ее целостности взаимосвязи и взаимозависимости ее составляющих, основываясь на реально-сложившейся ситуации.

Системный подход к менеджменту качества – это выявление, понимание и управление взаимосвязанными процессами как системой для повышения результативности и эффективности деятельности организации при достижении ее целей и политики в области качества.

Система должна функционировать на основе научно-обоснованных принципах:

· Целенаправленность;

· Делимость;

· Иерархичность;

· Комплексность;

· Установление приоритетных целей;

· Замкнутость управленческого цикла.

Методы моделирования систем управления качеством.

Классификация по назначению:

1. Абстрактно-исследовательские модели (разрабатываются с целью повышения эффективности реально-существующей организации систем УК)

2. Абстрактно-проектировочные модели (имеют практическую направленность; применяются с целью создания реальных систем, особенно на начальных этапах)

3. Абстрактно-нормативные модели (содержат установленные требования к системе УК)

Классификация по форме представления: описательные, графические, смешанные.

Вид + -
описательные Подробная характеристика системы, ее составляющих и взаимосвязи Сложность представления общей структуры, составляющих системы, схемы прямых и обратных связей
графические Наглядность представления Необходимость получения определенных знаний и навыков для применения моделей

Смешанные представляют собой комбинацию граф и описательных моделей, обладают рядом достоинств и графических и описательных моделей.

Командная работа по повышению качества. Типы команд всеобщего управления качеством. Эффективная командная работа. Критерии командной эффективности. Роли в команде.

Командная работа позволяет удовлетворить запросы потребителей, чего сложнее достичь специалистам одного профиля.

Команды способствуют духу равенства поощряют положительные отношения к работе, порождают доверие; в командах появляется большое чувство ответственности за достижение целей.

Типы команд:

1.Управляющие комитеты – руководящие команды, которые направляют деятельность организаций и добиваются сфокусированности в работе.

2. Команды по решению проблем – команды, которые состоят из подчинённых и начальников, которые анализируют проблемы, возникающие на рабочем месте.

3. Команды по улучшению повседневной работы.

4. Самоуправляемые команды - рабочие команды, имеющие полномочия выпускать продукцию и контролировать выполнения своих решений.

5. Виртуальные команды – команды, члены которых подключаются к управлению отдаленно.

6. Проектные команды.

Командная работа будет неэффективной, если, например, команды по решению проблемами начнут заниматься самыми важными проблемами или будет не способны их решать.

Критерии командной эффективности:

1. Команда должна добиться поставленных перед нее целей по повышению качества.

2. Команды быстро повышающие качество более эффективные, чем те которым для этого требуется много времени.

3. Команда должна поддерживать и наращивать свою силу как отдельную единицу.

4. Команда должна сохранять и усиливать свои взаимосвязи с остальными частями организации.

Характеристики успешной команды:

1. Четко сформулированы командные цели

2. План улучшения

3. Члены команд должны говорить понятно, слушать активно

4. Формулирование базовых правил

5. Использование научного подхода

6. Каждый член команды активен и вносит свой вклад


Наши рекомендации