Понятие и оценка эффективности управления

Задача количественной оценки эффективности управления дан­ным хозяйственным объектом является весьма сложной по ряду причин. Во-первых, на эффективность развития организации ока­зывает влияние не только качество функционирования системы управления, но и среда, т. е. та макроэкономическая система, со­ставной частью которой является эта организация. Во-вторых, не разработан общий понятийный аппарат по оценке эффектив­ности управления.

Тем не менее количественная оценка эффективности управле­ния совершенно необходима самой организации для определения реальных возможностей управляющей системы организовать ис­пользование ограниченных ресурсов фирмы наилучшим образом. Количественная оценка полезна при сравнительном анализе дея­тельности фирм (их систем управления), это позволяет накапли­вать опыт управления и использовать наиболее удачный. Кроме того, такая информация необходима будущим инвесторам для ре­шения вопросов о вложении средств (покупке акций) в наиболее успешно управляемые фирмы.

Реализация целей организации одновременно является зада­чей и главным направлением деятельности соответствующей си­стемы управления. Поэтому можно утверждать, что эффектив­ность управления определяется прежде всего эффективностью всей системы, образуемой управлением и производством, а также тем, что реализация целей организации выступает основным со­держанием эффективности управления. Однако достижение не всякого конечного результата характеризует управление как эф­фективное. Эффективной можно назвать управленческую деятель­ность, в конечных результатах которой цель реализована в наи­большей степени, а затраты ресурсов на управление оказались не больше данных. Об эффективном управлении можно говорить и к том случае, когда затраты на управление растут медленнее, чем конечные показатели деятельности организации.

оценки работы на любом уровне управления могут лежать сле­дующие:

оценивающие труд работников управления;

показатели управленческой деятельности подразделений аппа­рата;

оценивающие эффективность реализации конкретного управлен­ческого решения;

характеризующие механизм управления (методы, рычаги, сти­мулы, формы управления);

характеризующие систему управления в целом с учетом всей иерархии.

Ясно, что каждый показатель эффективности управления имеет свою цель и место в оценке управления. Следует также сказать, что система показателей может быть связана с определенными ас­пектами самого понятия эффективности (абсолютной или сравни­тельной), сферой ее проявления (инвестиции или текущая дея­тельность), общностью оценки (полная или общая и локальная — эффективность использования отдельных ресурсов или на разных уровнях управления), целевым назначением (нормативная, про­ектная, плановая или фактическая и др.).

Оценку эффективности управления можно рассматривать как элемент управленческого цикла, имеющий основное значение на стадии оценки результата и его стимулирования.

Важными характеристиками управления, выделяемыми с по­зиций самого управления, являются оперативность и своевремен­ность управленческих действий в соответствии с потребностями производства. Ясно, что запоздалые, как, впрочем, и чрезмерно опережающие действия, могут вызвать нежелательные последст­вия. Поэтому усиливающийся динамизм процессов производства, а также общественно-экономических процессов требует повыше­ния оперативности управления, а это, в свою очередь, предъявля­ет все более жесткие требования к профессиональной подготовке менеджеров и технической оснащенности их труда.

Кроме эффективности можно говорить и об экономичности уп­равления, которая характеризует его способность воздействовать на управляемый объект с наименьшими затратами ресурсов в са­мом управлении. Однако необоснованное снижение затрат на уп­равление до некоторого критического уровня может привести к потере управления, т. е. к ситуации, когда управляющая подси­стема не сможет выполнять свои функции в полном объеме, а уп­равляемая окажется в положении лодки без руля и ветрил в бу­шующем море.

АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Основным направлением развития экономики страны является повышение эффективности производства. Решение этой задачи определяется рядом важнейших факторов развития экономики, и прежде всего совершенствованием управления ею.

Выявить способы совершенствования управления и объяснить их экономичность проще всего, анализируя цели, задачи и пути решения проблемы.

Главная цель — повышение эффективности производства, ко­торое во многом зависит от повышения эффективности управле­ния. Цель — повышение эффективности управления может быть достигнута только в результате решения задач, количество кото­рых со временем увеличивается, что влияет на эффективность уп­равления. К этим задачам относятся: обработка информации, оп­тимизация управленческих решений, автоматизация отдельных процессов управления и др.

Средствами автоматизации управления являются ЭВМ. К до­стоинствам ЭВМ относятся емкая память, большой набор опера­ций, высокие скорости работы, программное управление, автома­тическое восприятие исходной информации, уменьшение количест­ва ошибок при вычислениях, большие возможности согласованной работы с другими техническими средствами. Эти качества ЭВМ были оценены не сразу, и поэтому вначале были созданы элект­ронные системы обработки данных (ЭСОД), где ЭВМ работали в режиме большого арифмометра, а все остальные процессы осу­ществлялись вручную.

Затем, когда достоинства ЭВМ были осмыслены, появились автоматизированные системы (АСОД), которые являются состав­ной частью автоматизированных систем управления разных уров­ней. Эти изменения в характере использования ЭВМ знаменуют второй этап рационализации управления на базе технических

средств.

Использование в СУ средств автоматизации позволило решать задачи, которые без них решить было невозможно или нецелесооб­разно. К задачам, которые часто нецелесообразно решать без ВТ, относятся задачи оптимизации из-за трудоемкости и продолжи­тельности во времени вычислительной процедуры. К задачам, ко­торые невозможно решить без ВТ, относятся: оперативные, тре­бующие быстрой реакции со стороны СУ на ситуации в управляе­мой подсистеме; автоматизации отдельных процессов, например проектирования ,технологических и др.; системные задачи, пред­ставляющие взаимосвязанный комплекс разнообразных задач уп­равления; моделирования систем.

В отдельную группу выделяются задачи автоматического уп­равления на основе автоматической системы обработки данных (САОД), где все операции выполняются машинами, за человеком остается только выработка критериев. Такая СОД может исполь­зоваться при управлении технологическими процессами и только и случае, если поведение управляемого объекта может быть пол­ностью описано средствами математики и формальной логики. К этой группе относятся, например, задачи управления объектом при авариях, когда заранее разработаны все возможные модели аварийных ситуаций; передача сообщений через ЦКС; установле­ние соединений на КЭАТС и ЭАТС.

Для управления сложными организационно-экономическими объектами, какими являются, в частности, предприятия, объеди­нения, структурные единицы и сети связи, в настоящее время предпочтительной является АСОД. Исключить человека из управ­ления такими системами нельзя даже на этапах преобразования данных. Это объясняется, во-первых, отсутствием в полном объе­ме автоматических систем сбора и регистрации информации (данных), исключающих субъективный фактор на этом этапе, который непременно присутствует, если в процессе регистрации данных о работе объекта принимает участие человек. Он может исказить информацию случайно или в результате личной заинтересованно­сти. Поэтому в АСОД существует контроль смыслового содержа­ния данных. Во-вторых, часть внешней информации (например, приказы) заводится в систему обязательно человеком. Таким об­разом, автоматизированную систему управления (АСУ) можно квалифицировать как человеко-машинную систему, рационально объединяющую способности человека и возможности ЭВМ, в ос­нове которой лежит АСОД, а принятие решения и придание ему правовой юридической силы остается за человеком.

Решение задач в условиях АСУ отличается от автоматизации решения отдельных задач: применением единой для всех задач системы сбора, передачи и обработки информации; комплексным обеспечением руководителей информацией для решения всех за­дач; уровнем использования информации (введенная информация используется для всех задач управления, решаемых в АСУ); ис­пользованием ЭВМ и периферийного оборудования не только ра­ботниками вычислительного центра, но и всеми заинтересованны­ми в результатах лицами.

Наши рекомендации