Сущность организации управления. Системный подход к организации управления.

Орг-я управления – деят-ть руков-ля по созданию с\с управ-я. => орг-ция управ-я состоит в опр-ний труда руков-ля по построению с/с управления. Орг-ция управ-я – с\с управления, целью * явл-ся выполнение процесса упр-я п\п-м, что в свою очередь приводит к созданию в нем социального порядка и достижению целей коллектива. С\с управ-я п\п эффективна в то случае, если она обесп-т достижение цели п\п при нормативных затратах не ее содержание и функционирование. При созд-и с\с упр-я нужно руководствоваться след-ми принципами и выполнять следующие этапы. Принципы орг-ции управ-я: 1)системный подход, как организационная точка зрения; 2) единоначалие, персональная ответств-ть и коллегиальность в деят-ти; аппарат управления д. соответ-ть целям и усл-м п\п, а не наоборот; 3) построение и корректировка систем управления – постоянный процесс: меняются цели и условия, меняется или корректируется система управления; 4) организация управления – индивидуальная для каждого предприятия задача, так как у каждого предприятия свои цели и условия; профессиональная подготовленность руководителя к организации управления; экономичность и авторитетность аппарата управления.

Системный подход дал возможность понять, что эффективность любой организации обеспечивается не каким-то одним ее элементом, а является результатом, который зависит от многих факторов. В любой системе слаженная работа целого – результат достигнутого динамического равновесия. Системный подход объединил взносы разных управленческих школ, которые в свое время доминировали в теории и практике управления.

Организация управления предназначена для конкретной реализации производственных и управленческих функций по достижению целей организационной системы. На организацию управления оказывают влияние социально-экономические, культурные, производственно-технические и иные условия. Однако в каждой организации проявляются специфические закономерности их формирования и использования. Эти объективные закономерности определяют:
1)принципы и методы управления, его организационную структуру,
2)систему информации и принятия решений,
3) стили руководства и другие характеристики.

Общей теоретико-методологической основой для изучения организационных проблем является системный подход, который включает сведущие свойства:
1. Необходимо рассматривать организацию как целостную, состоящую в тоже время из элементов и подсистем с их специфическими свойствами. Каждая организация состоит из технической, экономической, социальной и других подсистем, которые в свою очередь является достаточно сложными.
2. Полезно определять «границу» организации и ее среды - внутренней и внешней. Это необходимо, чтобы выявить в каких формах организация, как открытая система взаимодействует со своей средой, как обменивается с ней материальными, финансовыми и информационными потоками, как влияет на внешнюю среду.
3. Рассматривать производственно-хозяйственную организацию как целенаправленную и многоцелевую систему, имеющую неоднородные внешние и внутренние цели, самостоятельные цели подсистем, систему показателей измерения целей, многообразие стратегий их достижения и т. п.
4. Рассматривать организации как полные системы, которые могут быть сформированы формальным образом (официально) и неформальным (неофициально), с учетом того, что изменения в одном элементе вызывают изменения в других.
5. Изучать динамику организаций, что требует исследования внутриорганизационных процессов саморегулирования, координации, принятия решений, процессов роста, нововведений и т. п. Производственно-хозяйственная организация является системой адаптирующейся, самоорганизующейся и само развивающейся и в тоже время сознательно управляемой. В ней всегда существует более или менее развитый аппарат управления. Организация всегда функционирует в условиях неполноты информации о проблемах, связанных с ее деятельностью. Поэтому аппарат управления вынужден выявлять и познавать эти проблемы, и определять пути их решения.

Для решения поставленных задач аппарат управления, который включает лишь тех, кто занимает административно-управленческие должности, наделен определенными полномочиями - правами распоряжаться материальными и финансовыми ресурсами, в соответствии с выполняемыми функциями. При реализации функций процесса управления необходимо учитывать структуру управления, которая выполняет эти функции, а также стиль руководства и трудовое поведение. Производственно-хозяйственная организация характеризуется различными типами структур: производственная структура – эта форма упорядоченности предприятий, производственных цехов и участков, технологические устройства, склады и другие элементы производственно – технической базы с точки зрения их расположения и взаимосвязи на производственных площадях; технологическая структура определяется внутренним строением материально – энергетических процессов, составом и соотношением используемого оборудования, взаимосвязями между элементами основного и вспомогательного производства, специализацией и загрузкой производственных мощностей и т. п.; экономическая структура представляет собой отношение компонентов основных и оборотных фондов предприятия, отражается в составе затрат на продукцию и т. п.; социальная структура характеризуется распределением работников предприятия по профессионально - квалификационному, половозрастному, национальному составу, уровню образования, семейному положению и т. п.; информационная структура характеризуется относительным расположением источников и получателей сообщений в организации, составом и взаимосвязями носителей информации, направленностью и конфигурацией коммуникационных сетей и т. п.; организационная структура – это взаимоотношения подразделений и должностей в организации, распределение ролей и полномочий и ответственности между ними, а также порядок функционально – технологических связей, возникающих в процессах управления. В реальной действительности необходимо отслеживать формальную и неформальную структуру – систему межличностных и межгрупповых связей, симпатий и антипатий, не закрепленных в соответствующих документах. Стиль руководства - это способ оперативного воздействия отдельных лиц, наделенных для этого необходимыми полномочиями, на сотрудников организации. Руководитель в организации выражает своей деятельностью социально – экономические интересы общества, государства. В организации объективная основа управленческих воздействий – это планирование ее деятельности и контроль его выполнения, а также контроль над ее ресурсами, финансовыми средствами и пр. Трудовое поведение – это социально – психологическая характеристика, которая проявляется в мотивированных индивидуальных и групповых действиях членов организации. Важно понять конкретные закономерности, направляющие действия людей, и научиться использовать их на практике. Понимание мотивов и характера поведения особенно важно для рассмотрения проблем управления на «микроуровне», т. е. в первичных коллективах (в малых группах, характеризуемых прямыми контактами между лицами), а также во вторичных коллективах (отделах, цехах, которые состоят из нескольких групп).

Системный подход основывается на следующих принципах:

1. Единства, т.е. совместного, комплексного рассмотрения системы как целого и как особого составления его частей.

2. Развития. Это принцип необходимости изменения системы по отношению к внешней и внутренней среде. Т.е. система - это постоянно адаптирующийся целостный механизм.

3. Единства общей цели, где предполагается выбор глобальной цели для всех подсистем организации. Оптимум подсистем не является оптимумом для всей системы.

4. Функциональность, т.е. совместное рассмотрение структуры системы и функций. Приоритет всегда отдается функции над структурой, где функция — цель, назначение, а структура - состав, элементы. При анализе организационных систем необходимо выделять пересечения функциональных и структурных взаимосвязей.

5. Децентрализация. Сочетание централизации и децентрализации в структуре и функциях организационной системы может эффективно действовать (адаптироваться к внешним и внутренним условиям) только при оптимальном соотношении распределения решений в управленческих воздействиях.

6. Принцип иерархии. Анализ и учет соподчинения и соотношения составляющих частей системы, их ранжирование.

7. Принцип неопределенности, множественности. Детерминированный характер связей предполагает жесткую взаимосвязь между причинами и следствиями. При вероятностном подходе нет явной связи между причиной и следствием, где: одна причина может приводить к разным следствиям и наоборот - различные причины (факторы) могут приводить к одинаковым следствиям.

8. Принцип организованности, упорядоченности, т.е. выявление процессов последовательности и степени выполнения управленческих решений.

Наши рекомендации