Понятие организации как системы. Основные подсистемы организации. Системный подход в управлении организации.

Организация — это сложное образование, строение которого не исчерпывается только контекстными составляющими. Определенные пути и способы реализации принципов организации, а также специфичные проявления организационных свойств, отражаются в других организационных подсистемах и элементах, которые называются структурными. Если более конкретно, то структурные подсистемы отражают группировку целей и задач, людей, ресурсов и пространственное расположение организации.

Понятие организации и системы.

Организация - (лат.-organizo-сообщаю стройный вид, устраиваю):

1. внутренняя упорядоченность, взаимодействие, согласованность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

2. совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Система – это целое, созданное из частей и элементов для целенаправленной деятельности. Иногда систему определяют как совокупность взаимосвязанных действующих элементов. Признаками системы являются множество составляющих ее элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры и иерархичности, относительная самостоятельность и наличие управления этими элементами. Термин “организация” в одном из своих лексических значений означает также “систему”, но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную.

Системные свойства организации.

Система может включать большой перечень элементов и ее целесообразно разделить на ряд подсистем. Подсистема – это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область, например, технологическая, экономическая, организационная, правовая подсистема.

Свойства систем:

Свойство связности. Элементы набора могут действовать только вместе друг с другом, в противном случае эффективность их деятельности резко снижается;

Свойство эмерджентности: потенциал системы может быть большим, равным или меньшим суммы потенциалов составляющих его элементов;

Свойство самосохранения. Система стремится сохранить свою структуру неизменной при наличии возмущающих воздействий и используют для этого все свои возможности;

Свойство организационной целостности. Система имеет потребность в организации и управлении.

Организационные подсистемы

Строение организации рассматривается обычно на двух уровнях: функциональном и содержательно-процессуальном.

На функциональном уровне выделяются компоненты, имеющие определенную функцию по отношению к организации в целом, на содержательно-процессуальном уровне — части, отражающие сложившееся в организации разделение труда и иерархию.

Рассмотрим сначала первый уровень организационного строения.

Формальная и неформальная подсистемы

Формальные и неформальные подсистемы существуют в любой организации, их появление связано с особенностями внутриорганизационных отношений, способами осуществления организационных процедур и выполнения правил.

Формальная подсистема — это система отношений, регулируемая официально утвержденными и общими для всех правилами и процедурами. Обычно такие отношения оформлены в виде ряда документов — устава, приказов и распоряжений, правил внутреннего распорядка, контрактов и т.д. Эта подсистема есть результат действия принципа формализации.

Неформальная подсистема отражает нерегламентированные отношения членов организации. Она формируется спонтанно, вне зависимости от воли руководства, как реакция на неудовлетворенные индивидуальные потребности.

!менеджеры должны постоянно обращать внимание на соотношение формальной и неформальной подсистем в организации, так как нарушения баланса могут существенно повлиять на деятельность и, в конечном итоге — на эффективность организации.

Функционально-целевые подсистемы

Функционально-целевые подсистемы объединяют в себе части и элементы, связанные выполнением одной функциональной цели.

Административная и коммуникационная подсистемы включают в себя людей и подразделения, опирающиеся в своей деятельности на механизмы координации, иными словами — осуществляющие управление и обеспечивающие связи между другими подсистемами, а также связь организации с внешней средой.

В производственную подсистему входят люди и подразделения, непосредственно занятые выпуском продукции (производством услуг).

Маркетинговая подсистема включает тех, кто занимается исследованиями рынка, рекламой и продвижением товаров и услуг.

Инновационная подсистема «отвечает» за исследования в сфере деятельности организации, внедрение новых технологий, методов и приемов работы, разработку новых товаров и услуг.

Социальная подсистема охватывает так называемую социальную инфраструктуру организации — те элементы, которые обеспечивают выполнение социальных обязательств организации, например, столовую, службу организации отдыха, детский сад и подобное.

Финансовая подсистема занимается управлением финансовыми потоками организации. Это и финансовое планирование, и контроль, и учет, и внутренний аудит. Главная функция этой подсистемы — обеспечение финансовой стабильности и прибыльности организации.

Управление организацией на основе системного подхода.

Систему управления можно рассматривать как с позиции статики, т.е. как некий механизм (механизм управления), так и с позиции динамики, как управленческую деятельность.

Управление на основе системного подхода включает три этапа:

1. Определение сферы, уточнение области и масштабов деятельности субъекта управления, ориентировочное установление адекватных сфер, областей и масштабов деятельности, информационных потребностей.

2. Осуществление необходимых исследований (системный анализ).

3. Разработка альтернативных вариантов решения определенных проблем и выбор оптимального варианта по каждой задаче с применением экспертных оценок, в том числе и независимых экспертов.

Системный подход в управлении означает всестороннюю проработку принимаемых решений, анализ всевозможных вариантов их реализации, координацию усилий на различных направлениях. В социальных системах этот принцип предполагает тесную увязку решений экономических, социально - политических и культурных проблем в процессе решения управленческих задач.

Наши рекомендации