Денежная масса. Денежная база. Спрос на деньги. Уравнение обмена Фишера. Предложение денег.

Денежная масса – это совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйствах в наличной и безналичной формах и выполняющих функции обращения, платежа и накопления.

Денежная база — сумма наличных денег и денежных средств коммерческих банков, депонированных в ЦБ в качестве обязательных резервов(норматив обязательного резервирования 2.5 %); деньги «высокой эффективности».

Спрос на деньги — количество денег, которое домохозяйства и фирмы хотят иметь в своем распоряжении в зависимости от номинального валового внутреннего продукта (ВВП в денежном выражении) и ставки ссудного процента.

Уравнение обмена Фишера:

MV = PQ

где М - количество денег в обращении; V - скорость обращения денег; Р - уровень цен; Q - объем (количество) товаров.

Предложение денег – денежная масса в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.

Покупательная способность денег. Инфляция: сущность, причины (факторы), формы проявления.

Покупательная способностьденег - количество товаров и услуг, которое может быть куплено на определенную денежную единицу. Покупательная способность денег отражает соотношение стоимости денег и стоимости товаров. Она зависит от колебания цен. Чем выше цены товаров, тем ниже покупательная способность денег.

Инфляция – это процесс обесценивания денег, который проявляется как устойчивое повышение общего уровня цен.

Суть инфляции – это падение покупательной способности или ценности денег.

Факторы инфляции:

1) Внутренние: не денежные (рост затрат производства, инфляционные ожидания, изменение структуры спроса, монополизация); денежные (дефицит ГБ и др.).

2) Внешние: мировые структурные кризисы; валютная политика государств; нелегальный экспорт золота, валюты.

Формы проявления инфляции:

1) рост цен

2) падение покупательской способности денежной единицы

3) изменение валютных курсов

4) изменение условий предоставления кредитов

5) рост стоимости потребительской корзины на товары первой необходимости.

Типы и виды инфляции. Инфляционный налог.

Типы инфляции:

1) Открытая: инфляция спроса; инфляция издержек.

2) Подавленная – выражается в дефиците товаров.

Виды инфляции:

1) ползучая(до 10%), галопирующая(10-100%), гиперинфляция(>200%)

2)сбалансированная(цены различных товаров относительно друг друга неизменны) и несбалансированная(изменяется)

3) импортируемая, экспортируемая

4)прогнозируемая, непрогнозируемая(неожиданная).

Инфляционный налог - это экономический урон, которому подвержены держатели денег и других стоимостных эквивалентов. Такой урон наносится уменьшением ценности валюты вследствие инфляции, с одновременным присвоением выгоды центром эмиссии, вызвавшем инфляцию. В современных условиях центры эмиссии управляются государствами, таким образом с держателей денег взимается скрытый налог. Многие экономисты обращают внимание, что инфляционному налогу в меньшей степени подвержены богатые и в большей степени подвержены бедные и средний класс, так как именно они склонны хранить большую часть своего дохода в денежной форме. Кроме этого, бедные и средний класс, большую часть своих доходов получают в фиксированной форме, - зарплаты, пенсии и пособия, что приводит к невозможности своевременной индексации. Некоторые экономисты прямо указывают, что инфляция является регрессивным налогом на потребление.

Кривая Филлипса. Последствия инфляции. Антиинфляционная политика.

показывает, что темп прироста заработной платы уменьшается с ростом безработицы.

Денежная масса. Денежная база. Спрос на деньги. Уравнение обмена Фишера. Предложение денег. - student2.ru

W – темп приростаноминальной заработной платы

U – уровень безработицы, в %

Последствия инфляции:

1) Дезорганизует хозяйство

2) Обесценивает сбережения

3) Перераспределение НД

4) Усиливает диспропорции

5) Подрывает стимулы к денежному накоплению

6) Бегство от денег к товарам

Антиинфляционная политика:

1) Меры по сокращению бюджетного дефицита

2) Стабилизация инфляционных ожиданий

3) Антимонопольные меры

4) Ослабление влияния внешних факторов

5) Стимулирование производства

6) Регулирование денежного обращения

Наши рекомендации