Вопрос 20:Товар, его свойства. Теория товара и стоимости(ценности). Закон стоимости: механизм действия и функции.
Товар характеризуется двумя свойствами: потребительная стоимость и стоимость (меновая стоимость). Эти свойства товара
рассматривали А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус. К. Маркс.
Дж. Милль и другие. Потребительная стоимость товара —
это способность удовлетворять потребности человека. Если
благо не обладает способностью удовлетворять какие-либо человеческие потребности, оно не найдет покупателя, то есть не станет товаром. Потребительная стоимость как свойство товаров основана на таком свойстве благ, как полезность. Полезность —
это субъективная оценка человеком свойств блага. Одно и то
же благо может быть полезно человеку разными своими сторонами. Чтобы стать товаром, благо должно иметь потребительную стоимость не для того, кто его произвел, а для других, то есть обладать общественной потребительной стоимостью. Способность товара в определенных количественных соотношениях (пропорциях) обмениваться на другой товар (деньги) называется стоимостью (меновой стоимостью.
Согласно трудовой теории стоимости (Петти, Смит, Рикардо, Маркс), стоимость товара определяется количеством труда, затраченного на производство данного товара. Количество затраченного на производство товара труда измеряется рабочим временем, но не индивидуальным, так как она различно у каждого производителя, а так называемым общественно – необходимым (время за которое создается большая часть данного товара, с учетом развития технологии, интенсивности и квалификации труда). Таким образом, величина стоимости товара определяется количеством абстрактного общественного необходимого труда, затрачиваемого на его производство.
В теории предельной полезности стоимость товара определяется их полезностью. Они создали шкалу неудовлетворения потребностей: 1 – которые могут привести к смерти; 2 – вредят здоровью; 3 – причиняют кратковременные страдания; 4 – потребность в роскоши, без которых вполне может обойтись человек.
Е. Бем – Баверк разработал теорию ценности (стоимости) благ, исходя из их полезности. Он утверждал, что не всякое полезное благо обладает ценностью. Ценность — это не отношение между людьми в процессе обмена, а отношение человека к вещи: человек даёт ту или иную оценку благу в зависимости от того, какую пользу оно ему приносит. Если полезные вещи имеются в неограниченных количествах — они не имеют никакой ценности.
Ценность благ зависит от их редкости, от интенсивности потребления и количества благ, способных данную потребность удовлетворить.
В современном этапе больше всего развита неоклассическая теория, характеризует товар основываясь на подходе А. Маршалла. Он определял стоимость и цену товара, исходя из взаимодействия рыночных сил, лежащих на стороне спроса(предельная полезность) и стороне предложения (издержки производства).Маршалл утверждал: полезность благ определяет их предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержки производства определяют ценность.
Вопрос 21: Цена: сущность, функции, виды.
Цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в их обмене. Данное определение характеризует цену, как экономическую категорию, возникающую в процессе обмена. Товары и услуги обмениваются в пропорциях, обеспечивающих эквивалентность обмена. Меновое соотношение между товарами и деньгами образует цену, то есть стоимость товара в денежном
выражении.Формирования цен зависит от типа эк. системы. Рассмотрим рыночную и командно-административную. В рыночной цены на товары складываются на рынке под влиянием спроса и предложения, то есть конъюнктуры рынка, в команд. – админ. цены устанавливаются плановыми органами.
Функции денег: 1)Измерительная – с помощью цен устанавливается (измеряется) количество денег, необходимое для совершения товарных сделок; 2) Учетная – возможность измерять количество и качество товарных единиц в единых показателях то есть учитывать затраты производителя; 3)Информационная – дает потребителям и производителям ориентиры для эк. действий и осуществления выбора; 4)Стимулирующая – рост цены на выпускаемые товары ведет к увеличению выручки от продаж и заинтересованности производителя в росте объема выпускаемых товаров; 5) Социальная – уровень цен определяет уровень жизни, структуру и объем потребляемых товаров и услуг, манипулируя ценами на жизненно необходимые товары или обещая их изменить, правительство регулирует уровень потребления, формирует отношение общества к свой политике.
Виды цен: По стадии обмена товаров или масштабу обменных операции(объёму продаж) различают цены оптовые и розничные. Оптовыми называют цены, по которым реализуют крупные партии товаров. Розничные цены устанавливаются в условиях сравнительно небольшого объема продаж индивидуальным потребителям.
По характеру и предмету обмена различают цены на сельскохозяйственную продукцию, продукцию государственных предприятий, цены на услуги. Цены на сельскохозяйственную продукцию в условиях свободного ценообразования имеют переменчивый, нестабильный характер; это объясняется тем, что
сельскохозяйственные цены слабо связаны с издержками производства и зачастую зависят от природных условий. Государственный сектор отличается тем что его политика продажных цен должна быть направленной на удовлетворение потребностей всего общества. Цены на услуги именуются тарифами (расценками) в развитых странах при установлении тафов учитывают расходы предприятия, временной фактор, качество услуги.
По степени и способу регулирования цены разделяют на жестко
фиксированные, регулируемые, договорные и свободные.
Фиксированные (твердые цены) назначаются государственными органами в законодательном порядке. Регулируемыми ценами называют цены, воздействие на которые со стороны государства носит ограниченный характер. К договорным ценам относятся те,
величина которых определяется документом купли-продажи. Свободные рыночные цены формируются под воздействием рыночных факторов.Мировые цены - реально действующие на мировом рынке цены на товары данной группы, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившиеся в разных странах и регионах.