Товар и его свойства. Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности. Закон стоимости и его функции.

Всякий продукт натурального производства имеет единственное свойство - полезность, то есть способность удовлетворять потребности людей.

Субъективно оцениваемая полезность во многом зависит от редкости самих благ и объема их потребления. Известно, что по мере насыщения потребностей (в отношении ограниченного круга предметов первой необходимости, таких, например, как вода, хлеб) человек может чувствовать убывающую полезность каждой дополнительной порции товара. Одно дело, скажем, первый глоток газированной воды в жаркий день и иное - пятый и десятый. Правда, такой тенденции не наблюдается, когда человек приобретает товары длительного пользования с улучшенными характеристиками, например, компьютер нового поколения взамен морально устаревшего.

Теперь рассмотрим свойства товара.

Как и натуральный продукт, товар обладает полезностью (в английской политической экономии это свойство называется "потребительная стоимость"). Потребительная стоимость- свойство товара, выражающееся в полезности, способности удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

Вряд ли стоит доказывать, что если товар не обладает полезностью, то он никому не нужен. Однако, если всякий товар - полезная вещь, то можно считать, что в развитом товарном хозяйстве любая полезная вещь - товар? Ответ мы получим, если определим условия, при которых полезная вещь становится товаром.

Их три.

1. Товаром признается продукт, на который затрачен человеческий труд. Даровые продукты природы - воды, дикорастущие плоды и т.п. - товарами не являются.

2. Товарами являются полезные вещи, созданные для других людей, а не для собственного потребления, или, другими словами, общественные полезности.

3. Товарами являются общественные полезности, передаваемые на рынке потребителям не безвозмездно, а путем эквивалентного(равноценного) обмена на другую вещь.

Значит, товар - это созданная трудом общественная полезность, предназначенная для эквивалентного обмена на рынке на другой товар.

Из данного определения видно, что товар при обмене на равноценный продукт получает на рынке меновую стоимость. Меновая стоимость - способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорциях (соотношениях). Такие обменные операции можно представить в виде алгебраического уравнения:

хА = yB = zC = ...

где А,В,С - полезные вещи,

x,y,z - количественные пропорции обмена.

Очевидно, что в обмен вступают неодинаковые количества совершенно разнородных вещей. Что же в таком случае является равным в меновой пропорции? Общим содержанием менового равенства является одинаковая по величине стоимость, воплощенная во всех товарах.

Таким образом, товар имеет два свойства: полезность и стоимость. Экономисты-теоретики создали две прямо противоположные концепции стоимости.

Трудовая теория стоимости

Исторически первую трактовку стоимости дали английские классики политэкономии А.Смит, Д.Рикардо и др. Наиболее глубоко изучил этот вопрос К.Маркс в первом томе "Капитала".

Сущность трудовой теории стоимости можно изложить в следующих основных положениях.

Первое положение. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание - стоимость. Поэтому они могут приравниваться друг к другу в определенной меновой пропорции.

Второе положение. Стоимость всех товаров создается общественным трудом товаропроизводителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта работает не для себя, а создает полезную вещь для других. Таким образом, стоимость - это воплощенный в товарах общественный труд, а равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.

Третье положение. Сам труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству. Можно выделить простой (не требующий какой-либо подготовки) и сложный (квалифицированный, на который предварительно затрачивается время, усилия человека, чтобы приобрести нужные трудовые навыки и знания) труд. Поэтому 1 час сложного труда приравнивается к нескольким часам простого труда.

К.Маркс писал, что "сравнительно сложный труд означает только возведенных в степень или, скорее помноженный простой труд ...

Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда".

Четвертое положение. Труд имеет внутреннее мерило - рабочее время. Если труд является одинаковым по качеству (допустим простой труд), то он измеряется протяженностью во времени.

Пятое положение. В каждой отрасли товарного хозяйства работники обычно затрагивают неодинаковое по величине индивидуальное рабочее время. Ибо они имеют различные условия производства, отличаются по уровню квалификации, по степени интенсивности трудовых усилий. Поэтому товаропроизводители поставляют на рынок свои продукты одного и того же вида и качества, но имеющие разную по величине индивидуальную стоимость.

Но на рынке одинаковые товары не могут продаваться по индивидуальной стоимости каждого производителя. Ведь в противном случае больше других выгадал бы тот человек, который затратил на свой продукт больше всего рабочего времени (это мог быть самый ленивый и неумелый). Поэтому на изделия одного вида и качества устанавливается общественная (рыночная) стоимость.

Основной закон товарного хозяйства - закон стоимости в соответствии с которым стоимость товаров определяется общественно необходимым рабочим временем. Это то рабочее время, которое затрачивается на изготовление продуктов при следующих условиях: а) общественно нормальном (господствующем) состоянии производства; б) средней квалификации работников и в) средней интенсивности труда. Практически данное время затрачивается на создание большинства товаров.

Подведем итог. Трудовая теория стоимости характеризует экономические связи, которые можно схематически изобразить формулой: "товаропроизводитель - рыночная цена". Здесь представлен взгляд на товарно-рыночные отношения лишь с позиции товаропроизводителя и продавца полезной вещи.

Наши рекомендации