Инфляция, пути ее снижения. Основные направления антиинфляционной политики государства.

Инфляция – это понижение покупательной способности денег из-за роста цен. Однако не всякий рост цен является инфляцией. При условии повышения покупательной способности денег из-за снижения общего уровня цен, можно говорить о дефляции. Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам. В условиях инфляции цены, как правило, повышаются крайне неравномерно: некоторые товары дорожают очень быстро, цена других товаров (услуг) остается неизменной, а цена третьих может даже упасть.

Некоторые причины появления инфляции:

1) внутренние причины: а)чрезмерная эмиссия, которая превышает истинную потребность в деньгах национального хозяйства; б) большие масштабы капитального строительства, которое отвлекает денежные и материальные ресурсы на длительный период времени и вызывает сокращение текущего потребления населения; в) огромные военные расходы, которые приводят к неэффективному использованию богатства общества; г) кризис государственных финансов, при котором происходит значительное превышение расходов государства над доходами бюджета и растет огромный внутренний государственный долг; д) необоснованное повышение цен и заработной платы;

2) внешние причины: а)рост цен на мировом рынке, приводящий к подорожанию товаров, экспортируемых и импортируемых каждой страной; б) структурные мировые кризисы; в) увеличение внешнего долга; г) войны, которые сопровождаются сокращением производства и ростом стоимости жизни.

Индекс цен = [(Цена корзины в данном периоде) / (Цена корзины в базовом периоде)] Ч 100%.

Темп инфляции = [(Индекс цен прошлого года – Индекс цен текущего года) / (Индекс цен текущего года)] Ч 100%

Классификации. 1.Инфляция спроса становится причиной избытка денег по отношению к количеству товаров. Характерной чертой является то, что занятость в данной ситуации полная, так как промышленность стимулируется. Инфляция предложения (издержек) вызывается ростом любых издержек производства (заработная плата, средства производства).

2.В зависимости от темпа инфляции принято выделять следующие ее виды:

1) ползучая (умеренная, нормальная). Для данного типа инфляции характерны относительно невысокие темпы роста цен, около 5–10% в год;

2) галопирующая инфляция – темп инфляции 10–20% в год. Цены поднимаются стремительно, скачкообразно;

3) гиперинфляция – это состояние экономики, при котором темпы роста цен превышают 50% в месяц на протяжении длительного периода времени – полугода или даже более. Покупательная способность денег резко падает, многие отказываются принимать их в уплату за продукцию, нарастают объемы бартерных сделок. Гиперинфляция подрывает основы банковского дела, так как рост цен непредсказуем и рынок кредитов практически умирает. Многие фирмы сокращают объемы производства или даже закрывают его. Они обращают капиталы в более устойчивую валюту и стремятся вывести их из страны за границу. Это приводит к общему спаду выпуска продукции и снижению объема валового внутреннего продукта. Такая форма кризиса - стагфляция.

3. По степени сбалансированности роста цен: при сбалансированной инфляции цены на различные товары и услуги остаются относительно неизменными по отношению друг к другу, а при несбалансированной – цены различных товаров и услуг постоянно изменяются в различных пропорциях по отношению друг к другу.

4.Также экономисты рассматривают ожидаемую и неожидаемую инфляции.

С целью ослабления отрицательных последствий инфляционных процессов государство разработало антиинфляционную политику, которая представляет собой осуществление следующих действий:

1) борьба с дефицитом бюджета;

2) снижение инфляционных ожиданий;

3) структурная перестройка национальной экономики;

4) установление жестких нормативов на ежегодный прирост денежной массы;

5) развитие производства и НТП;

6) обеспечение стабильно снижающихся темпов инфляции;

7) снижение социальных последствий инфляции посредством:

а) регулирования доходов населения;

б) утверждения предельного уровня цен на некоторые группы товаров;

в) реализации социально-ориентированных программ;

8) связывания излишних по отношению к товарной массе денежных средств путем приватизации.


Наши рекомендации