Основные направления антиинфляционной политики

Сущность, формы проявления, причины и последствия инфляции.

Виды и формы инфляции.

Основные направления антиинфляционной политики.

1. Инфляция – в буквальном переводе с латинского означает вздутие, т.е. переполнение каналов денежного обращения, не сопровождающееся соответствующим ростом товарной массы;

Инфляция – обесценение денег, падение их покупательной стоимости, вызванное повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг.

Инфляция – повышение цен, обусловленное увеличением денежной массы без увеличения товарного предложения [НЕ является инфляцией – увеличение цен при подъеме экономики]. При длительном постоянном нарушении сбалансированности макроэкономических пропорций начинаются инфляционные процессы. Их интенсивность, темпы роста цен и доходов могут быть различны; главная задача в этом случае — не допустить неконтролируемого ускорения инфляции, инфляции, связанной с нарастанием издержек производства, разрушающих экономику, и свести к минимуму потери инвесторов.

В современных условиях инфляция во всем мире носит хронический, повсеместный, всеохватывающий характер. Это вызвано не только денежными, но и неденежными факторами, часто политическими. Полностью исключить инфляцию даже в рыночных условиях хозяйствования невозможно, речь может идти только об управляемой инфляции.

Типичным проявлением инфляции выступает общее повышение товарных цен и понижение курса национальной валюты. Вместе с тем при планово-распределительной системе в наибольшей степени инфляция выражается в дефицитности экономики, снижении качества товаров и значительно меньше — в повышении цен.

Цены, регулируемые государством, длительное время могут оставаться неизменными, но купить многие товары по фиксированным ценам практически невозможно — их нет в свободной продаже.

Такая инфляция называется подавленной (скрытой) в отличие от открытой, официально регистрируемой статистическими службами.

Подавленная инфляция может происходить и при рыночных отношениях. Правительство пытается подавить инфляцию не путем развития производства, а «зажимая» денежную массу и фиксируя курс доллара. В этом случае инфляция проявляется в хронических неплатежах, натурализации хозяйственных отношений, падении объема производства.

Для достижения заданного уровня инфляции государство задерживает платежи по государственным заказам, оплате труда, выдачу пенсий и компенсаций, финансирование бюджетных отраслей.

Для измерения темпов инфляции используют индекс потребительских цен.

ИПЦ =цена потреб. корзины в этом периоде/цена потреб. корзины в базовом периоде*100%.

Инфляция обусловлена внутренними и внешними причинами. Согласно уравнению обмена P = M*V / Q. Инфляция наступает, если денежная масса с учётом скорости обращения денег превышает потребности товарооборота.

Социально-экономические последствия инфляции выражаются в следующем:

■ перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением, между дебиторами и кредиторами;

■ обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;

■ постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;

■ неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибыли в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;

■ искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту; вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;

■ закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы, которая приводит к падению уровня жизни ;

■ сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их рисковости;

■ обесценении амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;

■ возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;

■ активном развитии теневой экономики, ее «уходе» от налогообложения;

■ снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;

■ социальном расслоении общества и в итоге обострении социальных противоречий.

2. Инфляция может быть классифицирована с разных позиций.

Инфляция классифицируется в зависимости от темпов роста цен. В соответствии с этим признаком можно выделить такие виды инфляции.

Ползущая инфляция со среднегодовыми темпами прироста цен от 5 до 7%, характерная для развитых стран, где происходит умеренное обесценение денег из года в год. Это признается неизбежным для нормального развития рыночной экономики и долгое время рассматривалось в качестве фактора экономического роста. Современная экономическая наука доказала несостоятельность этого положения.

Галопирующая инфляция (прирост цен на 10—50%) и

гиперинфляция характерны для развивающихся стран, переходящих от планово-распределительной системы к рыночной. Это рассматривается как негативные явления, приводящие к социально-экономической и политической напряженности в обществе.

Грань между названными видами инфляции условна, но общим признаком является возрастание скорости оборота денежных средств, резкое снижение совокупной покупательной способности денежной массы и уход из денежного оборота не только разменной монеты, но и последовательно мелких бумажных купюр.

Гиперинфляция свидетельствует о глубоком кризисе в денежном хозяйстве страны, о неуправляемости хозяйственными процессами.

Западные экономисты рассматривают инфляцию, как правило, анализируя факторы повышения цен, связанные с формированием потребительского спроса, предложением товаров и услуг, соотношением спроса и предложения, влияющих на формирование цен, и факторы производства. Эти факторы определяют два вида инфляции: инфляцию спроса, вызванную избыточным спросом, и инфляцию издержек, вызывающую рост цен под воздействием нарастания издержек производства.

Инфляция спроса характеризуется тем, сто имеет место много денег при малом количестве товаров. Спрос на товары и услуги превышает предложение. Существующий уровень производства не удовлетворяет потребности населения. Избыток спроса при водит к росту цен.

Причины инфляции спроса:

1. Милитаризация экономики и рост военных расходов;

2. Дефицит бюджета и рост государственного долга;

3. Кредитная экспансия банков;

4. Приток иностранной валюты.

Инфляция предложения - характеризуется тем, что расходы на производство товара возрастают быстрыми темпами под влиянием специфики производства, деятельности профсоюзов. А повышение издержек производства ведет к росту цен.

Причины инфляции предложения:

1. Снижение производительности труда (циклические колебания, структурные изменения, следовательно, растут издержки, а следовательно, снижаются объемы производства, следовательно, снижается предложение и растут цены);

2. Рост издержек производства в связи с ростом заработной платы (активная деятельность профсоюзов, следовательно, растет з/п, следовательно, растут издержки под влиянием повышения цен предприятиями монополистами (транспорт, добывающая промышленность и т.д.));

3. Высокие косвенные налоги - НДС, акцизы - ведут к росту цен;

4. Расширение сферы услуг, характеризующейся более высоким удельным весом заработной платы.

Любая современная система экономики инфляционна, и в ней действуют факторы, относимые и к инфляции спроса, и к инфляции издержек.

Большую роль в развитии инфляционных процессов играют внешнеэкономические факторы. Они проявляются тогда, когда страна активно использует импортные товары.

Иногда выделяют и импортируемую инфляцию. Она может быть:

1) При росте цен на импортные товары;

2) превышение экспорта над импортом, следовательно, приток иностранной валюты

3) Приток иностранного капитала;

4) Резкое снижение курса национальной валюты (девальвация), следовательно, резкое повышение цен. Пример: девальвация российского рубля в августе 1998 года.

В зависимости от продолжительности различают хроническую инфляцию и стагфляцию, когда инфляция сопровождается падением производства, что было характерно для России в 90-е годы.

По характеру протекания: скрытая (подавленная, в плановой экономике); открытая.

По степени предсказуемости: ожидаемая / непредвиденная; сбалансированная (на все товары) / несбалансированная.

3. Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Попытки справиться с инфляцией путем рестрикционной денежной политики в российских условиях имеют значительно более тяжелые последствия, чем сама инфляция, так как являются тормозом экономического роста, решения социальных задач.

Основным фактором в борьбе с инфляцией являются улучшение общей экономической ситуации в стране, повышение инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. В связи с этим особое значение для экономики приобретает поддержка приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулирование диверсификации экспорта продукции, разумная протекционистская политика и политика валютного курса, что будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров.

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и ее приспособление к потребностям рынка благодаря демонополизации и регулированию деятельности существующих монополий, стимулированию конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.

В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при проведении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Вместе с тем сохраняется необходимость государственного регулирования цен на энергоносители, продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги, услуги ЖКХ, а также в процессе ликвидации ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Блокировка финансовых факторов инфляции связана с решением проблемы собираемости налогов.

Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы.

Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.

Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Экономика страны нуждается в программе возвращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций. Этому может также способствовать восстановление доверия к банкам и правительству.

Предстоит нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств. Кроме этого, России предстоит преодолеть зависимость экономики бюджета, валютного курса, ценообразования от внешних факторов, конъюнктуры мировых рынков.

Большое значение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта. Речь идет о переходе с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а также отказ от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год.

Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк Российской Федерации, который осуществлял денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное и стабильное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы приводят к ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег позволяет уменьшить темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие Банка России на денежный оборот, увеличение уровня монетизации. Россия должна перейти к полноценной системе среднесрочного таргетирования инфляции на 3— 5 лет с учетом мирового опыта.

Необходимо прямое управление кредитной эмиссией, направленной на восстановление хозяйственных связей и банковской системы, сохранение прироста производства на 7—8% в год. Для сдерживания инфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков (хотя бы в рамках льгот по созданию обязательных резервов Банка России), как это принято в мировой практике. Кредитование инвестиционной деятельности должно стать важнейшей стратегической задачей банков.

Важную роль в борьбе с инфляцией играет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в стране, более взвешенными выступлениями в средствах массовой информации.

Успешное осуществление антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существующего законодательства.

В странах с развитой рыночной экономикой при регулировании инфляции монетаристские методы в чистом виде используются крайне редко; они, как правило, сочетаются с элементами других теорий: кейнсианской, концепцией «экономики предложений», «структурной инфляцией» посредством макроэкономического регулирования и структурной перестройки экономики, стимулирования производства.

Наши рекомендации