Цель и задачи социальной политики государства в условиях рыночных отношений. Основные направления деятельности государства в области социальной политики

Суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий, в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Социальная политика государства, выступающая как основная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране.

С точки зрения функционирования экономической системы социальная политика играет двоякую роль:

1) по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики;

2) социальная политика - фактор экономического роста. Если она не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, культуре, их физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров, поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляя перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует социальные программы. Система социальных программ сформировалась в развитых странах после Второй мировой войны и получила название «Государство благосостояния».

В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор (в отличие от экономики, где главные функции выполняют рыночные структуры). В зависимости от величины государственного сектора в той или иной стране социальная политика имеет свои особенности. На практике это выражается в разных масштабах социальной политики государства. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства; ограничительная социальная политика - сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

Социальная политика государства призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, обеспечивать население приемлемым уровнем социальных услуг. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная поддержка (защита) населения проявляется в разнообразных формах:

· пособия по безработице;

· пенсии;

· выплаты, связанные с рождением ребенка;

· стипендии обучающимся в высших учебных заведениях;

· социальное страхование;

· индексация доходов и другие виды выплат.

Именно эти элементы образуют государственную систему социальной защиты населения.

Определение круга людей, нуждающихся в социальной защите, дело сложное. Однако главное направление в социальной политике любого государства - адресность, т.е. преобладать должен принцип: помогать тем, кто не способен помочь себе сам. Рассмотрим данные направления на примере России.

Наиболее распространенный вид социального обеспечения – поддержка безработных.

Социальное и экономическое положение сегодняшнего безработного крайне противоречиво. Введенные Законом РФ «О занятости»1 социальные нормы социальной защиты, на первый взгляд, довольно либеральны: минимальный стаж работы, достаточный для получения пособия, составляет лишь 12 недель за предыдущий[2] год, размер пособия по безработице гарантирован не ниже минимальной заработной платы, определены достаточно высокие пороги шкалы пособия. Однако при сложившейся инфляционной динамике реальное наполнение этих выплат стремительно обесценивается и пособия не в состоянии эффективно выполнять функцию поддержания доходов безработных на приемлемом уровне, что сводит на нет усилия по социальной защите данной категории людей.

Хуже всего положение лиц, длительное время не работающих. В настоящее время отсутствует четкое законодательство относительно тех лиц, кто по истечении 12 или 15 месяцев не имеют ни работы, ни права на получение пособия. В то же время наблюдается ярко выраженная тенденция роста средней продолжительности безработицы. Неразработанность данного круга вопросов, по существу, означает, что она вынуждает государство платить значительные дополнительные средства на помощь безработным и необратимо меняет качество рабочей силы (утрата квалификации и трудовых навыков).

Пенсионное обеспечение также представляет собой вид социального обеспечения. Пенсии могут выплачиваться по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца. Часть пенсий учитывает стаж работы и уровень заработной платы. Другие виды пенсий не зависят от стажа и возраста, но в любом случае каждому пенсионеру гарантирована выплата пенсии не ниже предусмотренного законом уровня. Пенсии выплачиваются за счет государственного бюджета социального страхования, образуемого из отчислений от фонда заработной платы фирм и организаций.

К числу мер общего характера относятся социальная выплата семьям, связанная с рождением ребенка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие выплаты.

Государственные социальные пособия семьям, имеющим детей. Источником выплат является местный бюджет. Пособия распространяются на те семьи, где родители не работают, находятся в вынужденных отпусках или работает один член семьи, а также на одиноких матерей.

Страховые пособия в связи с рождением ребенка. Пособие выплачивается женщинам при рождении ребенка, а также женщинам, ожидающим ребенка.

Выплаты взрослым членам семьи. Это пособие предусмотрено трудоспособному, неработающему лицу, в некоторых случаях на уход за инвалидами и престарелыми, детьми-инвалидами, которое составляет немногим более половины МРОТ (минимального размера оплаты труда). Пособие матерям, воспитывающим малолетних детей, выплачивается из средств предприятия или учреждения, в котором мать ребенка работала до декретного отпуска. Также существуют выплаты женам военнослужащих, студентам и аспирантам вузов.

Стипендии. Стипендия для студентов вузов равна МРОТ. Стипендии лицам, пишущим кандидатские или докторские работы, соответствуют средней оплате труда. Существуют президентские стипендии, т.е. студентам выплачивается 3, а аспирантам 4 МРОТ. К результатам социальной политики в России относится выделение некоторого процента бюджетных средств на социальные нужды, на пособия, выплаты малоимущим. Эти выплаты минимальны. Разрыв между минимальным размером оплаты труда и средней заработной платой в России огромен. Этот разрыв не может сравниться с мировой нормой. По существу жить на минимальную заработную плату или на пособие, приблизительно равное ей, невозможно.

Правительство и Государственная Дума России постоянно принимают законы о повышении минимальной заработной платы, пенсий, вводят новые пособия.

Важнейшая часть государственной программы социального обеспечения - социальное страхование. Социальное страхование распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Социальное страхование компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социального страхования. Источником фонда социального страхования являются взносы самих застрахованных, а также отчисления фирм и государства. Соотношение между этими источниками финансирования социального страхования в разных странах различно. Например, во Франции доля взносов застрахованных работников в фонде социального страхования составляет 22%, предприятий – 59%, государства – 17%, а в Дании – соответственно 2,11 и 84%. В России можно пока только говорить о доли фирм (организаций) – 4%, и государства – 7,3%.

Государство оказывает социальную защиту населению в период инфляции. Для того чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, применяется индексация доходов (в России, к сожалению, она отсутствует). Это означает, что заработная плата, пенсии, стипендии, другие виды доходов увеличиваются по мере роста розничных цен. В странах с развитой рыночной экономикой действует автоматическая индексация доходов в случае превышения оговоренных значений инфляции.

Но по существу большинство социальных программ направлено на экстренное решение проблем в социальной жизни общества. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все, попыток правительства улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не являются решением проблемы. Например, малоимущего безработного, не имеющего определенного места жительства, можно бесплатно накормить, дать ему какую-нибудь одежду, предоставить ночлег на ночь. Но завтра он снова будет голодным, без одежды, без жилья. Это фактически означает, что деньги потрачены впустую. Для такого обеспечения постоянно не хватит никаких бюджетных средств, поэтому необходимо бороться с самим явлением нищеты, бедности, безработицы. Надо направить все силы на борьбу с причинами социальных проблем. А значит, необходимо принять меры по недопущению закрытия, приостановки деятельности предприятий. Это уменьшит количество безработных, даст возможность людям самим заработать на жизнь. При этом и оплата труда должна быть на уровне, который позволял бы людям жить. Разработка и постоянное усовершенствование законодательства также может помочь этому процессу.

Наилучшим образом социальную политику государства в рыночной экономике отражает так называемая «шведская модель» - образец общественного развития, ориентир, на который можно равняться. После Второй мировой войны за короткий срок Швеции удалось выдвинуться на первое место в Европе и на одно из первых мест в капиталистическом мире по уровню жизни (доле ВНП на душу населения), отражающему благосостояние населения, уровень потребления материальных и духовных благ и степень удовлетворения потребности в этих благах на данной ступени развития общественного производства. Среднегодовые темпы прироста ВВП на душу населения в Швеции составили 2,11%, против 1,1% в России. Высокий уровень благосостояния поддерживается на протяжении многих десятилетий.

В обобщенном виде «шведская модель» означает определенную степень обеспеченности граждан социальными услугами: активное вмешательство государства в экономику вплоть до национализации целых отраслей, а также в отношении между трудом и капиталом, осуществляемое с помощью политики обеспечения занятости и политики в области оплаты труда.

«Шведская модель» – это система взаимосвязанных принципов, предусматривающая одновременность их реализации. Занятость, социальное обеспечение, образование, культура, сектор государственных услуг, высокий уровень организации трудящихся в профсоюзы, их роль в решении ряда экономических проблем – все это компоненты одновременного действия.

Однако, несмотря на свои позитивные стороны, «шведская модель» социального развития не идеальна. В рыночной экономике «государства благосостояния» постоянно воспроизводятся богатство и бедность, управляющие и исполнители, циклический характер производства и социальная дифференциация, поэтому у государства всегда существует возможность совершенствовать социальную политику путем осуществления экономической демократии.

Вместе с тем и сама социальная политика государства может сопровождаться негативными последствиями. Такая ситуация сложилась в 1970-1980-х годах, когда трудности государственного регулирования в развитых странах охватили и социальную политику. Значительные масштабы социальных программ, рост спроса на социальные услуги, чрезмерная централизация управления социальными программами, усиление социального иждивенчества – все это вызвало необходимость реорганизации механизма социальной политики.

Перестройка социальной политики идет по нескольким направлениям. Сокращаются расходы на социальные нужды, увеличивается платность социальных услуг, повышаются требования для получения социальных пособий. Компенсационные выплаты за потерю работы все больше заменяются профессиональной подготовкой и переподготовкой рабочей силы. Происходит разгосударствление предприятий сферы социальных услуг путем частичной распродажи государственной собственности и развитие частного сектора в отраслях социальной инфрастуктуры (образование, здравоохранение). Совершенствуется система управления социальной сферы путем ее децентрализации и увеличения самостоятельности производственных структур. В целом реорганизация системы социального обеспечения и социальных структур направлена на повышение ее эффективности. Причем расходы государства на социальные цели продолжают расти, поскольку государственная политика в данной области остается важнейшим элементом социально ориентированной рыночной экономики.

Цель и задачи социальной политики государства в условиях рыночных отношений. Основные направления деятельности государства в области социальной политики - student2.ru Глава 11

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Наши рекомендации