Методы установления норм и нормативов на предприятии

1) Научное обоснование (соответствие норм оптимальным значениям затрат ресурсов для конкретных условий производства с учетом действующей системы ограничений)

2 варианта принятия оптимальных решений:- минимизация затрат при достижении заданного результата

-максимизация результата при заданных затратах ресурсов

2) Расчетно-аналитический метод (нормы разрабатываются на основе анализа техники, технологии и анализа производства в заданных или спроектированных условиях). Наиболее рациональное использование ограниченных ресурсов.

3) Опытно-экспериментальный метод. Нормы устанавливаются на основе опытных данных или эксперимента, проводимого в существующих условиях производства.

4) Аналитически-иссследовательский метод. Предполагает анализ и исследование действующих технологических процессов и установление зависимости между основными факторами производства и величиной расхождения ресурсов.

5) Отчетно-статистичекий метод. Использует данные бухгалтерской и статистической отчетности предприятий. (сопоставление данных своего и других предприятий).

Системы трудовых нормативов

– совокупность затрат труда на выполнение различных элементов и комплексов работы; это совокупность регламентированных затрат. В систему включается:

- норма времени (необходимые затраты рабочего времени на изготовление единицы продукции)

- норма выработки (устанавливает необходимый объем производимой продукции за плановый отрезок времени)

- норма обслуживания (характеризует количество рабочих мест, размера площади и других производственных объектов, закрепленных на 1 или группой работников)

- норма численности (определяет необходимую численность работников определенной категории для выполнения заданного объема работы – основной персонал, или обслуживания производственного процесса)

- норма управляемости (число подчиненных у 1 руководителя)

- норма производственного задания (для 1 и бригады; включает плановый объем и номенклатуру продукции за период времени)

С нормой времени связана норма деятельности – расчетная величина времени, в течение которого может быть выполнена единица продукции на 1 станке или рабочем месте.

Выделяются нормы и нормативы производственной, технологической и полной трудоемкости. Основное отличие между ними в том, чьи затраты труда рассматриваются.

Технологическая: отражает затраты труда основных рабочих, которые оказывают технологическое воздействие на предмет труда.

Производственная: основные и вспомогательные рабочие.

Полная: основные и вспомогательные рабочие + специалисты производства.

Материальные нормативы

характеризуют величину расхода основных производственных ресурсов с учетом действующих законов спроса и предложения. К ним относятся:

- Нормы и нормативы затрат предметов труда (основных материалов, топлива, энергии на производство единицы продукции)Включает 2 составляющие:

1. обоснованная величина расхода сырья и материалов

2. отходы потери в соответствии с технологией и организацией производства.

В норму расхода не включают отходы и потери, вызванные отступлением от технологии.

В зависимости от вида предмета труда, нормы выражаются в кг, кВатт (натуральных показателях) и т.д., или в стоимостном выражении.

- Нормы и нормативы затрат средств труда и производства (производственные площади, оборудование, рабочие места)

Уровень использования оборудования характеризуется:

- режим работы оборудования

- коэффициенты сменности и загрузки оборудования

- фондоотдача и рентабельность основных фондов

- коэффициент экстенсивного и интенсивного использования оборудования

- норма простоя оборудования в ремонте и длительность межремонтных циклов

- Нормы запасов материалов по видам запасов (текущие, страховые и т.д.)

- Нормативы незавершенного производства и неготовой продукции

- Показатели организации производства

Нормативы запасов материалов определяются в зависимости от величины их среднесуточного расхода и очередного срока закупки.

Нормативы организации производства характеризуют оптимальные соотношения между основными элементами трудовых, производственных и технологических процессов на предприятии.

Система планов предприятия и их взаимосвязь

Основной классификацией планов является классификация по выполняемым функциям.

Составляется годовой план в виде комплексной программы производственной, хозяйственной, финансовой деятельности. Включает следующие взаимосвязанные разделы:

1) План маркетинга (отличается от бюджета продаж тем, что строится на натуральных показателях и выступает сосновой для бюджета продаж)

Включает (определяет):

- объем и структура продаж по товарным и территориальных ранкам

- цены и возможные скидки с цен

2) Финансовый план

Включает:

- бюджет доходов - бюджет расходов- бюджет наличных платежей и поступлений (бюджет движения денежных средств)- получение, обслуживание и возврат кредитов (банковские документы)

- план движения активов и пассивов (изменения в балансе в следующем году по сравнению с предыдущим)- сведения о фондах экономического стимулирования (страховые и резервные фонды)

- сведения о планируемом размере прибыли и рентабельности производства (балансовая прибыль, с/с, то же самое, что рентабельность затрат)

3) Производственная программа (обеспечивает решение маркетинговых задач)

Включает:

- план запуска материалов в производство

- план загрузки производственных мощностей

- план выпуска продукции

- план поставок продукции покупателями

- план технического развития и организации производства

- система норм и нормативов

4) План материально- технического снабжения (обеспечения) – МТС или МТО

Включает подпланы:- расхода материальных ресурсов (обосновывает выбор поставщиков и способов доставки материалов)- плановых запасов- план реализации отходов и неликвидов

5) План по труду

Включает:- расчет численности персонала по профессиям и квалификациям

- план набора- план переподготовки и повышения квалификации- план социального развития коллектива

6) Капитальные вложения и капитальные строительства

Это инвестиционный план. План измеряется в натуральном выражении (в отличие от бюджета, который измеряется в стоимостном выражении).Обосновывается значение объема инвестиций и финансовые Акт.

7) План научно-технического и организационного развития

Отражает разработку новых идей, включает также план освоения новых идей; покупка и продажа нематериальных активов; изменение в структуре управления и компьютеризации управления.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Сущность и структура стратегического планировании

Стратегическое планирование – это инструменты построения системы целей предприятия. Как процесс, включает в себя 4 вида деятельности:

- распределение ресурсов- адаптация предприятия к внешней среде - координация и регулирование хозяйствующих процессов на предприятии- организационное изменение

Стратегическое планирование имеет свою технологию. ЕЕ этапы:

1) определение миссии предприятия 2) форсирование целей и задач развития предприятия

3) анализ и оценка внешней среды4) анализ и оценка внутренней структуры предприятия

5) разработка и анализ стратегических альтернатив

6) выбор стратегии

(1) Миссия – это концепция развития бизнеса, характеризует направление в бизнесе, которое выбирает предприятие.

(2) Формулирование целей и задач развития. Основное требование, учитываемые при постановке целей:

- функциональность (руководители различных органов могут превращать цели в задачи для нижестоящих подразделений)

- множественность (цели ставятся во всех важных сферах)

- гибкость (возможность изменений и корректировки целей в процессе их реализации)

- совместимость целей (непротиворечивость)

- приемлемость (совместимость с интересами различных заинтересованных лиц – собственников, менеджеров и т.д.)

2 основных подхода к структуризации целей:

- Централизованный (система целей на всех уровнях иерархии определяется высшим руководством)

- Децентрализованный (передача полномочий по постановке целей нижестоящим подразделением)

(3) Анализ и оценка внешней среды: 2 составляющих – макросреда и непосредственное окружение предприятия.

Макросреда – правовое регулирование, политические процессы, состояние экономики в целом и т.д.

Окружение предприятия – покупатели, поставщики, конкуренты.

(4) Анализ и оценка внутренней структуры ведется по направлениям:

- исследование доступных ресурсов

- производство- маркетинг (маркетинговый комплекс)- продвижение продукции

Маркетинг 4 стратегии:

1) товарная2) ценовая3) сбытовая4) рекламная

(5) Разработка и анализ стратегических альтернатив

3 основные вопроса:

- какие виды деятельности целесообразно продолжить

- какие виды деятельности целесообразно прекратить

- в какой бизнес целесообразно перейти

3 основные направления формирования стратегии:

- Достижение лидерства на рынке за счет минимизации издержек производства (выигрыш в ценовой конкуренции)

- Специализация в производстве определенного вида продукции или услуг (неценовая конкуренция)

- Фиксация определенного сегмента рынка и концентрация усилий предприятия на нем

Особенности стратегического планирования

- Стратегическое планирование должно дополняться текущим и оперативным

- Стратегический план разрабатывается ежегодно высшим руководством предприятия

- Детализация стратегического плана осуществляется одновременно и в тесной связи с разработкой текущих и оперативных планов

Преимущества стратегического планирования

1) Большая обоснованность плановых показателей

2) Более высокая вероятность реализации планируемых сценариев развития событий

Недостатки (ограничения ) стратегического планирования

1) Стратегическое планирование не дает детального описания будущего, предоставляя лишь качественное описание того состояния, к которому должно стремиться предприятие

2) Стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма составления и реализации стратегического плана, а цели стратегического планирования во многом зависят от целого ряда факторов

Наши рекомендации