Методы установления норм и нормативов на предприятии
1) Научное обоснование (соответствие норм оптимальным значениям затрат ресурсов для конкретных условий производства с учетом действующей системы ограничений)
2 варианта принятия оптимальных решений:- минимизация затрат при достижении заданного результата
-максимизация результата при заданных затратах ресурсов
2) Расчетно-аналитический метод (нормы разрабатываются на основе анализа техники, технологии и анализа производства в заданных или спроектированных условиях). Наиболее рациональное использование ограниченных ресурсов.
3) Опытно-экспериментальный метод. Нормы устанавливаются на основе опытных данных или эксперимента, проводимого в существующих условиях производства.
4) Аналитически-иссследовательский метод. Предполагает анализ и исследование действующих технологических процессов и установление зависимости между основными факторами производства и величиной расхождения ресурсов.
5) Отчетно-статистичекий метод. Использует данные бухгалтерской и статистической отчетности предприятий. (сопоставление данных своего и других предприятий).
Системы трудовых нормативов
– совокупность затрат труда на выполнение различных элементов и комплексов работы; это совокупность регламентированных затрат. В систему включается:
- норма времени (необходимые затраты рабочего времени на изготовление единицы продукции)
- норма выработки (устанавливает необходимый объем производимой продукции за плановый отрезок времени)
- норма обслуживания (характеризует количество рабочих мест, размера площади и других производственных объектов, закрепленных на 1 или группой работников)
- норма численности (определяет необходимую численность работников определенной категории для выполнения заданного объема работы – основной персонал, или обслуживания производственного процесса)
- норма управляемости (число подчиненных у 1 руководителя)
- норма производственного задания (для 1 и бригады; включает плановый объем и номенклатуру продукции за период времени)
С нормой времени связана норма деятельности – расчетная величина времени, в течение которого может быть выполнена единица продукции на 1 станке или рабочем месте.
Выделяются нормы и нормативы производственной, технологической и полной трудоемкости. Основное отличие между ними в том, чьи затраты труда рассматриваются.
Технологическая: отражает затраты труда основных рабочих, которые оказывают технологическое воздействие на предмет труда.
Производственная: основные и вспомогательные рабочие.
Полная: основные и вспомогательные рабочие + специалисты производства.
Материальные нормативы
характеризуют величину расхода основных производственных ресурсов с учетом действующих законов спроса и предложения. К ним относятся:
- Нормы и нормативы затрат предметов труда (основных материалов, топлива, энергии на производство единицы продукции)Включает 2 составляющие:
1. обоснованная величина расхода сырья и материалов
2. отходы потери в соответствии с технологией и организацией производства.
В норму расхода не включают отходы и потери, вызванные отступлением от технологии.
В зависимости от вида предмета труда, нормы выражаются в кг, кВатт (натуральных показателях) и т.д., или в стоимостном выражении.
- Нормы и нормативы затрат средств труда и производства (производственные площади, оборудование, рабочие места)
Уровень использования оборудования характеризуется:
- режим работы оборудования
- коэффициенты сменности и загрузки оборудования
- фондоотдача и рентабельность основных фондов
- коэффициент экстенсивного и интенсивного использования оборудования
- норма простоя оборудования в ремонте и длительность межремонтных циклов
- Нормы запасов материалов по видам запасов (текущие, страховые и т.д.)
- Нормативы незавершенного производства и неготовой продукции
- Показатели организации производства
Нормативы запасов материалов определяются в зависимости от величины их среднесуточного расхода и очередного срока закупки.
Нормативы организации производства характеризуют оптимальные соотношения между основными элементами трудовых, производственных и технологических процессов на предприятии.
Система планов предприятия и их взаимосвязь
Основной классификацией планов является классификация по выполняемым функциям.
Составляется годовой план в виде комплексной программы производственной, хозяйственной, финансовой деятельности. Включает следующие взаимосвязанные разделы:
1) План маркетинга (отличается от бюджета продаж тем, что строится на натуральных показателях и выступает сосновой для бюджета продаж)
Включает (определяет):
- объем и структура продаж по товарным и территориальных ранкам
- цены и возможные скидки с цен
2) Финансовый план
Включает:
- бюджет доходов - бюджет расходов- бюджет наличных платежей и поступлений (бюджет движения денежных средств)- получение, обслуживание и возврат кредитов (банковские документы)
- план движения активов и пассивов (изменения в балансе в следующем году по сравнению с предыдущим)- сведения о фондах экономического стимулирования (страховые и резервные фонды)
- сведения о планируемом размере прибыли и рентабельности производства (балансовая прибыль, с/с, то же самое, что рентабельность затрат)
3) Производственная программа (обеспечивает решение маркетинговых задач)
Включает:
- план запуска материалов в производство
- план загрузки производственных мощностей
- план выпуска продукции
- план поставок продукции покупателями
- план технического развития и организации производства
- система норм и нормативов
4) План материально- технического снабжения (обеспечения) – МТС или МТО
Включает подпланы:- расхода материальных ресурсов (обосновывает выбор поставщиков и способов доставки материалов)- плановых запасов- план реализации отходов и неликвидов
5) План по труду
Включает:- расчет численности персонала по профессиям и квалификациям
- план набора- план переподготовки и повышения квалификации- план социального развития коллектива
6) Капитальные вложения и капитальные строительства
Это инвестиционный план. План измеряется в натуральном выражении (в отличие от бюджета, который измеряется в стоимостном выражении).Обосновывается значение объема инвестиций и финансовые Акт.
7) План научно-технического и организационного развития
Отражает разработку новых идей, включает также план освоения новых идей; покупка и продажа нематериальных активов; изменение в структуре управления и компьютеризации управления.
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Сущность и структура стратегического планировании
Стратегическое планирование – это инструменты построения системы целей предприятия. Как процесс, включает в себя 4 вида деятельности:
- распределение ресурсов- адаптация предприятия к внешней среде - координация и регулирование хозяйствующих процессов на предприятии- организационное изменение
Стратегическое планирование имеет свою технологию. ЕЕ этапы:
1) определение миссии предприятия 2) форсирование целей и задач развития предприятия
3) анализ и оценка внешней среды4) анализ и оценка внутренней структуры предприятия
5) разработка и анализ стратегических альтернатив
6) выбор стратегии
(1) Миссия – это концепция развития бизнеса, характеризует направление в бизнесе, которое выбирает предприятие.
(2) Формулирование целей и задач развития. Основное требование, учитываемые при постановке целей:
- функциональность (руководители различных органов могут превращать цели в задачи для нижестоящих подразделений)
- множественность (цели ставятся во всех важных сферах)
- гибкость (возможность изменений и корректировки целей в процессе их реализации)
- совместимость целей (непротиворечивость)
- приемлемость (совместимость с интересами различных заинтересованных лиц – собственников, менеджеров и т.д.)
2 основных подхода к структуризации целей:
- Централизованный (система целей на всех уровнях иерархии определяется высшим руководством)
- Децентрализованный (передача полномочий по постановке целей нижестоящим подразделением)
(3) Анализ и оценка внешней среды: 2 составляющих – макросреда и непосредственное окружение предприятия.
Макросреда – правовое регулирование, политические процессы, состояние экономики в целом и т.д.
Окружение предприятия – покупатели, поставщики, конкуренты.
(4) Анализ и оценка внутренней структуры ведется по направлениям:
- исследование доступных ресурсов
- производство- маркетинг (маркетинговый комплекс)- продвижение продукции
Маркетинг 4 стратегии:
1) товарная2) ценовая3) сбытовая4) рекламная
(5) Разработка и анализ стратегических альтернатив
3 основные вопроса:
- какие виды деятельности целесообразно продолжить
- какие виды деятельности целесообразно прекратить
- в какой бизнес целесообразно перейти
3 основные направления формирования стратегии:
- Достижение лидерства на рынке за счет минимизации издержек производства (выигрыш в ценовой конкуренции)
- Специализация в производстве определенного вида продукции или услуг (неценовая конкуренция)
- Фиксация определенного сегмента рынка и концентрация усилий предприятия на нем
Особенности стратегического планирования
- Стратегическое планирование должно дополняться текущим и оперативным
- Стратегический план разрабатывается ежегодно высшим руководством предприятия
- Детализация стратегического плана осуществляется одновременно и в тесной связи с разработкой текущих и оперативных планов
Преимущества стратегического планирования
1) Большая обоснованность плановых показателей
2) Более высокая вероятность реализации планируемых сценариев развития событий
Недостатки (ограничения ) стратегического планирования
1) Стратегическое планирование не дает детального описания будущего, предоставляя лишь качественное описание того состояния, к которому должно стремиться предприятие
2) Стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма составления и реализации стратегического плана, а цели стратегического планирования во многом зависят от целого ряда факторов