Понятие и классификация норм и нормативов

СИСТЕМА НОРМ И НОРМАТИВОВ ПЛАНИРОВАНИЯ

Понятие и классификация норм и нормативов

Нормы – плановые технико-экономические показатели, характеризующие удельные величины расхода материала, труда, финансовых ресурсов и предельные временные величины, установленные в определенном порядке.

Нормативы – величины, используемые при расчете норм. К ним относятся поэлементные составляющие норм, а также коэффициенты, характеризующие степень использования орудий и предметов труда (станков, материалов, сырья).

Функции норм и нормативов:

1) Служат для определения объемов выпускаемой продукции

2) Обоснование затрат и результатов деятельности, а также обеспечение учета и контроля над использованием производственных ресурсов.

Нормы и нормативы вместе образуют систему, образующую нормативную базу планирования.

Классификации норм и нормативов:

1) По виду:

- абсолютные и относительные - общие и частные

- плановые и фактические -перспективные и текущие- мА/экон и микро/эк- кол-венные и качественные

2. По видам ресурсов:

- материальные - трудовые и т.д.

3. По стадиям производства:

- нормы и нормативы запасов (по видам запасов) - незавершенного производства

- готовой продукции - дебиторской задолжности

4.По выполняемым функциям:

- технические – организационные – управленческие - трудовые и др.

5. По сфере распространения:

- международные – федеральные – региональные – межотраслевые - отраслевыенутрипризводственные

6. По степени детализации

- индивидуальные и групповые

- дифференцированные и укрупненные

- частные и общие

7. По численным значениям

-оптимальные- допустимые- максимальные- минимальные- средние

8. По целевому назначению

-расходные (определяют величину затрат ресурсов)

- оценочные (позволяют определить эффективность использования ресурсов)

- оперативные (характеризуют порядок поступления ресурсов в процессе производства продукции и продолжительность стадий производства)

Принципы установления норм и нормативов (разные способы):

1)Предварительное нормирование (изначально имеются только общие сведения о предмете нормирования, а нормы устанавливаются опытным путем)

2)Нормирование по аналогии (поиск аналога предмету нормирования и нормы устанавливаются по подобию с применением корректирующих коэффициентов)

3)Подетальное нормирование (предмет нормирования разбивается на детали и операции, а нормы складываются путем сложения норм по каждой детали).

Методы установления норм и нормативов на предприятии

1) Научное обоснование (соответствие норм оптимальным значениям затрат ресурсов для конкретных условий производства с учетом действующей системы ограничений)

2 варианта принятия оптимальных решений:- минимизация затрат при достижении заданного результата

-максимизация результата при заданных затратах ресурсов

2) Расчетно-аналитический метод (нормы разрабатываются на основе анализа техники, технологии и анализа производства в заданных или спроектированных условиях). Наиболее рациональное использование ограниченных ресурсов.

3) Опытно-экспериментальный метод. Нормы устанавливаются на основе опытных данных или эксперимента, проводимого в существующих условиях производства.

4) Аналитически-иссследовательский метод. Предполагает анализ и исследование действующих технологических процессов и установление зависимости между основными факторами производства и величиной расхождения ресурсов.

5) Отчетно-статистичекий метод. Использует данные бухгалтерской и статистической отчетности предприятий. (сопоставление данных своего и других предприятий).

Системы трудовых нормативов

– совокупность затрат труда на выполнение различных элементов и комплексов работы; это совокупность регламентированных затрат. В систему включается:

- норма времени (необходимые затраты рабочего времени на изготовление единицы продукции)

- норма выработки (устанавливает необходимый объем производимой продукции за плановый отрезок времени)

- норма обслуживания (характеризует количество рабочих мест, размера площади и других производственных объектов, закрепленных на 1 или группой работников)

- норма численности (определяет необходимую численность работников определенной категории для выполнения заданного объема работы – основной персонал, или обслуживания производственного процесса)

- норма управляемости (число подчиненных у 1 руководителя)

- норма производственного задания (для 1 и бригады; включает плановый объем и номенклатуру продукции за период времени)

С нормой времени связана норма деятельности – расчетная величина времени, в течение которого может быть выполнена единица продукции на 1 станке или рабочем месте.

Выделяются нормы и нормативы производственной, технологической и полной трудоемкости. Основное отличие между ними в том, чьи затраты труда рассматриваются.

Технологическая: отражает затраты труда основных рабочих, которые оказывают технологическое воздействие на предмет труда.

Производственная: основные и вспомогательные рабочие.

Полная: основные и вспомогательные рабочие + специалисты производства.

Материальные нормативы

характеризуют величину расхода основных производственных ресурсов с учетом действующих законов спроса и предложения. К ним относятся:

- Нормы и нормативы затрат предметов труда (основных материалов, топлива, энергии на производство единицы продукции)Включает 2 составляющие:

1. обоснованная величина расхода сырья и материалов

2. отходы потери в соответствии с технологией и организацией производства.

В норму расхода не включают отходы и потери, вызванные отступлением от технологии.

В зависимости от вида предмета труда, нормы выражаются в кг, кВатт (натуральных показателях) и т.д., или в стоимостном выражении.

- Нормы и нормативы затрат средств труда и производства (производственные площади, оборудование, рабочие места)

Уровень использования оборудования характеризуется:

- режим работы оборудования

- коэффициенты сменности и загрузки оборудования

- фондоотдача и рентабельность основных фондов

- коэффициент экстенсивного и интенсивного использования оборудования

- норма простоя оборудования в ремонте и длительность межремонтных циклов

- Нормы запасов материалов по видам запасов (текущие, страховые и т.д.)

- Нормативы незавершенного производства и неготовой продукции

- Показатели организации производства

Нормативы запасов материалов определяются в зависимости от величины их среднесуточного расхода и очередного срока закупки.

Нормативы организации производства характеризуют оптимальные соотношения между основными элементами трудовых, производственных и технологических процессов на предприятии.

Система планов предприятия и их взаимосвязь

Основной классификацией планов является классификация по выполняемым функциям.

Составляется годовой план в виде комплексной программы производственной, хозяйственной, финансовой деятельности. Включает следующие взаимосвязанные разделы:

1) План маркетинга (отличается от бюджета продаж тем, что строится на натуральных показателях и выступает сосновой для бюджета продаж)

Включает (определяет):

- объем и структура продаж по товарным и территориальных ранкам

- цены и возможные скидки с цен

2) Финансовый план

Включает:

- бюджет доходов - бюджет расходов- бюджет наличных платежей и поступлений (бюджет движения денежных средств)- получение, обслуживание и возврат кредитов (банковские документы)

- план движения активов и пассивов (изменения в балансе в следующем году по сравнению с предыдущим)- сведения о фондах экономического стимулирования (страховые и резервные фонды)

- сведения о планируемом размере прибыли и рентабельности производства (балансовая прибыль, с/с, то же самое, что рентабельность затрат)

3) Производственная программа (обеспечивает решение маркетинговых задач)

Включает:

- план запуска материалов в производство

- план загрузки производственных мощностей

- план выпуска продукции

- план поставок продукции покупателями

- план технического развития и организации производства

- система норм и нормативов

4) План материально- технического снабжения (обеспечения) – МТС или МТО

Включает подпланы:- расхода материальных ресурсов (обосновывает выбор поставщиков и способов доставки материалов)- плановых запасов- план реализации отходов и неликвидов

5) План по труду

Включает:- расчет численности персонала по профессиям и квалификациям

- план набора- план переподготовки и повышения квалификации- план социального развития коллектива

6) Капитальные вложения и капитальные строительства

Это инвестиционный план. План измеряется в натуральном выражении (в отличие от бюджета, который измеряется в стоимостном выражении).Обосновывается значение объема инвестиций и финансовые Акт.

7) План научно-технического и организационного развития

Отражает разработку новых идей, включает также план освоения новых идей; покупка и продажа нематериальных активов; изменение в структуре управления и компьютеризации управления.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Сущность и структура стратегического планировании

Стратегическое планирование – это инструменты построения системы целей предприятия. Как процесс, включает в себя 4 вида деятельности:

- распределение ресурсов- адаптация предприятия к внешней среде - координация и регулирование хозяйствующих процессов на предприятии- организационное изменение

Стратегическое планирование имеет свою технологию. ЕЕ этапы:

1) определение миссии предприятия 2) форсирование целей и задач развития предприятия

3) анализ и оценка внешней среды4) анализ и оценка внутренней структуры предприятия

5) разработка и анализ стратегических альтернатив

6) выбор стратегии

(1) Миссия – это концепция развития бизнеса, характеризует направление в бизнесе, которое выбирает предприятие.

(2) Формулирование целей и задач развития. Основное требование, учитываемые при постановке целей:

- функциональность (руководители различных органов могут превращать цели в задачи для нижестоящих подразделений)

- множественность (цели ставятся во всех важных сферах)

- гибкость (возможность изменений и корректировки целей в процессе их реализации)

- совместимость целей (непротиворечивость)

- приемлемость (совместимость с интересами различных заинтересованных лиц – собственников, менеджеров и т.д.)

2 основных подхода к структуризации целей:

- Централизованный (система целей на всех уровнях иерархии определяется высшим руководством)

- Децентрализованный (передача полномочий по постановке целей нижестоящим подразделением)

(3) Анализ и оценка внешней среды: 2 составляющих – макросреда и непосредственное окружение предприятия.

Макросреда – правовое регулирование, политические процессы, состояние экономики в целом и т.д.

Окружение предприятия – покупатели, поставщики, конкуренты.

(4) Анализ и оценка внутренней структуры ведется по направлениям:

- исследование доступных ресурсов

- производство- маркетинг (маркетинговый комплекс)- продвижение продукции

Маркетинг 4 стратегии:

1) товарная2) ценовая3) сбытовая4) рекламная

(5) Разработка и анализ стратегических альтернатив

3 основные вопроса:

- какие виды деятельности целесообразно продолжить

- какие виды деятельности целесообразно прекратить

- в какой бизнес целесообразно перейти

3 основные направления формирования стратегии:

- Достижение лидерства на рынке за счет минимизации издержек производства (выигрыш в ценовой конкуренции)

- Специализация в производстве определенного вида продукции или услуг (неценовая конкуренция)

- Фиксация определенного сегмента рынка и концентрация усилий предприятия на нем

Особенности стратегического планирования

- Стратегическое планирование должно дополняться текущим и оперативным

- Стратегический план разрабатывается ежегодно высшим руководством предприятия

- Детализация стратегического плана осуществляется одновременно и в тесной связи с разработкой текущих и оперативных планов

Преимущества стратегического планирования

1) Большая обоснованность плановых показателей

2) Более высокая вероятность реализации планируемых сценариев развития событий

Недостатки (ограничения ) стратегического планирования

1) Стратегическое планирование не дает детального описания будущего, предоставляя лишь качественное описание того состояния, к которому должно стремиться предприятие

2) Стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма составления и реализации стратегического плана, а цели стратегического планирования во многом зависят от целого ряда факторов

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОДАЖ

Цели и задачи планирования продаж

Основная цель планирования продаж – своевременно предложить покупателю такую номенклатуру товаров и услуг, кот. 1) наиболее полно удовлетворяла их потребности и,2) в целом соответствовала профилю производственной деятельности предприятия.

Задачи планирования продаж:

1. Определение существующих и перспективных потребностей покупателей; исследование закономерностей поведения покупателей на рынке и анализ способов использования товаров.

2. Критическая оценка продукции предприятия со стороны покупателя (опросы, анкетирование).

3. Оценка продукции конкурентов (на основе этого – решение о том, какие продукты производить, а какие исключить из производственной программы).4. Изучение новых и модернизации существующих товаров.

5. Прогнозирование возможных объемов продаж, цен, с/с, рентабельности.6. Разработка рекомендаций производственным подразделениям относительно потребительских свойств продукции, дизайна, упаковки, перепродажного и послепродажного обслуживания клиентов.

Этап: Планирование ассортимента

(1) Формирование структура ассортимента

(2) Планирование и освоение новых изделий

(1) Ассортиментная позиция – конкретная модель, марка или размер продукции, который продает предприятие. Сопоставимость ассортимента влияет на процедуру управления, сопоставимый ассортимент (например, только молочная продукция) легче планировать. При планировании ассортимент подлежит измерению (количество наименований, удельный вес каждого вида в производственной программе).

Планирование ассортимента основывается на концепции жизненного цикла товара.

Задача при планировании ассортимента заключается в продлении фаз роста и зрелости.

Для этого используются следующие инструменты:

1. Модификация товара. Может осуществляться о следующим направлениям:

- повышение качества (новые потребительские свойства, положительно оцениваемые покупателями)

- усовершенствование технико-экономических параметров (удовлетворение специфических запросов покупателей, модификация базовой модели путем расширения функциональных характеристик)

- изменение внешнего вида товара

2. Модификация рынка. Включает поиск новых рынков, новых способов применения товаров.

3. Модификация маркетинга.Включает мероприятия по всему комплексу маркетинга: снижение цены для привлечения новых покупателей, создание эффективной рекламы, меры по стимулированию сбыта, послепродажное обслуживание.

При планировании ассортимент продукции подразделяется на группы:

1. Основная

Товары, находящиеся в стадии роста и приносящие предприятию основную долю прибыли. При хорошем планировании ассортимента эта группа составляет 75-85 % всех ассортиментных позиций.

2. Поддерживающая.

Товары, находящиеся в стадии зрелости и характеризующиеся стабильными доходами от продаж.

3. Стратегическая.

Товары, направленные на обеспечение будущих доходов предприятия (находятся на стадии внедрения на рынок).

4. Тактическая

Товары, направленные на стимулирование продаж основных товарных групп (1 и 2).

5. Товары, снимаемые с продажи. Находящиеся на стадии спада.

Особенности планирования ассортимента:

1) Этапы жизненного цикла товара и их продолжительность изменяются в зависимости от продукта.

2) Большое воздействие на жизненный цикл товара оказывают внешние факторы:

- уровень инфляции

- платежеспособный спрос и т.д.

3) Фазы жизненного цикла товара не имеют четких границ.

4) Период времени между появлением нового товара и моментом его наибольших продаж трудно спрогнозировать.

5) Концепция жизненного цикла товара не позволяет определить точного момента вывода товара на рынок.

(2) Планирование и освоение новых изделий

Основные причины неудач новой продукции:

1. недостаточный анализ рынка2. дефекты самого продукта

3. более высокие издержки, чем предполагалось 4. нечеткость в определении сроков вывода товара на рынок5. высокий уровень конкуренции

6. недостатки в системе сбыта (неэффективная организация каналов сбыта)

Последовательность этапов разработки нового товара:

Этапы разработки нового продукта Формы планирования
долгосрочное среднесрочное краткосрочное
1. Разработка идей + + -
2. Отбор идей + + +
3. Анализ конъюнктуры ранка + + +
4. Научно-техническая разработка - + +
5. Испытания - - +
6. Освоение рынка - - +

Научно-техническая разработка представляет собой доработку товара и создание прототипа нового товара (опытный образец).

Испытания: пробные продажи товара на локальном рынке.

Освоение рынка: производство и реализация нового товара.

Эти 6 этапов разработки нового товара выражаются в технологическом процессе освоения нового товара (этапы разбиваются на отдельные следующие друг за другом операции).

3 этап: Оценка конкурентоспособности продукции:

Конкурентоспособность – комплексная характеристика товара, определяющая его предпочтения на рынке по сравнению с товарами конкурентов.

Планирование конкурентоспособности продукции включает 5 этапов:

1. Определение цели оценки конкурентоспособности. Целями может быть:

- определение положения нового товара на рынке

- оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке

- разработка мероприятий сбыта по повышению уровня конкурентоспособности

- установление цены на товар

2. Формирование требований к продукции. Предприятие осуществляет выбор образца качестве базы для сравнения.

3. Определение параметров сравнения (показателей, определяющих конкурентоспособность продукции, они могут иметь разную значимость для потребителя, существует иерархия показателей). Расчет значимости показателей происходит обычно экспертным путем.

4. Расчет единичных и сводного параметрических индексов конкурентоспособности:

Единичный: по одному параметру

Unei = Пi / Пib (параметрический единичный i-ый)

Пi – фактическая величина параметра, оцениваемого изделия в натуральных, стоимостных или условных показателях.

Пib – величина параметра базового (эталонного) изделия

i – номер параметра.

Если Unei > 1, то товар является конкурентоспособным.

Сводный:Unc = (sum ai * Пi) / (sum ai * Пib)

ai – весовой коэффициент важности параметра Пi

5. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности.

Интегральный показатель относительной конкурентоспособности товара:

Uu = Uncj / Unck

Uncj – сводный индекс по потребительским параметрамUnck – по экономическим параметрам

Потребительские параметры (качественные характеризуют потребительские свойства, научно-технический уровень продукции, 2 группы:- оценочные показатели (характеризуют качество продукции)- классификационные показатели (определяют область применения и условия использования товара)

Экономические параметры характеризуют цену потребления товара (она включает в себя затраты на покупку товара и на его эксплуатацию за период срока службы).

Uu сравнивается с 1: если больше 1, то товар превосходит выбранный образец конкурентоспособности.

Этап: Планирование цены

Методы планирования цены:

1) Метод на основе издержек

Цена = с/с + уровень рентабельности, закладываемый в цену

Преимущества метода:

- простота, позволяющая определить оптимальную цену на основе рентабельности

Недостатки метода:

- ориентирует предприятие на максимально возможный выпуск продукции для сокращения издержек

- не позволяет учесть особенности спроса и конкуренции

2 основные формы проявления метода:

- метод обеспечения безубыточности (цена = сумма полных издержек и нормы прибыли)

- метод средних издержек (цена = средние издержки на единицу + надбавка, которая включает в себя прибыль и налоги, включаемые в цену)

2) Метод с ориентацией на уровень конкуренции. Используется на конкурентных ранках при установлении цены на однородную продукцию

2 формы проявления:

- метод текущей цены (ориентация на сложившуюся на рынке совершенной конкуренции цену)

- тендерное ценообразование (тендер здесь – это цена, устанавливаемая фирмой-продавцом; при определении тендера фирма-продавец исходит из уровня цен конкурентов) – если фирма берется за определенный заказ и т.д.

3) Метод с ориентацией на спрос

Цена зависит от уровня спроса и от эластичности спроса. Это определяет политику предприятия.

4) Параметрические методы

Цена зависит от различных параметров товара, в первую очередь от качества. Эти методы используются в основном для установления цен на модели внутри товарного ряда, цена на базовую модель определяется другим способом.

Технология планирования цены (включает этапы):

1) Выявление ценообразующих факторов:

- рыночная среда- потребители продукции- государство (с точки зрения его влияния на цену: прямого или косвенного)- субъекты товародвижения (комиссионные посредники)

2) Постановка целей планирования цены, например:

- максимизация прибыли

- выживание на рынке

- достижение лидерства на рынке

3) Выбор метода ценообразования

Метод на основе издержек всегда используется при установлении цен на принципиально новые товары, у некоторых нет баз для сравнений, и при установлении цен на разовые заказы. Метода с ориентацией на уровень конкуренции используют, когда хотят сохранить зависимость между ценами и уровнем спроса; при этом фирмы следуют за лидером рынка

Метод с ориентацией на спрос используется при колебаниях спроса и предложения на рынке, а также при массовом крупносерийном производстве с ярко выраженной сезонностью.

Параметрические методы используются предприятиями с широкой и глубокой номенклатурой продукции в массовом крупносерийном производстве.

4) Разработка ценовой стратегии и определение цены

Ценовая стратегия – комплекс средств и методов достижения целей ценообразования.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

Определение и структура производственной программы (план производства).

Производственная программа –план, определяющий необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по ассортименту и качеству требованиям плана продаж.

Формируется на основе:- государственный заказ (получаемый на конкурсной основе);

- заказы от потребителей;- потребительский спрос.

Структура производственной программы (включает 2 раздела):

1. План производства продукции в натуральном или условно-натуральном выражении. В условно-натуральном – если предприятие производит одинаковую по назначению продукцию с разными потребительскими свойствами или если производится один вид продукции, но она различается по модификациям различных габаритов и трудоемкости, используются разные производственные мощности. Ограничение: натуральные измерители не позволяют определить общий объем и структуру производства на многопрофильных диверсифицированных предприятиях.

2. План производства в стоимостном выражении. Включает расчет таких показателей, как реализованная продукция, товарная продукция, валовая продукция, чистая продукция, условно-чистая продукция.

Плановый объем реализованной продукции (Пр):

Пр = n i=1 ( ПТi +(-) ΔОпсi + (-) ΔОпоi)n –количество видов продукции;ПТi –объем товарной продукции i-ого вида в оптовых ценах предприятия;ΔОпсi –изменения остатков готовой продукции i-ого вида на складе на начало и конец планового периода;ΔОпоi– изменения остатков отгруженной, но не оплаченной потребителями продукции на начало и конец планового периода.

Валовой доход предприятия (Дв):

Реализованная продукция характеризует валовой доход предприятия в плановом периоде.

Дв = n i=1 Двi Двi = Цi * Опi

Двi –валовой доход от реализации i-ого вида продукции;Цi –цена единицы i-ого вида продукции;

Опi –планируемый объем продаж i-ого вида продукции.

Здесь не учитываются изменения остатков на складе и изменения дебиторской задолженности.

Плановый объем товарной продукции (Пт):

Пт = n i=1 (Апi * Цi) + m j=1 Уj

n –количество видов товарной продукции;

m – количество видов работ промышленного характера;

Апi –план выпуска i-ого вида продукции в натуральном выражении;

Цi –цена i-ого вида продукции;

Уj –объем услуг и работ промышленного характера j-ого вида.

Показатель характеризует планируемый объем готовой продукции.

Плановый объем валовой продукции (Пв):

Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в т.ч. незавершенной производство.

Пв = Пт + (Нк – Нн) + (Ик – Ин)

Нн, Нк – остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на начало и конец планового периода;

Ин, Ик –остатки инструментов и приспособлений собственного производства на начало и конец планового периода.

Плановый объем чистой продукции (Пч):

Пч = Пр – МЗ – Оа = ЗП + Пб

МЗ –материальные затраты, включенные в себестоимость;

Оа – амортиза;ЗП – з пл с начислениями;Пб– прибыль от реализации.

Чистая продукция характеризует вновь созданную стоимость на предприятии (в терминах производственного менеджмента это не валовой доход, так как валовой доход характеризует реализованную продукцию).

Плановый объем условно-чистой продукции (Пу):

(без вычета амортизации, так как амортизация тоже является частью денежного потока, хотя это и статья затрат). Пу = Пр – МЗ = ЗП + Пб + Оа

Методика планирования производственной программы (ПП).

Производственная программа составляется на год, с разбивкой производственных заданий по кварталам и месяцам. ПП не только позволяет определить общий объем выпускаемой продукции, но также является основой расчета планов производства для структурных подразделений. Она согласовывает планируемый объем продаж и производственную мощность предприятия.

Этапы алгоритма формирования ПП:

1. Анализ выполнения плана производства (по прошлому периоду);

2. Анализ портфеля заказов (на будущий период);

3. Расчет производственной мощности (ПМ);

4. Планирование выпуска продукции.

1. Анализ выполнения плана производства включает:

А) Исследование динамики товарной и валовой продукции за прошлые периоды, расчет базисных и цепных темпов роста и прироста.

Оценка выполнения плана по ассортименту может выполняться следующими методами:

- Метод наименьшего процента – выявляются позиции ассортимента, которые имеют наименьшие % выполнения плана;

- Метод оценки по удельному весу в общем перечне наименований продукции, по которой выполнен план производства;

- Метод среднего процента – общий фактический объем выпуска делится на общий плановый; это деление производится по отдельным ассортиментным позициям. В итоге оценки выполнения плана по ассортименту выявляются причины отклонения факта от плана.

Б) Анализ ритмичности производства.

Ритмичность производства – показатель, характеризующий равномерность выпуска продукции во времени, предусмотренной планом производства.

Коэффициент ритмичности (Кр): Кр = n i=1 Азi / n i=1 Апi

n –длительность расчетного периода;

Апi –плановый выпуск продукции за i-ый период в натуральном или стоимостном выражении;

Азi –фактический выпуск продукции, зачтенной в выполнение плана (не бракованной).

Чем ритмичнее работает предприятие, тем больше будет коэффициент ритмичности и меньше будет коэффициент аритмичности (коэф-нт аритмичности – обратная величина Кр).

Оценка ритмичности позволяет провести оценку упущенных возможностей предприятия в связи с неритмичной работой: n i=1 Апi - n i=1 Азi

В) Оценка качества продукции. Включает:

1. Обобщающие показатели качества (безотносительно к конкретным видам продукции):

- Удельный вес новой продукции в общем выпуске;

- Удельный вес сертифицированной продукции;

- Удельный вес конкурентоспособной продукции.

1. Единичные и комплексные показатели, характеризующие свойства продукции (полезность, технологичность, надежность, эстетичность и т.д.);

2. Косвенные показатели (потери от брака, штрафы и пени за некачественную продукцию, расходы на рекламацию и т.д.)

Показатели оцениваются в динамике, выявляются причины изменений показателей.

Анализ портфеля заказов.

Портфель заказов составляется на основе заявок покупателей, анализируется ассортимент продукции (см. предыдущую тему).

Планирование выполнения производственной программы (ПП).

Основная цель: довести задания ПП до всех структурных подразделений и организовать их выполнение. Для этого используется оперативно-календарное планирование (ОКП), функции которого включают:

- Обеспечение каждого работника информацией о его рабочем месте (должностные инструкции);

- Обеспечение рабочих мест материалами, оборудованием, инструментами;

- Координация и регулирование работы всего трудового коллектива.

Алгоритм планирования выполнения ПП (4 этапа):

1. Распределение ПП по плановым периодам – если потребление продукции не носит сезонного характера, ПП распределяется по плановым периодам пропорционально, в остальных случаях – с учетом сроков поставки продукции потребителям.

План поставок продукции (Пп) позволяет увязать показатели объемов продаж и выпуска в натуральном и стоимостном выражении.

Ппi = Прi – ΔОпi = Птi + ΔОпсi - ΔОпi

Ппi –план поставок готовой продукции i-ого вида потребителям в натуральном выражении;

Прi –план реализации продукции;

Птi –план выпуска готовой продукции i-ого вида;

ΔОпi –изменение остатков отгруженной, но не оплаченной продукции на начало и конец планируемого периода;

ΔОпсi –изменение остатков готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСАХ (МТР)

Цели, задачи и содержание планирования потребности в МТР

Основная цель разработки плана материально-технического обеспечения (МТО) – оптимизация потребности предприятия в материально-технических ресурсах.

Расчет потребности в мат-тех ресурсах осуществляется в плане мат-тех обеспечения. Оптимизация не означает экономию средств на предприятии. Низкая цена может привести к низкому качеству.

Задачи плана МТО включают:

1. минимизацию затрат на приобретение, доставку и хранение материалов

2. обеспечение высокого качества материалов

3. определение оптимальных сроков поставки и размеров партий материалов

4. определение оптимального уровня запасов МТР (Текущих и страховых запасов для технических ресурсов)

Структура плана МТО включает два раздела:

1. План потребности в МТР

- План потребности в сырье и материалах

- План потребности в топливе и энергии

- План потребности в оборудовании

2. План закупок

Исходные данные:

1.Намеченный объем производства.

2.Объем работ по техническому и организационному развитию, а также по капитальному строительству.

3.Задания по снижению норм расходов мат-лов и сама система нормативов.

План составляется обычно на год с разбивкой по кварталам.

План потребности составляется с учетом отраслевых особенностей.

Алгоритм составления плана МТО включает следующие этапы:

1. разработка проекта плана; Проект плана формируется на основе заявок производственных подразделений, который содержит объем потребностей по ресурсам.

2. корректировка проекта на основе анализа эффективности использования МТР; корректировки производственной программы также происходят с учетом изменения производственной программы и норма расходов

3. анализ рынка сырья и материалов и принятие решения о закупке

4. составление балансов МТР и планов закупок

Планирование закупок материальных ресурсов

Источники удовлетворения потребности в материальных ресурсах:

1. ожидаемые остатки МТР на начало планового периода

2. завоз материальных ресурсов со стороны (от поставщиков)

3. мобилизация внутренних резервов

План составляется на основе баланса мат-тех ресурсов, который строится на основе сопоставления потребности в мат-тех ресурсах и источников ее удовлетворения.

Мобилизация проводится по следующим направлениям:

1. экономия материалов за счет проведения организационно-технических мероприятий

2. использование отходов производства в новых производственных циклах (рециклирование отходов)

3. использование оборудования в течение более длительного срока за счет своевременного ремонта и восстановления

Ожидаемые остатки МТР на начало планового периода (Оож)

Оож = Зф + Вож – Рож

Зф – фактический запас материалов в момент разработки плана МТО

Вож, Рож – ожидаемые поступления (В) и расход (Р) материалов за период времени от даты, на которую взят фактический остаток, до начала планового периода

Анализ эффективности использования МТР

IM = Yp1/Yp

Наши рекомендации