Классификация и характеристика нормативов и норм.
Классификация и характеристика нормативов и норм.
1. по видам ресурсов: нормы и нормативы средств производства, предметов труда, рабочей силы;
2. по стадиям производства: нормативы страховых, технологических, транспортных и производственных запасов, материалов, а также незавершенного производства, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовой продукции;
3. по выполненным функциям: нормативы могут быть отнесены к плановым, экономическим, техническим, организационным, социальным, трудовым, экологическим, управленческим, правовым и другим функциям;
4. по времени действия: перспективные, годовые и текущие, условно-постоянные и временные, разовые и сезонные;
5. по сфере распространения: межотраслевые, отраслевые, внутрипроизводственные, международные, федеральные, региональные, муниципальные, местные;
6. по методам установления: научно-обоснованные, расчетно-аналитические, экспериментальные, аналитически-исследовательские, отчетно-статистические;
7. по форме выражения: табличные, графические, аналитические;
8. по степени детализации: индивидуальные и групповые, дифференциальные и укрупненные, частные и общие, специфицированные и сводные;
9. по численным значениям: оптимальные, допустимые, максимальные, минимальные, средние;
10. по целевому назначению: расходные и технические, оценочные и технико-экономические, оперативно-производственные, календарно-плановые.
Трудовые нормативы, их виды и назначение.
Система трудовых нормативов – совокупность регламентированных затрат времени на выполнение различных элементов и комплексов работы персонала предприятия.
Нормы времени – выражают необходимые или научно-обоснованные затраты рабочего времени на изготовление 1 продукции, выполнение 1 работы или услуги в минутах или часах.
Норма выработки – устанавливает необходимый объем изготовления продукции за соответствующий плановый период рабочего времени. Величина нормы определяется в натуральных измерителях (шт., м).
Норма обслуживания – характеризует количество рабочих мест, размер площади и других производственных объектов, закрепленных за одним рабочим, группой, бригадой или звеном персонала.
Норма численности – определяет необходимое количество работ в соответствующей категории
Нормы управляемости – регламентируют число подчиненных работников у одного руководителя соответствующего подразделения предприятия.
Нормативные производственные задания – устанавливают одному работнику или бригаде плановые объем и номенклатуру изготовляемой продукции, выполненных работ или услуг за данный период рабочего времени (смену, неделю, месяц, квартал).
Норматив длительности определяет расчетную величину рабочего времени, в течение которого может быть выполнена единица работы на одном станке или рабочим.
Норматив трудоемкости содержит плановую величину затрат живого труда на производство одного изделия, выполнение единицы работы или услуги, а также одного комплекта различных работ.
Типы трудоемкости:
1) технологическая;
2) производственная;
3) полная.
Нормы затрат физической и умственной энергии определяют допустимые показатели темпа и скорости работы человека, интенсивности труда, расхода человеческой энергии, степени занятости работников, уровня их утомления, тяжести труда и т.п.
Нормы затрат времени (нормы выработки, нормирование производства или планового задания).
Нормы результатов времени обычно устанавливаются на основе норм затрат времени.
Нормы и нормативы затрат времени дифференцируют по нормативным: на время движения, время действия или укрупненным: на время приема, комплекс технологических приемов, технологическую операцию, технологический процесс, производственный процесс.
По видам затрат рабочее время делят на: машинное время, вспомогательное время, оперативное время, время обслуживания рабочего места, подготовительно-заключительное время, неполное штучное время, единые и типовые нормы.
На различных этапах планирования следует использовать также санитарно-гигиеническое время.
МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВОВ И ПЛАНОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Норме потребления предшествует определенный план производства. Не менее очевидно и второе: производить надо только тот товар и в таких количествах, в которых он будет продан на рынке
План производства должен быть сбалансирован с нормой потребления. Действие этих и подобных экономических механизмов и явлений должно быть в наибольшей мере учтено при разработке плановых показателей и формировании конечных результатов
Основными составляющими элементами любого экономического механизма могут одновременно выступать как исходные нормативы и нормы, так и завершающие плановые показатели или явления, а также весь производственный процесс, который происходит в интервале между ними и приводит к запланированным конечным результатам
Однако на всех предприятиях и фирмах непременно должны быть обеспечены сбалансированность и равновесие планов по производству и продаже продукции, по труду и численности персонала, по внедрению новой техники и инвестициям, по доходам и расходам и многим иным взаимосвязанным показателям
9. Типы планирования, виды планов
Существуют различные системы планирования бюджета предприятия. Например, жесткое планирование – это, когда планируются только расходы и доходы.
Классификация планов:
1. по содержанию:
- технико-экономические;
- оперативно-производственные;
- организационно-технические;
-социально-трудовые;
- снабженческо-технические;
- динамично-организационные;
- бизнес-планирование и др.
2. по уровню управления:
- высший (фирменное, корпоративное, заводское);
- средний (цеховое);
- низший (производственное);
3. по методам обоснования:
- рыночное;
- индикативное (государственное регулирование цен);
- централизованное;
4. по времени:
- краткосрочное (год, квартал, месяц);
- среднесрочное (1-3 года);
- долгосрочное (3-10 лет).
5. по сфере применения:
- межцеховое;
- внутрицеховое;
- бригадное;
- индивидуальное;
6. по степени точности:
- укрупненное;
- уточненное;
7. по времени ориентации / типология:
- инактивное (нацелено на приспособление к настоящему);
- преактивное (направлено на осуществление перспективных изменений в различных сферах деятельности);
- интерактивное (проектирование желающего будущего и изыскания путей его направления).
Теория планирования представляет формирование научных знаний по следующим проблемам:
1) методология рыночного планирования;
2) разработка нормативной базы;
3) механизм взаимодействия плановых нормативов и показателей;
4) методика составления планов;
5) стратегическое планирование;
6) сетевое планирование;
7) социально-трудовое планирование;
8) финансовое планирование;
9) оперативное планирование;
10) экономическая оценка планов;
11) совершенствование планирования.
Принципы планирования – использование знаний для поиска и выбоа необходимых средств и ограниченных ресурсов, обеспечивающих возможность осуществления намеченных целей и выполнения планов производственной деятельности.
Содержание рыночного плана определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т.п.
Стадии:
1) формулирование проблем, определение системы описи;
2) обоснование целей и задач, стратегий;
3) планирование основ достижения целей, задач;
4) определение потребностей ресурсов и сроков поставки;
5) проектирование, внедрение, контроль.
10. Система органов планирования на пп.их задачи, структура, функции
Существуют системы государственного или федерального регулирования, муниципальное или местное планирование, внутрипроизводственное или корпоративное проектирование, а также отраслевое, территориальное, республиканское и другие виды планирования
В отечественной планово-экономической литературе и хозяйственной практике всегда было общепризнанным выделять два основных вида планирования:
1. Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия
2. Оперативно-производственное планирование представляет собой последующее развитие и завершение технико-экономических планов предприятия
11. Организация процесса планирования. Схема и этапы разработки планов.
Всякое планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько этапов, или стадий, основное назначение которых состоит в следующем
n формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия или фирмы;
n обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
n планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
n определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
n проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением
n
12. Сущность и содержание стратегического планирования
Стратегическое планирование — это процесс разработки и реализации стратегии формирования и развития предприятия как социально-экономической системы, его структурных подразделений в будущем на основе прогнозирования тенденций, определяющих параметров внешней среды, представляющих угрозу или благоприятные возможности для расширенного воспроизводства, приоритетных направлений и методов целенаправленного поддержания динамичной пропорциональности и эффективного использования стратегических ресурсов
Стратегические принципы планирования:
стратегическая направленность всех моментов стратегического планирования, предполагающая использование стратегической информации при анализе окружающей среды, определение ключевых проблем, существенно влияющих на функционирование предприятия, анализ альтернатив развития, выявление возможности изменения существующих и появления новых тенденций и т. д.;
ориентация на систему хозяйствования, легко адаптирующуюся к изменениям внешней и внутренней среды предприятия;
обоснование временного горизонта решения стратегических задач;
ориентация на стратегические точки роста и приоритетные направления развития предприятия и его подразделений;
обеспечение максимальной децентрализации в сочетании с элементами необходимой централизации и интеграции при организации планирования;
оптимальное использование стратегических возможностей;
взаимосвязь между стратегическим и тактическим планированием
Функции стратегического планирования на предприятии следующие:
определение стратегии, миссии, целей и задач развития предприятия;
создание стратегических хозяйственных подразделений;
обоснование и уточнение основных целей маркетинговых исследований;
выполнение ситуационного анализа и выбор направления экономического роста предприятия;
разработка стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции;
выбор тактики, планирование способов и средств достижения поставленных задач;
контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации
13. Этапы стратегического планирования на пп.
n анализ внешней и внутренней среды предприятия — оценка сложившихся тенденций в экономике, внешних факторов, собственного экономического потенциала;
n прогнозирование состояния внешней среды и в связи с этим возможностей расширенного воспроизводства;
n разработка альтернативных стратегий и выбор базовой и функциональных стратегий;
n разработка стратегических целевых программ и проектов, системы стратегических планов;
n обоснование стратегических мероприятий и методов выполнения стратегических программ, проектов и планов;
n реализация стратегических программ, проектов и планов;
n контроль за ходом и результатами стратегического планирования, корректировка стратегического плана
Процесс анализа среды функционирования предприятия начинается с определения основных элементов внешнего и внутреннего пространства, после этого выделяют наиболее важные из них, так называемые «критические точки»
Заключительный этап анализа внутренней и внешней среды — оценка информации о ней с целью выявления отрицательных и положительных воздействий на будущую деятельность предприятия
На основе SWOT – анализа получают проблемное поле предприятия. Количественная оценка проблем складывается как сумма экспертных оценок комбинаций сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями. Затем проблемы ранжируют по степени значимости в зависимости от величины их оценки
На втором этапе определяют основные ориентиры предпринимательской деятельности предприятия, которые можно разделить на три типа:
n идеалы — ориентиры, которых не планируется достичь в обозримом периоде, но желательно к ним приблизиться;
n цели — ориентиры предпринимательской деятельности в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме;
n задачи — конкретные количественные измеряемые ориентиры, определяющие форму и время выполнения заданий
На третьем этапе планирования разрабатывают альтернативные стратегии развития предприятия и выбирают базовую и функциональные стратегии
На четвертом этапе разрабатываются целевые стратегические программы, проекты и планы по следующим ключевым проблемам: формирование и развитие инновационного предпринимательства, использование достижений научно-технического прогресса, активизация инвестиционной деятельности, стратегия управления и маркетинга и т. д.
Для пятого и шестого этапов — обоснование стратегических мероприятий и методов выполнения стратегических программ, проектов и планов, их реализация — характерно определение приоритетных направлений социально-экономического развития предприятия и с учетом этого перераспределение стратегических ресурсов
14. Структура и содержание стратегических планов пп
1. Предисловие.
Предисловие должно быть кратким, оно составляется после заполнения всех разделов стратегии и включает: виды выпускаемой продукции, значимость в широком масштабе, внутри страны, в данном регионе с точки зрения конкурентоспособности, качества, безопасности, имиджа, краткая характеристика ресурсного потенциала, анализ основных экономических показателей за 5 лет и на планируемый период.
2. Цели и задачи.
При формировании цели важна качественная формулировка.
3. Текущая деятельность и долгосрочные задачи.
Описывается организационная структура предприятия, дается характеристика выпускаемой продукции, ее конкурентоспособность, связи с партнерами.
4. Стратегия маркетинга.
Включает разработку продукта, стратегию каналов распределения товара, стратегия продвижения товара, ценообразование.
5. Стратегия использования конкурентных преимуществ.
При выборе стратегии решаются следующие вопросы: факторы макросреды, инфраструктура региона, микросреда, состояние техники, системы управления, анализируются конкурентные преимущества.
6. Стратегия производства.
Здесь рассматривают: организационно-технический уровень производства, уровень социального развития коллектива, деятельность предприятия в области охраны окружающей среды, технико-экономическое обоснование прогнозов, согласование стратегии развития производства.
7. Социальная стратегия.
Рассматривается базовая социальная стратегия, которая включает совершенствование социальной структуры производственного коллектива, укрепление здоровья, улучшение условий и охраны труда, определяются основные цели и средства по созданию и совершенствованию социальной инфраструктуры.
8.Стратегия ресурсного обеспечения предприятия.
Разрабатывается новая стратегия обеспечения и ее технико-экономическое обоснование.
9. Стратегический финансовый план.
При составлении данного плана проводят анализ хозяйственной деятельности предприятия, возможность оплатить краткосрочные обязательства, оценка эффективности использования предприятием своих ресурсов, измеряется эффективность управления в целом.
10. Стратегия НИОКР.
Компоненты:
- защитная стратегия;
- наступательная стратегия;
- защитно-наступательная стратегия;
- стратегия проникновения на рынок;
- стратегия реакции.
11.Стратегия внешнеэкономических отношений.
Рассматривают вопросы: экспортные цели, импортные цели, выбор рода международной деятельности.
12. Стратегия управления.
Включает подразделы: механизмы улавливания изменений, переформулирование стратегии, стратегический контроль, внедрение стратегии в действие.
13. Организация реализации и контроля.
Стратегический контроль: контроль окружающей среды, контроль стратегических действий, контроль стратегических изменений.
14. Приложения
15. Сущность сетевого планирования, построение сетевой модели и расчет плановых параметров сетевых графиков.
Сетевое планирование — это одна из форм графического отражения содержания работ и продолжительности выполнения стратегических планов и долгосрочных комплексов проектных, плановых, организационных и других видов деятельности предприятия
Сетевая моделькомплекса называется ориентированным графом. Он представляет множество соединенных между собой элементов для описания технологической зависимости отдельных работ и этапов предстоящих проектов
Основным плановым документом в системе сетевого планирования является сетевой график, или просто сеть, представляющий информационно-динамическую модель, в которой отражаются все логические взаимосвязи и результаты выполняемых работ, необходимых для достижения конечной цели стратегического планирования. В сетевом графике изображается, какие работы, в какой последовательности и за какое время предстоит выполнить
В основе сетевого моделирования лежит изображение планируемого комплекса работ в виде ориентированного графа.
На графике ребрами считаются работы, а вершинами — события
Работаминазываются любые производственные процессы или иные действия, приводящие к достижению определенных результатов, событий. На графике фиктивная работа изображается пунктирной линией
Событиямисчитаются конечные результаты предшествующих работ. Событие фиксирует факт выполнения работы, конкретизирует процесс планирования, исключает возможность различного толкования итогов выполнения различных процессов и работ
Существуют три основных способа изображения событий и работ на сетевых графиках:
вершины-работы, вершины-события и смешанные сети
В сетях типа вершины-работывсе процессы или действия представлены в виде следующих один за другим прямоугольников, связанных логическими зависимостями
В сетях типа вершины-события все работы или действия представлены стрелками, а события — кружками
Построение сети можно начинать как от исходного события, постепенно приближаясь к завершающему, так и наоборот — от конечного к начальному. В левой стороне сети следует располагать исходное (нулевое) событие, а в правой — завершающее. Событие обозначается кружком с указанием его номера, а работа — стрелкой. Над стрелкой проставляется продолжительность работы
Для определения ожидаемого времени выполнения каждой работы экспертные оценки подвергаются статистической обработке.
При допущении, что вероятность продолжительности любой работы соответствует закону нормального распределения, ожидаемое время ее выполнения можно рассчитать по следующей формуле:
Тож=tmin+4tнв+tmax
Продолжительность ожидаемого времени при допустимой ошибке, не превышающей 1%, может быть рассчитана и по двум оценкам:
Тож=3tmin+2tmax
Основными параметрами сетевых моделей являются планируемые стоимостные и временные показатели выполнения как отдельных процессов, так и всего комплекса работ.
Временные и стоимостные характеристики сетевых моделей являются важнейшими обобщающими показателями расходования экономических ресурсов, необходимых для выполнения всего комплекса работ или процессов
Резерв времени выполнения события — это такой промежуток времени, на который может быть отсрочено свершение этого события без нарушения планируемых сетевым графиком сроков окончания проектных работ. Резерв времени свершения каждого события определяется разностью между поздним и ранним сроками выполнения этого события по следующей формуле:
Ri=Tni-Tpi
где Ri — резерв времени выполнения i-ro события;
Тni — поздний срок совершения i-ro события;
Тpi — ранний срок наступления i-ro события
Ранний срок наступления события характеризует наиболее раннее из возможных время свершения определенного события, запланированного в сетевом графике. Расчет ранних сроков выполнения событий ведется от исходного до завершающего таким образом
Tрi=to-i(max to-i),
где max t0-i — максимальное время выполнения всех работ, ведущих к данному событию
Поздний срок свершения события — это такой период допустимого времени, превышение которого вызывает соответствующую задержку наступления завершающего события. Поздний срок свершения событий определяется разностью между продолжительностью критического пути и максимальной длительностью следующих за данным (i-ым) событием путей к завершающему (С) по следующей формуле:
Tni=Lkp-ti-c(max ti-c),
где LKр — продолжительность критического пути;
max ti-c — максимальная длительность пути от данного события до завершающего
16 Планирование развития потенциала предпр-я.
Задачи стратегического план-ия -обеспечить фирме необходимые преимущества перед конкурентами, потенциал предприятия должен расти быстрее, чем у его конкурентов. Потенциал- это совокупность показателей, характеризующих силу фирмы, возможности, средства, ресурсы и др. резервы. Выбор стратегии развития потенциала предприятия зависит от состава, структуры, качества имеющихся ресурсов, конкурентоспособности, положения на рынке, целей.
Две категории ресурсов предприятия: материальные и людские, и 4 вида:
1) Земля- природные ресурсы, в т.ч вода, леса, воздух.
2) Трудовые ресурсы- умств-ые и физические способности человека.
З) Капитал-весь запас материальных средств: оборудование, сырье и т.д.
4) Предпринимательские способности человека (они то же ограничены).
К особым ресурсам относятся организация производства и раб. времени.
Планирование развития потенциала предприятия основано на проблеме производства и потребления и включает этапы:
1) оценка структуры, динамики и эффективности использования пр-ых ресурсов, возможностей предприятия и его положения на рынке;
2) определение уровня конкурентоспособности продукции и самого предприятия и его совокупного потенциала;
3) анализ резервов и потерь эк. Ресурсов;
4) выбор стратегии и тактики развития потенциала предприятия;
5) планирование развития потенциала фирмы с учетом целей и имеющихся ресурсов;
6) выполнение запланированного.
В совокупный потенциал фирмы включается: трудовой потенциал человека (здоровье, образование, нравственность, профессионализм, экономический потенциал предприятия ( все его ресурсы: трудовые, материальн., финансовые)-это показатели объема и качества произведенной продукции, численность ПП персонала, основных и оборотных фондов и т.д. уровень платежеспособности и кредитоспособности, задолженности, информационное обеспечение, обновление производства и т.д. Рассмотренные компоненты содержат и характеристики соц-экономического, науч-техничекого, финансово-инвестиционного потенциалов.
Планирование потребности производственных ресурсов
Выбор и определение потребности ресурсов долгосрочного использования является важным этапом стратегического планирования. На современных предприятиях широко используются разнообразные экономические ресурсы: основные производственные фонды и оборотные средства, или основной и оборотный капитал. Прежде всего, это — средства производства, предметы труда и рабочая сила, земля, здания, сооружения, технологическое оборудование, рабочий инструмент, трудовые ресурсы, материальные запасы и т.п
Для производства любого товара предприятие должно своевременно приобрести у своих поставщиков необходимые экономические ресурсы. Потребность в ресурсах происходит из спроса на производимые из них продукты. Количество потребных материалов, машино-часов работы оборудования, человеко-часов труда персонала, используемой производственной площади и других ресурсов зависит от величины дохода, который предприятие или фирма могут заработать от продажи на рынке своей продукции
На конкурентных рынках каждая фирма может продать по текущей цене любое количество своей продукции. Если фирма действует одновременно на конкурентных рынках ресурсов и товаров, то она может купить столько ресурсов и продать столько продукции, сколько сочтет нужным при действующих рыночных ценах. Предприятие, действующее на этих рынках, не может влиять ни на цены ресурсов, ни на цены продукции. Планирование видов продукции и типов ресурсов производится при действующих рыночных ценах в соответствии с теорией общей полезности
Под предельной или маржинальнойполезностью товаров, ресурсов понимается величина добавочного блага либо дополнительной полезности, которую получает потребитель от использования одной дополнительной единицы ресурса, услуги. Любая фирма, максимизирующая свою прибыль, должна взвешивать выгоды от приобретения каждой дополнительной единицы ресурсов, позволяющей ей производить и продавать больше продукции
В процессе планирования потребности ресурсов длительного пользования должны решаться следующие задачи:
- определение состава необходимых входных ресурсов и их группировка по видам, функциям, способам закупки, срокам хранения и другим признакам;
- установление обоснованных сроков закупки требующихся ресурсов;
- выбор основных поставщиков по видам необходимых предприятию ресурсов;
- согласование с поставщиками основных требований производства к качеству входных ресурсов;
- расчет потребных ресурсов, размера транспортных партий и числа поставок материалов и комплектующих изделий;
- определение издержек на приобретение, транспортировку и хранение материальных ресурсов
Планирование и финансирование капитальных ресурсов
Стратегическое планирование развития предприятий предусматривает обоснование необходимых капитальных вложений, или инвестиций, на осуществление предстоящих проектов. В состав капиталовложений входят денежные ресурсы, или инвестиционные средства, связанные с приобретением, содержанием и расширением основных производственных фондов, нематериальных активов и других видов собственности предприятий
Основные фонды — это часть средств производства, которые многократно используются в хозяйственной деятельности, не изменяя свою первоначальную вещественно-натуральную форму. Стоимость основных производственных фондов переносится на готовый продукт (услуги) частями по мере износа и возвращается предприятию после реализации продукции или услуг
Процесс переноса стоимости основных фондов принято называть амортизацией. К основным фондам относятся: здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы, вычислительная техника, транспортные средства, технологическая оснастка, хозяйственный инвентарь и т.д
Нематериальные активы включают стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности и иных имущественных прав. К нематериальным активам, используемым в течение длительного периода хозяйственной деятельности и приносящим доход, относятся: права, возникающие из авторских и иных договоров на произведения науки, компьютерные программы, изобретения, аренда земельных участков и др.
Капитальные вложения, или инвестиции, на предприятиях планируются на осуществление следующих инновационных проектов:
l выполнение научно-исследовательских, экспериментальных, конструкторских, технологических и организационных работ;
l приобретение, демонтаж, доставка, монтаж, наладка и освоение технологического оборудования и оснащение производственного процесса;
l освоение производства продукции и доработка опытных образцов изделия, изготовление макетов и моделей, проектирование предметов и средств труда;
В общем виде, например, суммарную величину требуемых капитальных вложений в технологическое оборудование можно определить по следующей формуле:
Коб = Це х Ке + Тр + Ссмр + Апл + Знир + Зпкр
где Коб — общая сумма капитальных вложений;
Це — рыночная цена единицы оборудования;
Ке — количество требуемых единиц оборудования;
Тр — транспортные расходы;
Се — стоимость строительно-монтажных работ;
Апл — аренда (стоимость) производственной площади;
3нир — затраты на научно-исследовательские работы;
3пкр — затраты на проектно-конструкторские работы
В рыночных отношениях промышленных предприятий, банковских структур и финансовых организаций основными источниками инвестиций являются собственные доходы фирм и организаций, привлеченные капиталы акционеров и учредителей, целевое финансирование из федеральных или региональных фондов, кредиты коммерческих банков, выпуск ценных бумаг или эмиссия акций корпораций, спонсорские и другие виды взносов и т.п.
20. Социально-трудовое планирование
Люди, персонал служат на предприятии одновременно экономическими ресурсами и основными факторами производства. Без взаимодействия людей, работников нет ни производства, ни потребления, ни рынка. Персонал организации, работники предприятий, тесно связанные между собой в процессе трудовой деятельности, не только создают новый продукт, выполняют работы и оказывают услуги, но и формируют новые социально-трудовые отношения. В условиях свободного рынка социально-трудовая сфера становится основой жизнедеятельности всех людей, отдельных профессиональных групп работников и целых производственных коллективов.
План социального развития современного предприятия содержит такие человеческие показатели и факторы, как повышение доходов и качества жизни работников, совершенствование трудового потенциала и социальной структуры персонала, улучшение социально-трудовых и жилищно-бытовых условий работников, обеспечение высокой работоспособности и продуктивности труда исполнителей, мотивация и удовлетворение потребностей всех категорий персонала, развитие профессиональных и творческих способностей работников и т.д.
Трудовая деятельность человека должна служить основой создания материальных благ и повышения качества жизни людей.
Под качеством жизни обычно понимается совокупность условий человеческого существования, обеспечивающих получение необходимых жизненных благ, материального богатства и духовных ценностей.
Основу развития корпоративной культуры и партнерских отношений работников составляют следующие принципы:
• сильные убеждения, ведущие к установлению определенных целей;
• разделяемые работниками этические ценности;
• политика полной занятости или пожизненного найма;
• повышение разнообразия работы;
• личное стимулирование;
• развитие неспециализированной карьеры;
• участие в принятии решений;
• неявный контроль на основе системы ценностей;
• развитие глубокой культуры.
21 Содержание плана производства продукции
План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений фирм и организаций, основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством и т.п.
Планирование производства продукции, товаров и услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно связанным с разработкой общей стратегии развития фирмы, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.
Руководители - менеджеры должны добиваться тесного взаимодействия функциональных подразделений своей организации в выборе конкретной стратегии для каждого из них. В зависимости от выполняемых функций каждое подразделение при планировании работы может быть ориентировано на достижение следующих стратегических или тактических задач в сфере своей деятельности:
Маркетинг – привлечение и сохранение лояльной группы потребителей своей продукции посредством уникального сочетания таких плановых функций и показателей или рыночных сфер и характеристик, как товар, продвижение, цены, реклама и др.
Производство – полное использование имеющихся производственных возможностей для удовлетворения потребностей рынка в выпускаемой продукции, обеспечения высокого качества товаров и снижения отдельных издержек на изготовление и продажу продуктов
Проектирование – создание конкурентоспособной продукции, выявление нововведений, поиск технологических прорывов, улучшение показателей качества продукции и работ;
Снабжение – приобретение материалов большими однородными партиями с высоким качеством и низкими ценами, поддержание небольших запасов ресурсов;
Финансы – функционирование предп