Сущность и задачи управления качеством продукции
Качество продукции – совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
С точки зрения степени использования совокупности потребительских свойств товара следует различать понятия качество и полезный эффект.
Качество – потенциальная способность товара удовлетворять конкретную потребность, а полезный эффект – действительная (фактическая) способность товара удовлетворять конкретную потребность. Фактическое значение полезного эффекта товара составляет 40—70% его потенциальной способности, то есть потребительские свойства используются на 40—70%. На практике экономически нецелесообразно достигать 100% использования потребительских свойств, т.к. в этом случае происходит разунификация товаров и повышение издержек производства. Экономически целесообразным уровнем использования потребительских свойств, например, продукции машиностроения, является величина, находящаяся в пределах 0,7–0,9.
К показателям качества продукции относятся показатели назначения, надежности, экологичности, эргономичности, технологичности, эстетичности, стандартизации и унификации, патентно–правовые, качества сервиса. Эти показатели формируются в нормативах на стадии стратегического маркетинга, уточняются в конструкторской документации на стадии НИОКР, материализуются на стадии производства, используются на стадии эксплуатации.
Факт материализации запланированных в стратегии фирмы показателей качества товара фиксируется последней операцией производственного процесса, которая называется техническим контролем. В свою очередь, технический контроль является компонентом системы контроля качества продукции.
Система контроля качества продукции – совокупность методов и средств контроля и регулирования компонентов внешней среды, определяющих уровень качества продукции на стадиях маркетинга, НИОКР и производства, а также технического контроля на всех стадиях производственного процесса.
Компонентами внешней среды системы контроля качества продукции для уровня предприятия являются результаты маркетинговых исследований, НИОКР, сырье, материалы, комплектующие изделия, параметры организационно–технического уровня производства и системы менеджмента предприятия.
Одним из условий повышения эффективности контроля является ведение регулярного, полного и качественного учета функционирования системы менеджмента. Учет должен быть организован по выполнению всех планов, программ, заданий по таким параметрам, как количество, качество, затраты, исполнители и сроки. Учет расхода ресурсов желательно организовать по всем видам ресурсов, выпускаемым товарам, стадиям их жизненного цикла и подразделениям. По сложной технике еще необходимо организовать автоматизированный учет отказов, затрат на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонты.
Требования к учету:
1) обеспечение полноты, то есть ведение учета по всем подсистемам системы менеджмента, показателям качества, количества и ресурсоемкости товаров, подразделениям фирмы, товарным рынкам и т. д.;
2) обеспечение динамичности, то есть учет показателей в динамике и использование результатов учета для анализа;
3) обеспечение системности, то есть учет показателей системы менеджмента и ее внешней среды (макросреда, инфраструктура региона, микросреда фирмы);
4) автоматизация учета на основе компьютерной техники;
5) обеспечение преемственности, применяемости и перспективности учета;
6) использование результатов учета в стимулировании качественного труда.
Если учет ведется в основном по количественным показателям и его результаты где-нибудь фиксируются, то контрольная функция менеджмента несколько шире. Контроль, во–первых, может быть по количественным показателям и качественным требованиям, документам и другим предметам труда, во–вторых, он может осуществляться в различные периоды.
Нарушение требований, предъявляемых к качеству изготавливаемой продукции, приводит к увеличению издержек производства и потребления. Поэтому своевременное предупреждение возможного нарушения требований к качеству является обязательной предпосылкой обеспечения заданного уровня качества продукции при минимальных затратах на ее производство. Эта задача решается на предприятиях с помощью технического контроля.
Техническим контролем называется проверка соблюдения технических требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления, а также производственных условий и факторов, обеспечивающих требуемое качество.
Объектами технического контроля являются материалы и полуфабрикаты, поступающие на предприятие со стороны, продукция предприятия как в готовом виде, так и на всех стадиях ее производства, технологические процессы, орудия труда, технологическая дисциплина и общая культура производства.
Технический контроль призван обеспечивать выпуск продукции, соответствующей требованиям конструкторско–технологической документации, способствовать изготовлению продукции с наименьшими затратами времени и средств, предоставлять исходные данные и материалы, которые могут быть использованы в целях разработки мероприятий по повышению качества продукции и сокращению издержек.
Технический контроль представляет собой комплекс взаимосвязанных и проводимых в соответствии с установленным порядком контрольных операций. Подавляющее большинство контрольных операций является неотъемлемой и обязательной частью производственного процесса и поэтому возлагается на рабочих, выполняющих соответствующую производственную операцию.
Вместе с тем в целях обеспечения выпуска продукции надлежащего качества и предупреждению потерь в производстве ряд контрольных операций выполняется бригадирами, мастерами и специальным персоналом – работниками заводского отдела технического контроля (ОТК). ОТК независим от служб предприятия в вопросах определения качества готовой продукции и подчинен директору предприятия. Он самостоятельно проводит окончательную приемку готовой продукции, приемо–сдаточные испытания, контролирует законченную продукцию цехов. Операции ОТК являются неотъемлемой частью технологического процесса. Они разрабатываются отделом главного технолога, согласовываются с ОТК и фиксируются в технологических картах.
Общие принципы рациональной организации технического контроля сводятся к следующим:
а) технический контроль должен охватывать все элементы и стадии производства;
б) техника, методы и организационные формы контроля должны полностью соответствовать особенностям, техники, технологии и организации производства;
в) эффективность рациональной организации технического контроля в целом и отдельных ее элементов должна быть обоснована надлежащими экономическими расчетами;
г) система контроля должна обеспечивать четкое и обоснованное распределение обязанностей и ответственности между отдельными исполнителями и различными подразделениями предприятия;
д) система контроля должна использовать эффективные методы статистического контроля мотивации.
В зависимости от конкретных задач, стоящих перед техническим контролем, различают следующие основные его виды: профилактический, приемочный, комплексный, специальный. Профилактический контрольимеет целью предупреждение появления брака в процессе производства продукции, приемочный – осуществляется с целью выявления и изоляции брака, комплексный – решает обе задачи: и профилактики, и приемки. Специальный контроль решает специфические задачи, например, инспекционный контроль, контроль эксплуатации продукции.
Методы контроля качества:
• контроль наладки;
• летучий контроль;
• статистические методы контроля;
• выборочный или сплошной контроль;
• статистический анализ технологического процесса, оборудования, качества продукции.
Наряду с изложенной выше классификацией видов и методов контроля, используется и классификация контрольных операций по следующим признакам:
1) в зависимости от особенностей контролируемых параметров различают:
• контроль геометрических форм и размеров;
• контроль внешнего вида продукции и документации;
• контроль физико–механических, химических и других свойств материалов и полуфабрикатов;
• контроль внутреннего брака продукции (раковины, трещины и т.п.);
• контроль технологических свойств материалов;
• контрольно–сдаточные испытания;
• контроль соблюдения технологической дисциплины;
2) в зависимости от стадии производства:
• предварительный (входной) контроль;
• промежуточный контроль;
• окончательный контроль;
3) в зависимости от степени охвата контролем производственных операций:
• пооперационный контроль;
• групповой контроль, выполняемый после нескольких производствен ных операций;
4) по месту выполнения контрольные операций подразделяются на:
• стационарные;
• скользящие контрольные операции, выполняемые непосредственно на рабочих местах;
5) в зависимости от объекта контроля выделяют операции по проверке:
• исходных материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий;
• продукции на разных стадиях производства;
• средств производства;
• технологических процессов;
• документации, методов, систем обеспечения (управления) качества продукции.
Для проверки фактического соответствия качества поставляемой продукции используются различные организационно–технические процедуры, формы и методы, в т. ч. контроль, диагностирование, испытание, анализ причин брака, отказов, рекламаций и других несоответствий. Все эти процедуры выполняются, как правило, изготовителем или по его заказу – сторонней организацией. Поэтому у потребителя может возникнуть сомнение в объективности представленных ему результатов.
Другим видом контрольных процедур, обеспечивающих получение информации о качестве, является Госнадзор, осуществляемый Госстандартом России, Госсанэпидемнадзором России и др.
Но в условиях конкуренции завоевать соответствующий рыночный сегмент можно только представив потенциальным потребителям достоверную информацию о качестве товара. Исходя из необходимости обеспечения потребителя объективной и достаточной информацией о качестве получил распространение третий вид контроля – сертификация как деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Она осуществляется третьей, независимой организацией. Почти во всех странах Западной Европы, США и Японии сертификация обязательна и связана, как правило, с безопасностью, охраной здоровья и окружающей среды. Во многих странах сертификация основывается на законах о безопасности, сертификации продукции, содержащую потенциальную опасность для людей и окружающей среды.
Практические занятия
Рассмотрения вопросов:
1. Задачи и содержание оперативного управления производством.
2. Организация диспетчерской деятельности для нужд производства.
3. Организация и обслуживание рабочих мест
4. Зарубежный опыт оперативного планирования и управления производством и сбытом
5. Задачи и основные направления развития ремонтного хозяйства.
6. . Организационная структура управления ремонтным производством предприятия.
7. .Система технического обслуживания и ремонта оборудования.
8. Особенности энергохозяйства как объекта производственного менеджмента.
9. Организационная структура управления энергохозяйством предприятия.
10. Основы организации управления энергетическим хозяйством
11. Организация и управление производства транспортным обслуживанием.
12. Организация и управление складским хозяйством предприятия.
13. Сущность и задачи управления качеством продукции.
14. Показатели качества и методы их оценки.
15. Функции управления качеством продукции
16. . Организация управления качеством продукции на предприятии.
Тест для самопроверки.