Качество продукции металлургического предприятия. Система управления качеством продукции. Стандартизация и сертификации продукции

Качество продукции – важнейший показатель производственно – хозяйственной деятельности и имиджа предприятия. Качество продукции – это совокупность её свойств, обеспечивающих пригодность продукции удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.

Необходимость улучшения качества продукции обуславливается:

§ потребностями научно-технического прогресса, то есть ростом давления, температуры и т.п.

§ ограниченностью природных ресурсов и загрязнением окружающей среды;

§ конкуренцией на рынке. Успех предприятия в значительной степени определяется качеством и стоимостью продукции.

Уровень качества продукции – количественное выражение степени пригодности продукции для удовлетворения определённой потребности при сравнении с соответствующими базовыми показателями, например, с показателями мирового уровня. Уровень качества продукции оценивается на всех стадиях его производства, производства и использования.

Свойство продукции – объективная особенность товара, которая может проявляться при создании, эксплуатации или потреблении.

Свойства могут быть простыми и сложными. К простым относятся масса, ёмкость, скорость и т.д. К сложным – надёжность технических средств, безотказность оборудования, его ремонтопригодность и другие.

Количественная характеристики одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество, рассматриваемая применительно к определённым условиям её создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.

По способу выражения показатели продукции могут быть:

t натуральными (метры, тонны);

t относительными (проценты, коэффициенты, баллы, индексы);

t стоимостными.

По стадии определения показатели качества продукции могут быть:

² прогнозируемые;

² проектные;

² нормативные;

² фактические.

По уровню обобщения выделяют показатели качества продукции:

§ единичные – характеризующие отдельные свойства продукции;

§ комплексные. С их помощью измеряется группа свойств продукции;

§ обобщающие. Они характеризуют уровень качества продукции в целом на предприятии, в объединении, отрасли, народном хозяйстве;

§ показатели качества труда.

По характеризуемым свойствам единичные показатели объединяют в следующие группы:

1) показатели назначения;

2) показатели надёжности и долговечности;

3) показатели технологичности (трудоёмкость изготовления, энергоёмкость и др.);

4) эстетические показатели;

5) эргонометрические показатели;

6) показатели стандартизации и унификации;

7) патентно-правовые показатели;

8) экономические показатели.

Комплексные показатели характеризуют несколько свойств продукции, что позволяет распределить её по сортам, маркам, классам.

Обобщающие показатели характеризуют продукцию независимо от её вида и назначения.

Показатели качества труда непосредственно не отражают качества продукции, а характеризуют уровень качества изготовления продукции.

Уровень качества продукции промышленного предприятия определяется множеством факторов. К производственным факторам качества продукции относится технический уровень оборудования, степень оснащённости операция производственного процесса, в частности, уровень технической оснащённости контрольных операций.

Состояние технологической дисциплины, уровень организации технического контроля качества, соблюдение принципов рациональной организации производственных процессов включается в группу организационных факторов.

Важное место занимают факторы квалификационного уровня промышленно-производственного персонала предприятия, знания и опыт рабочих, руководителей и специалистов.

К внешним факторам качества продукции относится уровень качества поставляемых предприятию сырья, материалов, полуфабрикатов и др., условия доставки готовой продукции потребителю.

Управление качеством продукции – это установление и поддержание его на определённом уровне на стадии исследования, проектирования, изготовления, реализации и потребления (эксплуатации). Так как качество продукции зависит от многих технических, организационных, социально-психологических, экономических факторов, то необходим комплексный подход к управлению качеством. Система комплексного подхода к управлению качеством – это совокупность технических, организационных и социальных мероприятий, методов и средств, регламентированных стандартом предприятия и направленных на установление, обеспечение и поддержание оптимального для данного уровня развития экономики уровня качества продукции.

Составными элементами комплексной системы управления качеством продукции являются:

1) прогнозирование потребностей технического уровня и качества продукции;

2) планирование повышения качества продукции, технического уровня производства и стандартизации продукции;

3) организация разработки и постановки продукции на производства;

4) организация материально-технического обеспечения (МТО) производства;

5) организация ремонта и др.;

6) оперативное управление качеством и технический контроль;

7) стандартизация и сертификация продукции;

8) стимулирование повышения качества;

9) правовое обеспечение качества.

Одним из гарантов выпуска высококачественной продукции является её сертификация.

Сертификация – это система мер и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям международных и национальных стандартов, технических условий и иных нормативных документов, действующих на мировом рынке или в стране.

В основе сертификации лежат стандарты (ISO, ДСТУ, ГОСТ, ОСТ, ТУ), соблюдение которых является обязательным для успешной работы предприятия.

В зависимости от круга заинтересованных лиц стандартизация может быть:

§ международной;

§ региональной – для одного географического, экономического или политического района мира;

§ национальной, которая проводится на уровне страны, т.е. осуществляется по отраслям или секторам экономики, на местном уровне, на уровне ассоциации, объединения, фирмы, предприятия и т.д.

Основные задачи сертификации:

1) управление многообразием (унификация);

2) применяемость;

3) совместимость;

4) взаимозаменяемость;

5) охрана здоровья;

6) улучшение экономических показателей;

7) обеспечение конкурентоспособности продукции;

8) охрана окружающей природной среды и рациональное природопользование.

Система сертификации является независимой, так как не относится ни к изготовителю, ни к потребителю. Сертификационным органом является национальная организация по сертификации – УкрСЕПРО.

Выделяют следующие виды сертификации:

1. В зависимости от круга участников:

· международная;

· региональная;

· многосторонняя;

· двухсторонняя;

· национальная;

2. В зависимости от объектов сертификации:

² сертификация продукции;

² сертификация работ и услуг;

² сертификация систем обеспечения качества предприятия;

3. В зависимости от области сертификации:

® сертификация систем обеспечения качества;

® экологическая сертификация;

® сертификация социальной лояльности;

4. По правовому признаку:

§ обязательная;

§ добровольная;

5. По процедуре проведения:

v самосертификация («заявление о соответствии»);

v сертификация третьей стороной.

По результатам проведения сертификации предприятие получает официальный документ – сертификат соответствия на продукцию (сертификация продукции) или на систему обеспечения качества (сертификация системы обеспечения качества). Сертификат системы качества выдаёт орган по сертификации на срок не более трёх лет.

Обязательной сертификации подлежит продукция, работы, услуги, качество которых непосредственно определяет безопасность для жизни, здоровья и имущества граждан, а также, охрану окружающей среды. Так, обязательной сертификации подлежат продукты питания, медикаменты, строительные материалы, автомобили и др. Обязательная сертификация проводится только государственными органами по сертификации. В Украине такие органы объединены в единую систему сертификации УКРСЕПРО.

Продукция, работы и услуги, прошедшие сертификацию, маркируются знаком соответствия. Существуют знаки обязательной (государственной) и добровольной сертификации.

Наши рекомендации