Понятие качества и управления качеством в проекте. Стадии процесса управления качеством в проекте. Основные задачи стадий процесса управления качеством в проекте.

Управление качеством в проекте – раздел управления проектами, включающий в себя процессы, необходимые для обеспечения гарантий того, что проект удовлетворит потребностям, ради которых он и был предпринят. Включает планирование качества, обеспечения качества и контроль качества.

Управление качеством осуществляется на протяжении всего жизненного цикла проекта и охватывает все его стороны и элементы, в т.ч.:

· проектные, организационные и управленческие решения;

· используемые материалы, оборудование, сырье и др.;

· качество выполняемых работ при реализации проекта;

· качество полученных результатов проекта (продукты проекта, оказываемые услуги).

Создание и поддержание качества процессов и продуктов в ходе выполнения проекта требует систематического подхода. Такой подход должен гарантировать, что:

· заявление потребности заказчика поняты и удовлетворены;

· оценить потребности других участников проекта;

· в ходе осуществления управления проектом учтена политика родительской организации в области качества.

В данном разделе знаний рассматривается качество процессов управления проектом по всем стадиям и функциям управления. Для каждой группы процессов определяются элементы выполнения качества в рамках всего проекта.

Процесс управления качеством в проекте включает:

1. Концепцию управления качеством в проекте:

· Выработка стратегии управления качеством в проекте (определение целей и задач, критериев успеха и неудач, ограничений и допущений).

· Определение общих требований и принципов обеспечения качества (Стандарты и правила).

· Требования к системе управления качеством.

· Утверждение концепции.

2. Планирование управления качеством в проекте:

· уточнение целей, задач, критериев оценки и ограничений при управлении качеством;

· определение списков объектов контроля в проекте;

· описание продукта проекта, влияющего на планирование качества;

· определение показателей оценки качества на основе международных, государственных, отраслевых и внутрифирменных стандартов по управлению качеством;

· разработка процедур управления качеством и их описание;

· выбор методов и средств контроля и оценки качества;

· разработка плана управления качеством в проекте, описывающего систему управления качеством в проекте и каким образом команда управления проектом будет реализовывать процедуры по качеству управления проектом.

3. Организация и осуществление контроля качества в проекте:

· организация и осуществление управлением качеством в проекте;

· техническая поддержка контроля качества;

· контроль качества в проекте;

· формирование отчетов для оценки выполнения качества.

4. Анализ состояния и обеспечение качества в проекте:

· сравнение фактических результатов проекта со спецификациями и требованиями;

· анализ состояния и прогресса качества в проекте на протяжении его жизненного цикла;

· техническая оценка качества продукта проекта;

· процесс проверки соответствия имеющихся результатов контроля качества существующим требованиям;

· формирование списка отклонений;

· определение необходимых корректирующих действий по обеспечению качества в проекте;

· решение о промежуточной приемке;

· уточнение списков контроля объектов;

· корректирующие действия по обеспечению качества в проекте;

· документирование изменений;

5. Завершение управления качеством в проекте:

· сводная оценка качества результатов проекта;

· решение о завершающей приемке;

· список замечаний и претензий по качеству;

· разрешение спорных вопросов и конфликтов;

· оформление документации и архива;

· анализ опыта и извлеченные уроки по управлению качества.

Наши рекомендации