Влияние сертификации системы управления качеством продукции на выпуск качественной продукции

Конечное качество изделий зависит от того, с каким качеством был реализован тот или иной этап жизненного цикла изделия. В то же время вклад каждого этапа жизненного цикла в качество изделия различен. Так, если техническое задание на изделие определяет 100 % качества изделия, а эскизный и технический проекты опреде­ляют от 50 до 80 % качества изделия, то рабочий проект и техноло­гическая подготовка производства определяют от 5 до 35 % , произ­водство - от 5 до 25 %. Следовательно, предприятие может реализо­вать, проведя на достаточно высоком уровне технологическую под­готовку производства и обеспечив изготовление изделий с полным выполнением требований технических условий, максимум 60 % от первоначально заданного качества изделия.

Одним из важнейших элементов повышения качества является внесение изменений в действующую нормативно-техническую доку­ментацию и разработка новых стандартов, устанавливающих обще­признанные нормы, зафиксированные в стандартах ИСО серии 9000. Но при этом возникает вопрос - сможет ли предприятие в рамках действующей системы УКП обеспечить выполнение одного из глав­ных положений «Политики в области качества» - «... главная цель работы каждого - полное удовлетворение требований потребителей».

На первый план выходят проблемы организационной системы и системы управления людьми. Возникает необходимость разработ­ки и реализации конкретных процедур по повышению индивидуальной ответственности исполнителей за качество продукции с одно­временным сокращением объема работ, контролируемых работни­ками ОТК.

Не следует забывать, что структура большинства японских программ обеспечения и повышения качества продукции основана на пяти моральных обязательствах, действующих во всем мире: вы­броси ненужное; содержи свои вещи в порядке; соблюдай чистоту на рабочем месте; соблюдай личную чистоту; соблюдай дисциплину.

Особенно актуальным для переходного периода в России яв­ляется тезис «Качество начинается и кончается обучением».

Для изделий, экспортирующихся зарубежному потребителю, необходим еще один сертификат - экспортный. Сертификация про­изводства - это тот минимум, который позволит зарубежному по­требителю взглянуть на предприятие, как на возможного поставщи­ка продукции.

Предприятие, чтобы выжить, вынуждено искать рынок сбыта своей продукции, заботясь о ее конкурентоспособности, смене типа изделий, производимых на предприятии. Система управления каче­ством продукции должна быть быстро перестраиваемой, обладать свойствами адаптивности, оперативного контроля всех стадий жиз­ненного цикла изделий.

Примерный перечень задач, решаемых системой УКП

Наименование задачи Этапы «петли качества» Подразделения, для которых предназначена задача
Создание базы данных по нормативным документам на продукцию и методы ее испытаний     2 - 7 Отделы проектирования УКП Испытательная лаборатория, ОТК
Создание базы данных по организационно-методическим документам системы УКП     Все этапы     Бюро УКП
Создание базы данных по производственному оборудованию предприятия     2, 3, 4, 5     Отдел главного технолога
Создание пакета комплексных программ для статистического контроля качества продукции     5, 6     ОТК, испытательная лаборатория, бюро УКП
Разработка алгоритмов и программ для оценки технического уровня качества и конкурентоспособности продукции   1, 2, 5, 6 Отдел главного конструктора, бюро УПК, отдел внешних связей, отдел маркетинга    
Разработка алгоритмов и программ для расчета и анализа затрат на качества продукции     2, 4, 5 Экономический отдел, бюро УКП бухгалтерия
Разработка алгоритмов и программ для оценки СУ КП на предприятии   1 - 11   Бюро УК  
Разработка алгоритмов и программ для формулирования и контроля реализации мероприятий по качеству продукции   1 - 11   Бюро УК
Создание базы данных по деловым связям предприятия   1, 3, 8, 10   Отделы сбыта, экономический, внешних связей, маркетинга
Создание базы данных по типовым формам документов (по видам деятельности)   1-8   Подразделения, связанные с работами по обеспечению качества

Такие возможности системе УКП могут быть предоставлены при компьютеризации системы. Первоочередным этапом работы является определение предприятием и его подразделениями отдельных задач и их комплексов, требующих использования компьютерных средств. Ко­ординацией этой деятельности занимается бюро УКП, владеющее идеологией управления качеством на базе стандартов ИСО серии 9000, знающее характер и специфику производственного процесса предпри­ятия, взаимодействующее с его структурными подразделениями совме­стно с вычислительным подразделением, организующим комплексные решения для формирования и реализации задач.

При такой технологии выполнения работ специалисты пред­приятия участвуют в постановке задач, а компьютерное обеспечение осуществляет профессиональное подразделение с едиными методи­ческими и организационно-техническими позициями.

На основе единой компьютерной системы УКП можно решить и такие задачи, как сертификация типа и производства (СУ КП), а также обеспечение стабильности качества серийного производства изделий.

Одним из возможных инструментов построения системы яв­ляется мониторинг обеспечения качества техники, удовлетворяю­щей указанным требованиям. Мониторинг предполагает постоянное слежение за процессом с целью предупреждения возможности воз­никновения неблагоприятных, критических или недопустимых из­менений в его ходе.

Естественным дополнением к автоматизированной комплекс­ной системе УКП может служить разработка и внедрение на пред­приятии общей для фирмы системы обеспечения качества продук­ции.

Подобные японские системы обеспечения качества обуслови­ли возможность использования нового показателя качества изгото­вителя - число дефектных изделий на миллион.

Принципы, по кото­рым строится работа общей для фирмы системы обеспечения каче­ства продукции, заложены и в требованиях стандартов ИСО се­рии 9000:

1.Цель работы в системе - ноль дефектов. Это значит: «делай правильно с первого раза» или «дефект может появиться только один раз». Следовательно, необходимо постоянное стремление к уменьшению числа дефектов, понимая, что ноль дефектов - ко­нечная, фактически недостижимая цель.

2.Правило работы в системе - предупреждение дефектов, а не их устранение.

3.Все производственные отношения между подразделениями, а также между персоналом предприятия рассматриваются и строятся как отношения потребителя и поставщика.

В современных условиях, когда на передний план вышла такая характеристика продукции, как конкурентоспособность, и в то же время наблюдается нестабильность производства, наиболее досто­верным окажется применение метода экспертных оценок (балльного метода).

Если рассматриваемая единица продукции имеет дефект, то это означает, что по меньшей мере один из ее показателей каче­ства или параметров вышел за предельное значение или не выпол­няется одно из требований нормативной документации к призна­кам продукции.

Дефекты, в свою очередь, подразделяются на критические, значительные и малозначительные в зависимости от степени влия­ния каждого вида дефекта на эффективность и безопасность исполь­зования продукции с учетом ее назначения, устройства, показателей качества, режимов и условий эксплуатации.

Управленческие решения существенно влияют на экономиче­скую эффективность работы отдельных подразделений и предпри­ятия в целом. Это, в конечном счете, сказывается на повышении кон­курентоспособности изделий. Особое влияние на качество продук­ции оказывает текущий контроль на всех стадиях производства про­дукции.

Наши рекомендации