Государственный бюджет и его функции. Расходы и доходы бюджета. Бюджет Республики Беларусь.
Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет. Он является самым крупным денежным фондом, который использует правительство для финансирования своей деятельности.
По своей экономической сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими и юридическими лицами по поводу создания, распределения и использования общегосударственных фондов денежных средств.
Государственный бюджет призван выполнять следующие основные функции:
1). Распределительная функция: через госбюджет перераспределяется в разных странах значительная часть НД (от 20 до 60 %).
2). Контрольная функция: динамика бюджетных ресурсов (их поступление) позволяет судить о финансовом состоянии экономики и постоянно его контролировать.
3). Регулирующая функция: сосредоточение в руках государства значительной части НД служит материальной основой для его регулирующей роли в экономике. Изменяя доходы и расходы госбюджета, правительство может смягчать спады производства, снижать уровень безработицы и т.д. Поэтому экономисты считают госбюджет важнейшим инструментом экономического планирования и стабилизации экономики.
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной.
Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, а также какие слои общества отчисляют больше всего из своих доходов на содержание государства. Доходы бюджета формируются за счёт:
1) Налогов (85-90% от всех доходов).
2) Государственных займов.
3) Различного рода пошлин, сборов и т.д.
4) Эмиссии (выпуска) бумажных и кредитных (взятых у центрального банка) денег, когда расходы превышают доходы.
В условиях перехода к рыночной экономике источником дохода могут быть поступления от продажи государственной собственности.
Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства. Наиболее крупными расходными статьями являются:
1). Военные расходы.
2). Расходу по государственному долгу.
3). Расходы по финансированию экономики (строительство государственных предприятий, компенсации бывшим собственникам национализированных предприятий, выдача субсидий фермерам с целью сокращения посевных площадей, предоставление кредитов иностранным государствам, создание инфраструктуры и т.д.).
4) Расходы на содержание государственного аппарата (чиновников, полиции, суда и т.п.).
5) Расходы на социально-культурные мероприятия (образование, здравоохранение, социальное обеспечение).
6) Расходы на пропаганду своих ценностей, идеологии, идей и т.д.
Структура государственного бюджета Республики Беларусь имеет свои особенности. Его расходная часть, как и во всех странах мира, характеризует направление и цели бюджетных ассигнований на развитие и государственное регулирование экономики. Бюджетные ассигнования носят целевой характер и, как правило, невозвратны. Так, предоставление бюджетных средств называется бюджетным финансированием, поскольку данное расходование средств отличается от банковского предоставления кредитных ресурсов. Одна из особенностей нашего бюджета - бюджетные субсидии аграрному сектору республики. Они имеют социальную политическую и экономическую направленность, поскольку государство весьма заинтересовано в стабилизации этого сектора экономики. К другим расходным статьям бюджета относятся статьи по обслуживанию внешнего и внутреннего долга, кредитование экспорту д.
Доходная часть бюджета Республики Беларусь почти на 80 % формируется за счет налоговых поступлений, поступления от приватизации государственной собственности и т.п. Согласно экономической теории доходная часть бюджета должна покрывать расходные статьи бюджета. Однако в условиях переходного периода, когда объективно необходима структурная перестройка экономики, расходная часть бюджета превышает доходную часть и данная разница образует бюджетный дефицит, один из источников покрытия бюджетного дефицита - эмиссия денег.