Государственный бюджет и его функции. Расходы и доходы бюджета

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Функции государственного бюджета в экономике многогранны, остановимся на важнейших из них.

1. Распределительная (регулирующая) функция бюджета проявляется через формирование и использование бюджетных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. Основоположником теории и практики реализации регулирующей функции явился Дж. М. Кейнс, который обосновал необходимость активного вмешательства государства в экономические процессы.

2. Функция стимулирования научно-технического процесса означает прямое бюджетное финансирование научных исследований, которые зачастую не могут осуществляться без прямой государственной поддержки.

3. Социальная функция бюджета состоит в мобилизации средств и их использовании на реализацию социальных программ. Значение этой функции резко возросло со второй половины 20 века, когда экономика большинства развитых государств приобрела социальную направленность. Увеличение ассигнований на здравоохранение, образование, социальную защиту сыграли решающую роль в процессе изменения структуры государственных бюджетов стран и обусловили переход к более высокому качеству жизни их населения.

4. Контрольная функция государственного бюджета предполагает обязательность контроля со стороны государства за поступлением и расходованием бюджетных средств.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы, включаемые в бюджет. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:

· на политические цели: 1) расходы на обеспечение национальной обороны и

безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.; 2) расходы на содержание аппарата управления государством

· на экономические цели: 1) расходы на содержание и обеспечение

функционирования государственного сектора экономики, 2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики

· на социальные цели: 1) расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); 2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

  • государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
  • трансферты (их стоимость не включается в ВВП);
  • выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга)

Основными источниками доходов государства являются:

  • налоги (включая взносы на социальное страхование);
  • прибыль государственных предприятий;
  • сеньораж (доход от эмиссии денег);
  • доходы от приватизации.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета

положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета

2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю,

т.е. бюджет сбалансирован

3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо

бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

3. Налогообложение: сущность и принципы. Виды налогов

Главной статьей бюджетных доходов являются налоги, взимаемые как центральными, так и местными органами власти. Основоположник английской классической политической экономии А. Смит ,стоявший у истоков разработки теории налогообложения, утверждал, что налоги для тех, кто их выплачивает,- признак не рабства, а свободы.

Налог — это средства, принудительно изымаемые государством или местными властями у физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Анализируя понятие налога, следует особо подчеркнуть, что это обязательный платеж, он имеет принудительный характер, что коренным образом отличает его от добровольных пожертвований. Еще одна характерная черта налога — он может взиматься только на установленных законодательством основаниях. Налоги — это платежи, не предполагающие встречного исполнения обязательств за какую-либо услугу, т.е это безэквивалентныйплатеж.

Реализация практического значения налогов проявляется через их функции.

Фискальная функция налогов предполагает формирование финансовых ресурсов государства и его административных единиц. Она призвана способствовать созданию материальных основ функционирования государства. Отсюда следует важный вывод: уровень налогов в стране обусловлен масштабами государственных расходов.

Регулирующая функция налогов заключается в избирательном изменении налоговых ставок, позволяющем целенаправленно воздействовать на темпы экономического роста, инфляцию, занятость и т.п.

Она предопределяет существование стимулирующей функции налогов — создание предпосылок для повышения деловой активности, поощрения некоторых видов предпринимательской деятельности.

Распределительная функция налогов призвана перераспределять доходы между государственными и местными бюджетами, распределять налоговое бремя между субъектами хозяйствования и социальными группами.

Посредством реализации контрольно-учетной функции налогов отслеживаются направления и объемы движения финансовых потоков. Правильное сочетание функций налогов создает предпосылки для развития национального производства и установления социального мира в государстве.

Элементами налогов являются: субъект налогообложения (физическое или юридическое лицо, которое по закону обязано уплачивать налог), носитель налога (в случае с косвенными налогами фактически уплачивает налог потребитель), объект налогообложения (доход, имущество, подлежащие налогообложению), источник налога (средства, из которых уплачивается налог), единица налогобложения (единица измерения объекта— рубли, тонны, гектары), налоговая ставка, (величина налога с единицы измерения объекта), налоговый оклад (сумма налога, уплачиваемая с одного объекта).

На практике используется несколько подходов к классификации налогов. Рассмотрим важнейшие из них.

I. По принципу построения выделяют:

- пропорциональные налоги, к которым относят, например, налоги на имущество предприятий и физических лиц;

- регрессивные налоги, составляющие большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Они используются для стимулирования роста объема крупных покупок. Например, по мере роста расходов на покупку определенных товаров снижаются акцизные сборы;

- прогрессивные налоги, при которых обладатели больших доходов уплачивают большие налоги как в абсолютном, так и в относительном выражении.

II. По объектам налогообложения налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества юридических и физических лиц. Их объектом выступают доходы — заработная плата, прибыль, процент, или стоимость имущества налогоплательщика — земля, дача, машина. Достоинством прямых налогов является то, что их трудно переложить на плечи других лиц.

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги и включаются в издержки производства, что способствует повышению цен на товары и услуги. Косвенные налоги могут перекладываться в зависимости от степени эластичности спроса и предложения на конкретный товар, на конечного потребителя. Однако у данного вида налогов есть неоспоримое преимущество — взимаемые суммы берутся в удобное для плательщика время и наиболее удобным способом.

Основные косвенные налоги выступают в трех видах: акцизы, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины.

Акцизы взимаются по твердым ставкам с единицы товара. Ими облагаются товары массового производства: спиртные напитки, табак, соль, сахар, телефонные переговоры, и др.

Фискальные монопольные налоги пополняют казну за счет обложения товаров массового спроса, производство которых монополизировано государством. Это могут быть золотые украшения, меховые изделия или другие товары.

Таможенные пошлины — косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары. Они уплачиваются всеми субъектами, осуществляющими внешнеторговые операции.

III. По сфере распространения выделяют общегосударственные и местные налоги. Как правило, к первым относят те из них, которые связаны со стабилизационной макроэкономической политикой или с распределением ресурсов. Местные налоги поступают в распоряжение региональных органов власти.

Налоговая система— это совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их формирования и налогового контроля.

Налоговая система строится на определенных принципах, которые могут быть сформулированы следующим образом:

1) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом доходов возможностей налогоплательщика;

2) налогообложение доходов должно носить однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером практического осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации;

3) обязательность уплаты налогов — налоговая система должна применять механизм изъятия, обеспечивающий неизбежность платежа;

4) система уплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающих налоги;

5) налоговая система должна быть гибкой, легко адаптируемой к меняющимся условиям;

6)налоговая система должна быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Наши рекомендации