Государственный бюджет: понятие, методы формирования, функции, доходы и расходы

Понятие общественных финансов и общественных благ, их значение в социально-экономическом развитии государства. Механизм финансирования производства общественных благ.

Общественные финансы (англ. publik finance) - это
денежные ресурсы «совместного» использования и предназначенные для финансирования общественных благ.

Общественные блага обладают следующими свойствами ( По П. Самуэльсону):

¡ Неделимость (несоперничество) – предоставление общественного блага одному потребителю позволяет увеличивать количество реципиентов без изменения стоимости и качества блага;

¡ Неисключаемость – потребитель не может быть исключен из числа реципиентов общественного блага;

¡ Невозможность не потреблять – если общественное благо предоставляется, то им пользуются все члены общества без исключения, вне зависимости от желания потреблять.

Механизм финансирования производства общественных благ основан на обязательном (принудительном) изъятии части доходов граждан ( членов сообщества) в форме налогов и сборов в пользу общественного сектора.

Механизм воздействия потребителя на производство общественных благ основан на использовании политических институтов. (Производство общественных благ в отличии от частных не подвержено рыночному контролю ).

Общественные товары или услуги с ярко выраженными описанными свойствами называют чистыми общественными благами ( оборона и безопасность и пр.)

Общественные товары или услуги с неярко выраженными свойствами называют смешанными общественными благами (здравоохранение, образование и пр.)

Управление общественными финансами - это процесс регулирования публично-правовыми образованиями( государственными и муниципальными органами власти) использования денежных ресурсов налогоплательщиков.

2. Сущность, цели, инструменты и виды финансовой политики.

Государственный бюджет: понятие, методы формирования, функции, доходы и расходы - student2.ru

Цели фискальной политики:

1. изменение реального объема национального производства и занятости

2. стабилизация экономики

3. контроль над инфляцией

4. ускорение экономического роста

5/ Риски бюджетной устойчивости в РФ.

¡ Внешнеэкономические риски:

Вероятность начала нового мирового экономического кризиса – высокая нагрузка на бюджет с целью стабилизации финансово-кредитной системы и экономики в целом ;

Сокращение спроса на энергоносители – уменьшение поступлений нефтегазовых доходов в Федеральный бюджет.

Внутренние риски.

¡ Демографические – старение населения и усиление социальной нагрузки на бюджет;

¡ Макроэкономическая разбалансированность национальной экономики

¡ Значительная доля устаревших оборудования и технологий

Достижение оптимизации налоговой нагрузки на экономику

4. Бюджетная система РФ и принципы ее организации

Бюджетная система государства — совокупность бюджетов всех властных структур данного государства (федеральных, муниципальных, региональных).

Все звенья соответствующих бюджетных систем самостоятельны, т. е. принимаются соответствующими региональными и местными органами управления.

В зависимости от политической структуры государства можно условно выделить два вида государственной бюджетной системы: унитарного государства и федерального государства (рис. 29).

Государственный бюджет: понятие, методы формирования, функции, доходы и расходы - student2.ru

Рис. 29. Государственная бюджетная система

Структура бюджетной системы государства:

§ Унитарного (Япония, Швейцария, Франция)

§ Госбюджет

§ Местный бюджеты

§ Федерального (США, Канада, Россия)

§ Госбюджет

§ Федеральные бюджеты

§ Местные бюджеты

К примеру бюджетная система США включает: федеральный бюджет, бюджеты всех штатов, более 80000 бюджетов местных административных подразделений.

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным Кодексом, состоит из бюджетов следующих уровней:

§ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

§ бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

§ местные бюджеты муниципальных районов, городских округов;

§ бюджеты городских и сельских поселений.

Совокупность всех бюджетов на соответствующей территории составляет консолидированный бюджет.

Основными принципами любой системы государственного бюджета можно назвать следующие:

§ единство бюджетной системы РФ (ст. 29 БК РФ);

§ разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ (ст. 30 БК РФ);

§ самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ);

§ полноты отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 32 БК РФ);

§ сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ);

§ эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ);

§ общего (совокупного) покрытия расходов бюджета (ст. 35 БК РФ);

§ гласности (ст. 36 БК РФ);

§ достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ);

§ адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ).

6. Понятие и функции государственного бюджета

Государственный бюджет — главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон.

Государственный бюджет: понятие, методы формирования, функции, доходы и расходы.

Государственный бюджет – главное звено финансовой системы. Представляет собой финансовый план государства на текущий год и имеет силу закона – баланс (смета) доходов и расходов государства.

По материальному содержанию гос. бюджет – центральный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности гос. бюджет – основное орудие для выполнения правительством своих функций.

Функции гос. бюджета:

1. Перераспределение национального дохода.

2. Государственное регулирование и стимулирование экономики.

3. Финансовое обеспечение социальной политики.

4. Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств

Методы формирования гос. бюджета:

1. Бюджетный – путем изъятия части денежных доходов предприятий и населения безвозмездно.

7. Бюджетное устройство государства.

Бюджетное устройство ― это организация бюджетной системы страны, которая включает три важных характеристики:

Ø структура бюджетной системы;

Ø организационные принципы построения БС;

Ø межбюджетные отношения

Структура бюджетной системы любой страны представляет совокупность бюджетов различных уровней власти.

Структура бюджетной системы : соответствует определенному государственному устройству страны регулируется нормами права

Модели построения бюджетной системы по типу государственного устройства

· Унитарное государство: Гос. бюджет, Местные бюджеты

· Федеративное государство: Гос.бюджет, Региональные бюджеты, Бюджет штата США , Бюджеты земель Германии

Модели бюджетных систем:

· Децентрализованная

Активная роль регионов в обеспечении финансирования их социально-экономического развития

· Умеренно централизованная…Расходы центра и регионов оптимально сбалансированы

· Максимально централизованная…Социально-ориентированная модель унитарных государств

Бюджетное устройство:

· Федеральный уровень: федеральный бюджет +государственные внебюджетные фонды

· Региональный уровень: бюджеты субъектов РФ + бюджеты территориальных внебюджетных фондов

· Муниципальный уровень: местные бюджеты

·

. 8. Бюджетная классификация: сущность, цели и виды. Коды бюджетной классификации.

Бюджетная классификация - один из важнейших инструментов регулирования, стандартизации и интеграции бюджетной системы РФ в мировую финансовую систему

Бюджетную классификацию устанавливает МФ в целях:

Ø единообразного построения бюджетной системы и единого бюджетного учета движения денежных средств;

Ø сопоставимости показателей бюджетов для проведения необходимого анализа исполнения государственного бюджета;

Ø автоматической обработки огромного массива информации по движению денежных потоков.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

Ø классификацию доходов бюджетов;

Ø классификацию расходов бюджетов;

Ø классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

Ø классификацию операций публично-правовых образований (или классификацию операций сектора государственного управления).

Классификация групп доходов бюджетов:

· Налоговые доходы и неналоговые доходы

· Безвозмездные поступления

Каждой структурной единице бюджетной классификации, например: группам, подгруппам или статьям – присваивается соответствующий уникальный код.

Полный код соответствующего вида дохода бюджета содержит полную информацию:

• об источнике поступления дохода,

• уровне бюджетной системы РФ – получателе данного дохода,

• об органе, являющемся администратором данного вида дохода.

Наши рекомендации