Госбюджет и его функции. Расходы и доходы бюджета. Бюджет Республики Беларусь

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Он представляет собой финансовый план государства, в котором указаны величины ожидаемых доходов и предполагаемых расходов на год. По своему материальному содержанию это централизованный фонд денежных средств.

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. Основными принципами построения государственного бюджета являются: полнота, единство, реальность и гласность.

В соответствии с позициями неоклассической и ордолиберальной школ выделяют следующие функции бюджета: аллокационная связанная с формированием государственных доходов и расходов, направленная на производство в экономике общественных благ и решение проблемы внешних эффектов), перераспределительная (заключается в перераспределении внутреннего валового продукта и имеет две взаимосвязанные стадии: образование доходов бюджета; использование бюджетных средств (расходы бюд­жета) и стабилизационная(выражается в обеспечении всем хозяйствующим субъектам и гражданам стабильных условия развития). Традиционный экономический анализ выделяет следующие функции бюджета:

· перераспределение национального дохода, в том числе для финансирования социальной политики;

· контроль за финансовым состоянием экономики через движение финансовых ресурсов;

· регулирование и стимулирование экономики и научно-технического прогресса.

Свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего административного образования, используемый для анализа совокупных финансовых показателей, представляет собой консолидированный бюджет.

В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства. Удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой примерно таков:

1) по расходам это затраты :

· на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия , субсидии бюджетам местных властей на эти цели — 40—-50 %;

· на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ — 10-20 %;

· на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам —10 —20%;

· на администрирование и управление (содержание правительственных органов , юстиции и пр. ) —5—10%;

· на обслуживание и выплату платежей по государственному долгу до 7—8%.

2) Доходыформируются за счет

· налогов (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор) —75—85 %;

· неналоговых поступлений: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли — 5—8%;

· взносов в государственные фонды социального страхования, пенсионный и страхования от безработицы —10—12%.

Государственные расходы характеризуют направление и цели бюджетных ассигнований и выполняют функции регулирования социально-экономических процессов. Они носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием.

Структура государственных расходов в каждой стране имеет свои особенности, связанные с характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, национальными традициями, организацией образования и здравоохранения. Главное место в бюджетных расходах занимают, как правило, социальные статьи. К числу важнейших статей государственных расходов относятся также затраты, связанные с созданием наиболее благоприятных предпосылок для функционирования производственных секторов экономики. В последнее время масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, зачастую значительно превышающими темпы роста ВВП.

Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах единства; полноты отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированности бюджетов; гласности; самостоятельности бюджетов; эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; достоверности бюджетов.

Закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год должны вступать в силу с 1 января очередного финансового года. Финансовый год для всех бюджетов на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года. Принятие закона о республиканском бюджете на другой период, чем предусмотрено статьей 5 Бюджетного Кодекса, может быть осуществлено только в условиях чрезвычайного или военного положения.

Бюджет Республики Беларусь имеет социальную направленность (более 60% расходов направляется на реализацию целей социальной политики), в доходной части бюджета доминируют налоговые поступления, в общей сумме которых преобладают косвенные налоги (налог на добавленную стоимость – 73%, акцизы -19%). Удельный вес прямых налогов и сборов в ВВПсоставляет около 8%, в их структуре преобладают налоги на прибыль и доходы и подоходный налог. В течение последнего пятилетия в Республике Беларусь проводилась последовательная работа по совершенствованию налогового законодательства и снижению налоговой нагрузки на экономику страны. За этот период отменено 26 неэффективных налогов и сборов, включая «оборотные» налоги с выручки, тормозившие развитие производства и увеличение экспорта. В 2010 году величина налоговой нагрузки на экономику (без учета взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты) составила 27,5 процента к ВВП. В целях дальнейшего упрощения налоговой системы и сокращения величины налоговой нагрузки на экономику с 2011 года отменены сбор на развитие территорий, налог на услуги и три платежа в составе экологического налога. Таким образом, в 2011 году налоговое бремя снизилось до 27,1 процентов к ВВП.

Наши рекомендации