Программа производственной (педагогической) практики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра ботаники / 33
Естественно-математический факультет
СОГЛАСОВАНО Зав. СККО УМО _____________ Р.И. Абзгельдин «____»___________ 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе _____________ И.С. Хамитов «____»___________ 2017 г. |
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ
Направление подготовки
Биология
Профиль подготовки
Общая биология
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Сибай - 2016
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО, Приказом № 1367 от 19 декабря 2013 г. Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» и п. 16. Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.11.2015 г. № 1383
Автор Ильина И.В.
Программа одобрена на заседании кафедры ботаники.
от «____» ____________ 20___ года, протокол № ________.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Наименование | Стр. |
Цели производственной (педагогической) практики | ||
Задачи производственной (педагогической) практики | ||
Место производственной (педагогической) практики в структуре ООП ВПО | ||
Формы проведения производственной (педагогической) практики | ||
Место и время проведения производственной (педагогической) практики | ||
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной (педагогической) практики | ||
Структура и содержание производственной (педагогической) практики | ||
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной (педагогической) практике | ||
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной (педагогической) практике | ||
Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) и формы отчетности | ||
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике. Критерии оценивания компетенций | ||
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики | ||
Материально-техническое обеспечение производственной (педагогической) практики | ||
Приложения |
ЦЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ
Производственная (педагогическая) практика проводится с целью выработки у студентов профессиональных умений и навыков организации и проведения учебно- воспитательного процесса в школах разных типов.
Целью производственной (педагогической) практики – выявление студентами своих педагогических способностей, обретение первоначального опыта педагогической деятельности, углубление полученных теоретических знаний и их применение в решении конкретных педагогических задач.
ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ
Задачами производственной (педагогической) практики являются
1) углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами и их применение в решении конкретных педагогических задач;
2) формирование и развитие у студентов университета как общепедагогических, так и профессионально-педагогических умений, навыков.
3) воспитание у студентов устойчивого интереса к профессии учителя, потребности в педагогическом самообразовании, выработка творческого и исследовательского подхода к педагогической деятельности.
4) формирование личностных качеств учителя, а именно:
- интереса к обучению и воспитанию подрастающего поколения;
- умения проявлять мастерство;
- умения проявлять настойчивость в совершенствовании знаний и умений, необходимых для работы в школе;
5) изучение современных технологий обучения и воспитания.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ
производственная (педагогическая)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКЕ
Во время проведения педагогической практики в школах используются следующие технологии: лекции, индивидуальное обучение приемам работы в организации класса, правилам организации и наблюдения за учебным процессом, обучение методам составления и оформления конспектов уроков.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКЕ
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на педагогической практике включает в себя следующие рекомендации и задания, направленные на:
- Изучение системы учебно-воспитательной работы и информатизации в образовательном учреждении:
- учебно-материальная база;
- учебно-регламентирующая документация;
- система воспитательной работы;
- система методической работы;
- педагогический опыт педагогов.
2. Разработку:
- учебно-регламентирующей документации;
- тематических планов учебных занятий, методических разработок и конспектов к ним;
- дидактических материалов и наглядных пособий для учебного процесса.
3. Проведение учебных занятий разных видов. Использование современных информационных средств в учебном процессе.
4. Проведение самоанализа и самооценки своей деятельности.
5. Написание отчета о прохождении педагогической практики.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
а). основная литература
1. Титов Е.В., Морозова Л.В. Методика применения информационных технологий в обучении биологии: учеб. пособие. М.: Академия, 2010. 176 c.
2. Методика преподавания биологии: учебник: Допущено УМО / М.А.Якунчев, О.Н.Волкова, О.Н.Аксенова и др.; Под ред. М.А.Якунчева. Изд. Академия-Медиа, 2010— 320 c.
3. Сластенин В.А. Педагогика–М.:.Академия,2011.
4. Подымова Л.С., Духова Л.И., Ларина Е.А., Шиян О.А. Психолого-педагогическийпрактикум.Академия,2009.
б) дополнительная литература
1. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для вузов. - М.:Издательство Юрайт, 2011.- 502 с.
2. Педагогическая практика. Справочник: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002. – 128 с.
3. Чепиков В.Т. Педагогическая практика: Учебно-практическое пособие для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2004.-204с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://www.biblioclub.ru |
3. http://school-collection.edu.ru
4. www.videoresursy.ru
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КНИЖКА
Иванова Петра Сидоровича
СТУДЕНТА
4 курса
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. База практики – место прохождения практики студентом.
2. Студент – физическое лицо, осваивающее образовательную программу по направлению подготовки бакалавриата и магистратуры.
3. Вид практики – устанавливается в зависимости от основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата, магистратуры (учебная, производственная, научно-исследовательская, педагогическая, организационная и т.д.).
4. Каждый студент, находящийся на практике, обязан вести индивидуальную книжку.
5. Индивидуальная книжка служит основным и необходимым материалом для составления студентом отчета о своей работе на базе практики.
6. Заполнение индивидуальной книжки производится регулярно и аккуратно; является средством самоконтроля, помогает студентам правильно организовать свою работу.
7. Периодически, не реже 1 раза в неделю, студент обязан представить индивидуальную книжку на просмотр руководителю (от кафедры и (или) базы практики).
8. После окончания практики студент должен сдать свою индивидуальную книжку вместе с приложениями на кафедру в бумажном виде и электронной версии.
9. Записи в индивидуальной книжке должны производиться в соответствии с программой по конкретному виду практики.
10. Иллюстративный материл (чертежи, схемы, тексты и т.п.), а также выписки из инструкций, правил и других материалов могут быть выполнены на отдельных листах и приложены к отчету.
11. Перед окончанием практики студент обязан представить руководителю практики подписанный и скрепленный печатью от базы практики дневник, отчет и отзыв или характеристику о своей работе.
12. Соответствующая кафедра в зависимости от требований ООП по направлению подготовки может корректировать содержание индивидуальной книжки.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Адрес учебного заведения: г. Сибай, ул. Белова, д. 21.
Факультет / Институт СИ (филиал) БашГУ, естествено-математический факультет
Кафедра ботаники
Направление подготовки - Биология
Профиль – Общая биология
Руководитель практики от института Хамитова Д.Р.
Руководитель практики от факультета Ильина И.В.
Руководитель практики от кафедры _____________
Руководитель практики от базы практики ___________________________
(директор школы, учитель биологии )
Телефон руководителя практики от базы практики:___________________
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Студент Иванов Петр Сидорович
Дата | Характер работы, название инструкции по технике безопасности | Должность Фамилия И.О. |
Студент ____________/ И.О. Фамилия
Руководитель от базы практики ____________/ И.О. Фамилия
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА
№ п/п | Наименование работ | Календарные сроки | Руководитель практики от базы практики | |
начало | Оконча ние | |||
1. | дата время | |||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
6. | ||||
Студент ____________/ И.О. Фамилия
Руководитель практики
от базы практики, должность ____________/ И.О. Фамилия
ДНЕВНИК РАБОТЫ СТУДЕНТА
Дата | Информация о проделанной работе, использованные источники и литература | Подпись руководителя практики от базы практики |
? | Знакомство с пед. коллективом школы Прохождение инструктажа по технике безопасности | |
Все по плану, что делали каждый день | ||
ЛЕКЦИИ, ДОКЛАДЫ И БЕСЕДЫ, ПРОСЛУШАННЫЕ СТУДЕНТОМ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИКИ
Дата | Фамилия, имя, отчество, научная квалификация (должность) лектора Тема лекции, доклада и беседы |
Студент ____________/ И.О. Фамилия
5.табель оценок
дата | Тема урока | Анализ урока | Оценка, подпись учителя |
Руководитель практики
от базы практики, должность ____________/ И.О. Фамилия
ОТЧЕТ СТУДЕНТА ПО ПРАКТИКЕ
с «___» _________20___ г. по «__» ___________20__ г.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Студент ____________/ И.О. Фамилия
ОТЗЫВ О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКЕ СТУДЕНТА
с «___» _________20___ г. по «__» ___________20__ г.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рекомендуемая оценка:______________________
Руководитель практики
от базы практики, должность ____________/ И.О. Фамилия
м.п., подпись
Личности ученика.
Общие сведения. Фамилия, имя. Дата рождения. Класс.
1. Состояние здоровья. Условия жизни в семье. Учебная деятельность. Успеваемость преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевают по разным предметам .
2. Общее умственное развитие кругозор, начитанность .
3. Особенности внимания степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению .
4. Осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления.
5. Развитие мышления отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения.
6. К каким учебным предметам проявляет интерес, отношение к отметке, отношение к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности .
7. Умение учиться соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, контролировать себя, составлять планы, конспекты и прочее.
8. Отношение к общественной жизни коллектива: дорожит ею, или относится отрицательно. Интерес к общественной жизни страны читает ли газеты, обсуждает ли общественные события с учителями и товарищами.
9. Дисциплинированность. Общая характеристика поведения.
10. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе. Отношение к товарищам по классу, бывают ли конфликты.
11. Особенности характера и темперамента. Направленность личности по отношению к людям, труду, самому себе чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм и т.д. волевые черты характера: настойчивость, самостоятельность уступчивость и т.д.
12. Способности учащегося (общие и специальные, актуальные и потенциальные). Уровень их развития и виды (технические, математические, художественные, организационные, спортивные, артистические и т. д.
13.Трудовая и общественная деятельность в рамках класса, школы и вне школы. Занятия на досуге. Его ценностные ориентации и жизненные планы. Интересы и тип увлечения вне школы.
14.Занятия физкультурой и спортом. Эстетическое развитие и культурный кругозор.
15.Взаимоотношения с одноклассниками. Его психологический статус в ученической группе. Способы разрешения им внешних конфликтов. Группы общения вне школы (являются ли одноклассники его друзьями вне школы.
16.Характер самооценки и уровня притязаний. Достоинства и недостатки формирующейся личности ученика, выявленные в процессе изучения его личности. Интеллектуальные, волевые, эмоциональные и моральные свойства (черты) его личности. 17.Педагогический прогноз и рекомендации в отношении данного учащегося. Определение дальнейших задач, стоящих перед педагогами и взрослыми членами семьи ученика. Пути дальнейшего совершенствования воспитательной работы с ним.
Приложение 3
Общие сведения о классе.
1. Количество учащихся в классе.
2. Мальчиков Девочек
3. Воспитываются в полной (неполной) семье.
4. Здоровье учащихся (особые случаи).
Примерная схема анализа урока
1. Тип и структура урока:
– тип, структура урока, его место в системе уроков по теме;
– тема, цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные), дидактические задачи на отдельных этапах;
– дозировка времени.
2. Содержание и методика повторения учебного материала:
– полнота и глубина проверки;
– методика повторения, дифференциация заданий;
– охват учащихся проверкой, занятость класса;
– объективность оценки, аргументация отметки.
3. Работа над новым учебным материалом:
– требования программы;
– научность, связь с жизнью, систематичность, доступность, соотношение в учебном материале главного и второстепенного;
– соответствие материала образовательным, развивающим и воспитательным задачам урока.
4. Методы обучения:
– оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО. дидактическими материалами; целесообразность их применения;
– обоснованность применяемых методов;
– активизация познавательной деятельности учащихся;
– использование методов проблемного обучения;
– сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися;
– самостоятельная работа учащихся;
– методика контроля и учета знаний учащихся в процессе изложения нового материала.
5. Усвоение нового материала:
– отбор материала для формирования знаний, умений и навыков;
– самостоятельная работа при закреплении;
– обратная связь. Оценка ответов учащихся.
6. Задание на дом:
– объем, характер материала, его посильность;
– наличие и характер инструктажа;
– дифференцированность задания.
7. Характер деятельности учителя:
– уровень педагогических требований к работе учащихся, к развитию их речи, мышления;
– речь учителя, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.
8. Результаты урока:
– подведение итога урока;
– выполнение намеченного плана урока;
– достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока;
– качество знаний, умений, навыков учащихся.
СТУДЕНТ по окончании практики предоставляет на кафедру ботаники всю документацию:
1.Индивидуальная книжка по практике.
2. Отчет по практике с фотографиями.
3. Табель оценок.
4. Конспекты уроков, классного часа и внеклассного мероприятия.
5. Психолого-педагогическую характеристику на ученика.
6. Психолого-педагогическую характеристику на класс.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра ботаники / 33
Естественно-математический факультет
СОГЛАСОВАНО Зав. СККО УМО _____________ Р.И. Абзгельдин «____»___________ 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе _____________ И.С. Хамитов «____»___________ 2017 г. |
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ
Направление подготовки
Биология
Профиль подготовки
Общая биология
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Сибай - 2016
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО, Приказом № 1367 от 19 декабря 2013 г. Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» и п. 16. Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.11.2015 г. № 1383
Автор Ильина И.В.
Программа одобрена на заседании кафедры ботаники.
от «____» ____________ 20___ года, протокол № ________.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Наименование | Стр. |
Цели производственной (педагогической) практики | ||
Задачи производственной (педагогической) практики | ||
Место производственной (педагогической) практики в структуре ООП ВПО | ||
Формы проведения производственной (педагогической) практики | ||
Место и время проведения производственной (педагогической) практики | ||
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной (педагогической) практики | ||
Структура и содержание производственной (педагогической) практики | ||
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной (педагогической) практике | ||
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной (педагогической) практике | ||
Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) и формы отчетности | ||
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике. Критерии оценивания компетенций | ||
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики | ||
Материально-техническое обеспечение производственной (педагогической) практики | ||
Приложения |