Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной (педагогической) практики
- способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества (ПК-7).
В процессе педагогической практики студенты выполняют следующие виды деятельности:
- знакомятся с организацией учебно-воспитательного процесса в классе, с работой учителей и классных руководителей (изучают методический фонд класса, школы, технические средства и наглядные пособия, календарно-тематические планы, поурочные планы и конспекты уроков учителя);
- проводят уроки и занятия по предмету;
- посещают и анализируют уроки, внеклассные и воспитательные занятия других практикантов.
В ходе производственной (педагогической) практики студенты должны овладеть следующими умениями:
- планировать уроки и внеклассные занятия по предмету, разрабатывать конспекты уроков, внеклассных и воспитательных занятий;
- работать с методической литературой, школьными учебниками и программами, творчески отбирать материал, наглядные пособия и ТСО к урокам;
- выбирать наиболее эффективные формы, методы и приемы проведения уроков и внеклассных занятий с учетом особенностей физического и психического развития учащихся;
-проводить диагностику уровня развития личности и коллектива учащихся, сформированности у школьников знаний, умений и навыков по предмету, общеучебных умений и навыков;
- выполнять в работе с классом санитарно-гигиенические нормы и требования;
- разрабатывать и изготовлять наглядные пособия, дидактический материал к урокам и внеклассным занятиям;
- осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности, а также анализировать уроки и внеклассные занятия других практикантов.
К проведению производственной (педагогической) практики предъявляются следующие требования:
- норма классно-урочных и внеклассных занятий должна быть выполнена каждым практикантом полностью;
- консультации и руководство со стороны школы и педагогического учебного заведения должны быть регулярными;
- подготовка к уроку, его проведение и анализ – три равнозначных этапа процесса профессиональной подготовки, поэтому требовательность к ним должна быть одинаковой.
7. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ:
Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | |||
Ознакомительные лекции | Инструктаж по технике безопасности | Выполнение заданий | Подготовка отчета | |||
Подготовительный этап: 1.1. Подготовка индивидуального плана выполнения программы практики, в соответствии с заданием руководителя практики. 1.2. Знакомство с информационно–методической базой практики. 1.3. Знакомство с системой работы учителя биологии. Знакомство с программой, учебной, методической, дидактической литературой по биологии | Дневник практики, лист инструктажа | |||||
Основной этап: 2.1. Посещение и анализ занятий ведущих учителей биологии (не менее трех посещений). 2.2. Подготовка информации, необходимой для разработки методического обеспечения учебного курса биологии 2.3. Подготовка планов уроков и дидактических материалов, необходимых для реализации учебных занятий. 2.4. Проведение занятий и самоанализ занятий. | Дневник практики, конспекты уроков | |||||
Заключительный этап: 3.1 Подготовка отчета о практике | Отчет о практике |
Входе практикистуденты осуществляют следующие виды деятельности:
·анализируют и обобщают педагогический опыт;
·используют различные способы целеобразования, решения проблем в педагогической деятельности;
·проектируют различные модели уроков с использованием традиционных и нетрадиционных приемов, методов и организационных форм;
·используют различные способы рефлексии и оценивания в педагогической деятельности;
·изучают коллектив учащихся, используя исследовательские методики, составляют психолого-педагогическую характеристику классного коллектива с целью диагностики и проектирования его развития;
·вовлекают учащихся во внеурочную совместную деятельность.
I. Учебная работа
Изучение методического опыта и системы работы учителей учебного заведения (на занятиях в закрепленной за практикантом в классе группе) а так же изучение анализ и обобщение передового педагогического опыта.
Подготовка и проведение уроков по предмету.
Проведение внеклассной работы по предмету (кружки, олимпиады, изготовление наглядности, экскурсии, игры и т.д.)
Максимальное приближение работы практиканта к содержанию профессиональной деятельности учителя.
Овладение методикой анализа уроков и других видов работы практиканта.
Осуществление самоанализа, и теоретического самоосмысления опыта работы товарищей особенно при анализе уроков.
Изучение индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
II. Воспитательная работа.
1. Ознакомление с системой работы классного руководителя.
2. Овладение умениями и навыками планирования учебной и воспитательной работы.
3. Совершенствование умения составления психолого-педагогической характеристики на основе разностороннего изучения учащихся.
4. Овладение умениями и навыками подготовки и проведения воспитательных мероприятий (классные часы, беседы диспуты, конференции, вечера, различные конкурсы, экскурсии и культпоходы).
Студент - практикант за период практики должен провести 2 зачетных воспитательных мероприятия: одно в рамках школы, другое – в рамках класса. План мероприятия должен быть согласован с классным руководителем и преподавателем кафедры ботаники.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКЕ
Во время проведения педагогической практики в школах используются следующие технологии: лекции, индивидуальное обучение приемам работы в организации класса, правилам организации и наблюдения за учебным процессом, обучение методам составления и оформления конспектов уроков.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКЕ
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на педагогической практике включает в себя следующие рекомендации и задания, направленные на:
- Изучение системы учебно-воспитательной работы и информатизации в образовательном учреждении:
- учебно-материальная база;
- учебно-регламентирующая документация;
- система воспитательной работы;
- система методической работы;
- педагогический опыт педагогов.
2. Разработку:
- учебно-регламентирующей документации;
- тематических планов учебных занятий, методических разработок и конспектов к ним;
- дидактических материалов и наглядных пособий для учебного процесса.
3. Проведение учебных занятий разных видов. Использование современных информационных средств в учебном процессе.
4. Проведение самоанализа и самооценки своей деятельности.
5. Написание отчета о прохождении педагогической практики.